Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование спортивного характера



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Формирование спортивного характера 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как было сказано, квалифицированный спортсмен отличается определенными личностно-характерологическими особенностями, помогающими ему выполнять требуемую тренировочную программу и реализовывать имеющийся у него потенциал на соревнованиях. Одни особенности вытекают из его психофизиологической конституции, носят в большой мере природный характер и используются главным образом при отборе и ориентации. Другие же, в частности система отношений спортсмена, составляют главный, предмет воспитательного процесса в спорте.

Одной из основных задач педагогики в спорте является формирование и совершенствование спортивного характера. Эта важная и сложная задача решается через изменение системы отношений спортсмена путем создания психических состояний, способствующих высшим проявлениям физических и духовных сил спортсмена в ответственные моменты тренировки и в период соревнований. От тренировки к тренировке, от старта к старту создают у спортсмена необходимые психические состояния, которые постепенно становятся доминирующими, тем самым меняя в положительную сторону отношения спортсмена к труднейшим ситуациям спортивной жизни.

Формирование системы отношений, определяющей спортивный характер, требует специально организованной, целенаправленной психологической подготовки. Речь идет не о воспитании характера вообще, т.е. не о коррекции отношений спортсмена к самому себе, к людям, к труду, к вещам, к препятствиям и пр., безотносительно к специфике деятельности, а о проявлении всех этих отношений в условиях спортивной деятельности. Спортивный характер формируется и совершенствуется в течение всей спортивной карьеры, во всех областях спортивной жизни: в тренировочном процессе, в соревнованиях, в повседневной жизни, учебе, труде. При объективно недостаточном проявлении каких-то необходимых для спорта "компонентов", составляющих темперамент и направленность личности, изменение системы отношений может компенсировать многие из недостатков. В спортивной практике можно найти достаточно примеров очень удачного сочетания темперамента, направленности личности и характера, которое способствует развитию способностей, эффективной их реализации. Это сочетание может быть лучше или хуже, но в идеальном виде оно практически не встречается. Поэтому необходимость воздействовать на свойства личности сохраняется всегда, и основной путь этого воздействия состоит в изменении системы отношений к основным сторонам спортивной деятельности, т.е. в формировании спортивного характера. Поскольку в тренировочном процессе и в соревнованиях могут проявляться как одни и те же, так и различные черты спортивного характера, эти две системы отношений рассмотрим отдельно.

Что же такое система отношений, обеспечивающая успешность тренировочного процесса?

Понятно, что успех в спорте определяется теми чертами характера, которые позволяют преуспевать и в любой другой области человеческой деятельности: трудолюбием, добросовестностью, организованностью, целеустремленностью, настойчивостью, дисциплинированностью и др. Поэтому мы не будем останавливаться на описании этих свойств. Обратим внимание на ту специфическую систему отношений, которая определяет результативность тренировочного процесса.

Многолетняя практика психологической подготовки спортсмена к продолжительному тренировочному процессу с высокими нагрузками показывает, что первостепенное значение имеет организация воздействия на следующие виды отношений, обеспечивающих успешность тренировочного процесса:

А. Отношение к переносимой физической нагрузке. Наряду с физиологическим фактором переносимости физической нагрузки сущестует и фактор психологический. Часто спортсмен не справляется с нагрузкой и не потому, что не готов физически, а потому, что не был подготовлен к ней психологически. В простых случаях это проявляется в нежелании выполнять тренировочную работу заданного объема и интенсивности, которое устраняют специально организованной системой мотивации в тренировочном процессе. В более сложных ситуациях - это страх перед нагрузкой. Страх может осознаваться спортсменом (он откровенно говорит об этом) либо не осознаваться (спортсмен ищет любую возможность "уйти" от нагрузки, находя какие-то объяснения этому и для себя, и для других). Если спортсмен боится нагрузки, его возможности выдержать ее существенно снижаются.

В то же время рекордных результатов достигают именно те спортсмены, которые без страха и сомнений тренировались больше и интенсивней, чем кто-либо другой. Для этих спортивных характеров не существовало преград типа: "перетренируюсь", "заболею от нагрузки", "сердце не выдержит" и т.д.

Б. Отношение к своим возможностям восстановления. Этот вид отношений тесно связан с предыдущим и является логическим его продолжением: первый проявляется в процессе тренировки, второй - между тренировками. Пловец со спортивным характером уверен, что период между тренировками дает ему возможность хорошо восстановиться, он не фиксирует своего сознания на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, не испытывает боязни за состояние своего организма.

В. Отношение к возможным нервно-психическим перенапряжениям. В современной спортивной тренировке используются такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен оказывается в состоянии психического перенапряжения той или иной степени.

Пловец со спортивным характером преодолевает возникшие у него перепады настроения и рабочего тонуса, справляется с наплывающей раздражительностью и спокойнее относится к временным нарушениям сна и незначительным болезненным проявлениям. Для тренера в этот период возникает важная и трудная психолого-педагогическая и методическая задача: в течение какого времени и как надо "нагружать" спортсмена в этом состоянии? Успех тренировки и результат будущих соревнований зависят как от квалификации тренера, так и от опыта и спортивного характера пловца. Зная сознательность спортсмена и его характер, тренер может предоставить ему возможность в определенные моменты самостоятельно принимать решения относительно тренировочной нагрузки, ориентируясь на свое самочувствие.

Г. Отношение к качеству исполнения тренировочных заданий. Добросовестное отношение к тренировкам, высокое качество исполнения упражнений имеют значение на любом этапе спортивного совершенствования. Но особое значение этот вид отношений приобретает на высоком уровне спортивного мастерства.

Когда пройдены огромные объемы тренировочной работы, освоены различные методы и средства тренировки, рост спортивных результатов может быть продолжен за счет определенной суммации усилий, проявляемых на пределе утомления в результата упражнений. Это борьба не просто за качество исполнения упражнений, а за их высокое качество при ощущении усталости. Даже после того, когда, казалось бы, движение вообще совершить невозможно, пловец со спортивным характером выполняет его, и выполняет возможно качественнее.

Д. Отношение к спортивному режиму. Здесь имеются в виду главным образом следующие стороны спортивного режима: систематичность тренировок, отношение к отдыху, ко сну, к питанию, к восстановительным и профилактическим мероприятиям, к культурно-массовой организации досуга, к занятиям саморегуляцией и к самовоспитанию. Своеобразие этого вида отношений состоит в том, что совершенствование отдельных его сторон осуществляется в основном через организацию деятельности. Пловца со спортивным характером отличают продуманная, глубоко осмысленная самоорганизация всей своей жизни, подчинение всего режима дня, всех своих действий решению главных спортивных задач.

Е. Система отношений, обеспечивающая успешность выступлений спортсмена в соревнованиях. Спортивный характер формируется, совершенствуется в тренировочном процессе. Но закаляется и по-настоящему проявляется только в соревнованиях. Тренеру часто приходится сталкиваться с тем, что многие талантливые спортсмены способны на тренировках демонстрировать великолепные результаты, показывать примеры блестящего выполнения сложных тренировочных серий и не способны подтвердить свои потенциальные возможности в условиях соревнований. Именно отсюда идут распространенные выражения: "бойцовский характер" или "не боец"; "уметь собраться" и др. Наличие или отсутствие этих черт характера проявляется в стабильности выступлений в соревнованиях, в адекватности уровня результатов рангу соревнований, в улучшении результатов в соревновании по сравнению с тренировкой, в финальных заплывах по сравнению с предварительными выступлениями. В структуре спортивного характера можно выделить те основные черты, которые обеспечивают успешность выступлений спортсмена в соревнованиях. Это прежде всего хладнокровие, выражающееся во внешнем спокойствии, умении "держать себя в руках", контролировать свое поведение, уверенность в себе и боевой дух - качества, каждое из которых отражает отношение пловца к наиболее важным сторонам соревновательной ситуации.

Хладнокровие (спокойствие) в экстремальных условиях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, а следовательно, благоприятные возможности для реализации достигнутого уровня подготовленности.

Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивая высокую активную надежность действий спортсмена, его высокую помехоустойчивость, особенно в новых, затрудненных, изменяющихся условиях, в случае недостаточной подготовленности или нездоровья, травм. В нормальных условиях уверенность в себе способствует полной реализации достигнутого уровня подготовленности.

Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, - максимальное проявление стремления к борьбе, к победе, к успеху, вплоть до самого последнего момента соревнований, это экстраординарная собранность и предельная мобилизация в ответственные моменты спортивной борьбы, полная отдача всех сил достижению цели. Боевой дух обеспечивает вскрытие всех резервных возможностей спортсмена.

Сочетание этих свойств дает обобщенную, интегративную, характеристику спортсмена - наличие или отсутствие у него спокойной боевой уверенности по отношению к соревнованиям.

 



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Формирование спортивного характера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование спортивного характера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)