Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 2
Глава I. Интренет-блоги и их типологические особенности…….. .5
Глава II. «Дневник писателя» и его типологические особенности... 14
Глава III. Сопоставительный анализ особенностей «Дневника писателя» и интернет-блогов…………………………………………………………………... 33                                                  
Заключение………………………………………………………………………… 43
Список литературы………………………………………………………………. 48


                                                         Введение

Актуальность выбранной темы. Несмотря на то что в последнюю треть XX в. появилось множество интересных и плодотворных исследований, затрагивающих те или иные аспекты «Дневника писателя» (Г.М. Фридлендера[1], Л.М. Розенблюм[2], В.А. Туниманова[3], И.Л. Волгина[4], Г.К. Щенникова[5], Е.А. Акельина[6] и др.). Понимание уникальной природы «Дневника писателя», анализ поэтики этого произведения до сих остается актуальнейшей  проблемой современной достоевистики. Некоторые современные работы свидетельствуют о том, что Достоевский, создавая свой журнал, предвосхитил дальнейшее развитие журналистики. Развитие информационных технологий, решение новых способов освоения веб-пространств, в том числе – в художественно-медийном ключе, даёт веский повод взглянуть по-новому на образцы литературных и периодических изданий 18-19 веков, переоценить достижения их авторов и попробовать определить векторы последующего творческого движения. В данном случае, особый интерес для нас представляет «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского. В трудах исследователей творчества писателей ( например, Т.Касаткина, Л.Гаврилова) можно встретить мысль о наличии параллели между периодичным публицистичным дневником Достоевского и современные онлайн-дневниками в блогах. В целом, материалов по данной теме не много и они довольно разнородны, что говорит о недостаточной изученности проблемы, о наличии перспектив более глубоко изучения и сопоставления ДП и блогов. Описав характеристики современных блогплатформ и периодического издания Достоевского, мы выявим точки соприкосновения двух типов дневников и постараемся понять: возможен ли тот факт, что форма современного блога берет свои истоки в журнализме Достоевского, а именно в его «Дневнике писателя».

Объект:  «Дневник писателя» и современные интернет-блоги как медиа-платформа

Предмет: Сходства и различия типологических особенностей  интернет-блогов и «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского
       Гипотеза: Мы предполагаем, что между интернет-блогами и «Дневником писателя» имеется типологическая общность.

Цель: сопоставить типологические и иные особенности "Дневника Писателя" и интернет-блогов, определить сходства и различия

Задачи:
1. Изучив интернет-блоги и выявив их основные типологические особенности - попытаться найти им соответствия в журнальной практике 19 века.
2. Выявить основные типологические и иные особенности "Дневника Писателя"
3. Сравнить особенности "Дневника Писателя" и "Интернет-блогов" (для последних - имея в виду и их возможные эквиваленты/соответствия, которые мы надеемся получить в ходе выполнения первой задачи)
4. Проанализировать результаты, проверить основную гипотезу исследования о типологической общности ДП и блогов
5. Сделать вывод, исходя из полученных данных

Новизна обусловленаориентированностью на материал из «Дневника писателя» Достоевского, который сейчас является актуальнейшим для исследователей достоевистики.  Написано небольшое количество работ, в которых авторы делают предположения о сходстве блогов и «Дневника писателя» Достоевского, однако никто из исследователей не рассматривал эту проблему подробно. Нами впервые будет проведено конкретное сравнение типологических и иных особенностей интернет-блогов и журнала 19 века.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической  и художественной литературы

2. Сопоставительный анализ

3. Классификация

4. Аналогия

Глава I .  Интренет-блоги и их типологические особенности

«Дневник Писателя» выходил с перерывами в 1873–1881 годах и  пользовался большим интересом у читающей  аудитории,  количество которой постоянно росло. Сам Достоевский [7]называл свой «Дневник..» «сочинением», в котором соединил художественное и публицистическое начала. При таком понимании есть основания говорить о близости ДП  не только к журналистике, но и к литературному творчеству в Интернете.  На это указывают и некоторые авторы сетевых публикаций о «Дневнике писателя».  Например, Л. Андрулайтис[8], назвав ДП первым интерактивным дневником, отмечает что «Достоевского и “сетевую” публицистику роднит сама идея периодического издания собственного дневника – в большей степени “публицистического”, но от этого не менее “личного”».
Для того, чтобы попытаться сопоставить современные блоги и «Дневник писателя» Достоевского, мы должны разобраться в природе блога, и понять, есть ли какие-нибудь соответствия или эквиваленты качествам, традиционно присущим блогам – в журналистике 19 века? Насколько вообще современные блоги могут быть сопоставимы с текстами 19 века. Или они не сопоставимы вовсе?

Необходимо начать с определения блога.  Блог представляет собойонлайновый публичный  дневник, размещенный в интернете и доступный для чтения другим читателям. Он состоит из датированных записей, расположенных в обратном хронологическом порядке. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, которые могут включать в себя фото, видео, аудио материалы. Людей, ведущих блог, называют блогерами.
Смысл ведения блога заключается в регулярной публикации новых постов  (от англ. blogpost — «запись в блоге»). Каждый пост — это событие, сравнимое с выходом нового номера журнала. Читатели блога имеют возможность обсудить записи в комментариях, одобрить их или раскритиковать.


Основных коммуникативных целей у блоггера две:
1) высказать свою точку зрения касательно того или иного события;
2)  получить максимальный резонанс в ответ на свое мнение, - причем вторая является следствием первой.

Когда мы говорим о классификации блогов, то здесь нельзя ограничиться одним-двумя видами. Чтобы систематизировать блоги мы разбиваем их на критерии:


По авторскому составу

По содержанию

По цели создания

 

I. По авторскому содержанию блоги бывают:
Личный, коллективный или социальный блог, корпоративный

II.  По содержанию блоги могут быть:

Текстовыми ,фотоблоги , артблог, музыкальные блоги , видеоблоги , подкастовые блоги , мультимедийные блоги , цитатный блог, сплог

III. По цели создания: Личный блог, дневник очевидца, дневник знаменитостей, псевдонимный или «Призрачный» блог, блог-подделка , тематический, блог разнообразной тематики (смешанные) , деловой блог, бизнес-блог или пиар-блог , эпатажный блог, блоги блогов

IV. По  тематике: Быт, здоровье, информационно аналитический , кулинария , кино, мода, музыка , образование , политика, психология, путешествия, спорт, эротика, WEB

V.  По технической базе: Блогохостинги  - Автономный блог

VI. По тональности: Серьезная, шутливая /официальная, неформальная/ спорящая, дружелюбная/ отзывчивая, саркастичная                  




Типологические особенности  блога:

1) Тенденция к разговорности- употребление элементов неформального общения : разговорных слов и выражений, обращений по нику, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений,  сокращенных слов, аббревиатур и т.д..  (Блог Натальи Радуловой[9] : «Похоже, стилисты уговорили Анджелину отказаться от ее любимых черных, обтягивающих одеяний. И правильно, хватит мир пугать. Даже на встрече с Генсеком ООН широкое пальто не снимала. И сейчас вон объем создает». Или кулинарный блог Stalicа [10]: «Ну как? Да очень просто! Сначала надо все порезать кубиком. Хотите - удаляйте семечки и сок из помидор, хотите - оставляйте. Баклажаны мы обычно чистим, но солить их и отжимать из них сок давно перестали - нет уже тех баклажан, что когда-то горчили. А если бы были, то икра получилась бы еще вкуснее! Ну да ладно, только баклажаны, пожалуй, лучше резать в последнюю очередь, пока в растительном масле )

2) Использование сленга, жаргонизмов и заимствованных иностранных слов ( «Я не фотограф, снимаю как лузер в режиме авто-настроек обычной камерой ХХХХ Nex 5, она даже не зеркалка» Автор: Nikolai_Vasilev[11]).

3) Диалогичность- свойство произведения, обращённого к читателю и вызывающего у него отклик, которое позволяет автору получать скорую реакцию читателей в форме комментариев и постов на собственной странице. То есть автор ведет постоянный мысленный диалог со своим читателем, обращается к определенному лицу. Пример: «Мне всегда казалось, что это слишком просто для того, чтобы об этом рассказывать читателям. Нет, ну правда, проще этой овощной закуски может быть только яичница. Но шли годы, а успех этой простенькой икры у наших гостей не проходил. Представляете себе - мы на стол разносолы, мы готовим что-то там часами, а приходят гости и налегают на самую простое блюдо, как будто это какой-то шедевр. Даже обидно!»[12]

4) Блоггеры пишут о тех событиях, участниками который являлись сами. Фиксируют свои эмоции и переживания- отсюда эмоциональные и яркие сообщения. Пример[13]: «Девушка старательно куталась в шифоновый шарфик. Но есть, и пить, полностью скрыв лицо невозможно, и время от времени оно открывалось. Экзема? Неудачный пилинг? Атопический дерматит? Лицо у девушки покрыто красными пятнами, кое-где переходящими в багровые. Шелушилось. Не самое приятное зрелище,целоваться с ней прямо скажем, не хочется. Но в целом – видали и хуже» или в том же блоге «COSHAREL»[14]: «Сидели вечером с девочками у меня дома, и под хорошее настроение решили продолжить девичник в баре. Оля восприняла идею с радостью: – Сейчас я только мужу позвоню! Ну, нормально, предупредить хочет, что задерживается, подумали мы. То, что в итоге произошло, шокировало даже самых отъявленных домашних клуш из нас».

5) Субъективность.
Например,  в блоге  «Пишет Эволюция»[15] : «Да, я так и слышу женский вой, что это невозможно, что они перепробовали все. Раз все перепробовали, разводитесь. Либо терпите шланг, пока не найдете другого мужчину (который будет мотивирован сам) или собственные опоры для самостоятельной жизни. Если несмотря ни на что шланг вам выгоден (зарплату приносит, изредка что-то делает), оставьте его в покое. Честное слово, это лучше, чем нападать. Чем больше нападаете, тем больше вы ему должны. А значит делаете в результате еще больше».

6) Широкая тематика заметок в блоге ( здесь пишут от кулинарии и семенных отношений, до военных действий и политики).

7) Тенденциозность статей, стремление писать о самых горячих, последних новостях, привлекая тем самым аудиторию.(Заголовки «Анджелина Джоли скрывает худобу», «ЖИЗНЬ НЕГРАЖДАН США. Эти люди двигаются мало — их и так кормят», «ЧЕРНОБЫЛЬ — ВИД СБОКУ. Отчёт о поездке в Полесье»

8) Наличие реакции читателей в виде комментариев к публикации

9) Использоваиие гиперссылок для отклика на публикацию другого блоггера

10) Онлайновость, как одна из важнейших характеристик блога. Онлайновость –это возможность автора ответить на реакцию читателей в онлайн-режиме, т.е. буквально за несколько минут. Так средний разрыв между комментарием на статью в блоге и ответом автора поста составляет в среднем 4-5 минут.

11) Быстрое появление и создание постов для блога и неограниченное количество читателей, естественно, пользующихся Сетью. Нет периодичности публикации постов, все зависит от желания и возможности блоггера.

12)  Использование фотографий, видео, гиперссылок,  анимации и смайликов для боле яркого выражения своих эмоций.

13) Наличие тэгов- краткого описание ключевых моментов в тексте- Tags:Велодорожки, Города,России, Двор, Ингушетия, Магас, Мусор, Парковка, Плохой-хороший, Россия,Стройка.

14) Посты в блоге  встречают как чересчур короткие, так и неограниченно длинные,  не имеют четкой структуры и больше похожи на фиксирование потока сознания.Приведем пример из блога «Пишет Татьяна»[16]:«Перед премьерой Шнурову подарили лаковые штиблеты с изысканной золотой вышивкой. Увидев их красную подошву, он заорал: «Это лабутены?!» Не знал, что и мужские существуют. На этом удивления не закончились...Собралась я сделать маникюр. Ради интереса залезла посмотреть новые тенденции сезона и обалдела: в моде ногти в стиле лабутены!!!
То есть, как говорил когда-то Аркадий Райкин: «черный верх – белый низ» «черный верх – красный низ» :-) Ну что сказать: очень эффектно! Но у меня лично нет ни лабутенов, ни большой любви ко всему новомодному. А вот классика в маникюре с её 50-ю оттенками серого – самое оно, тем более что она отлично подходит под мои любимые туфли, которые и без всякой красной подошвы хороши :-)»

15) Блоггер является и писателем, и редактором в одном лице.

16) Свобода слова в блогосфере: ( «Плохой Магас. Ингушетияс»[17], автор Варламов : «Я тут посмотрел несколько интервью, которые давал Беслан, и понял, что он очень болезненно реагирует на критику. В одном из интервью он рассказывает, что нашел человека, который критиковал его в интернете. Кроме того, у Беслана есть охранник. Это такой человек-гора с пистолетом. Одна большая мышца 2.20 ростом. Надеюсь, я тут ничего такого не наговорил особо обидного, и мне не придется извиняться на ингушском телевидении. Ладно, на самом деле, нормально Беслан воспринимает критику».

17)  Наличие рекламы. Например, реклама рекламы в блоге автора VARLAMOV.RU[18] :«В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. ).

 

Таким образом, блог представляет собой онлайновый дневник, в котором автор честен и диалогичен с читателем, может мгновенно отвечать на комментарии адресатов; автор в простом и разговорном стиле пишет о событиях, случившихся с ним, делится своими мыслями и переживаниями.
Приведенные выше 10 характеристик блога можно условно разбить на три части: «технические», «стилевые» и «содержательные» особенности. В группу «технологических»  входят  №9, №10, №11, №12, №13-эти особенности нельзя сопоставить с журналом ХIХ века. Во-первых, мы исключаем полностью возможность онлайновости в 19 веке, когда  еще не был создан компьютер. Достоевский мог отвечать читателям на их письма только в следующем номере издания или в личной переписке. Что касается быстрого набора заметки  практически с любого современного устройства, то создание периодического журнала в 1880-е года требовало огромных затрат сил и энергии. Рукописные статьи редактировались самим писателем, относились в типографию В.В .Оболенского, где печатались на специализированном станке. Несмотря на то, что «Дневник писателя» распространялся по подписке, мы не можем уверять, что читало его строго ограниченное количество людей ( при тираже 6000 экз.). Безусловно, использование полноцветных фотографий, анимации, видеороликов исключено.Даже обращаясь к архивам, мы не найдем в «Дневнике писателя» ни наличия  рисунков, ни графических украшений. Хотя в российских газетах на тот момент


использовались рисованные передовицы и просто новостные зарисовки, например, в женском журнале «Новый русский базаръ»)


 Группу «стилевых» особенностей составляют №1- №3, №5, ,№14, №15, №16- здесь  имеются эквиваленты качествам, присущим как блогу, так и журналу 19 века. К «содержательным»- №4, №6,№7, № 8, №16, №17- характеристик немного, но и они подаются сопоставлению с «Дневником» Достоевского.  

Что касается классификации[19], то блоги различаются по  авторскому составу, по содержанию , по цели создания, по тематике содержания, по технической базе, по тональности. По такому принципу разделения мы вполне можем сопоставить блогосферу и журналистику 1870-х годов, в том числе и ДП. Журналы , как и блоги, могли быть личными , могли иметь несколько владельцев ( «Русское богатство»), по содержанию журналы различались также, однако практически все издания были текстовыми ( до конца 19 века) , и уже к текстовой категории мы добавляем новую, например современный «артблог»-это журнал с рецензиями на спектакли, выставки критика на новые книги и сборники; «музыкальный блог»- с текстами о музыки и статьями о исполнителях; своеобразный «фотоблог» возможен, но фотография использовалась редко и чаще всего была служебной, а не самостоятельной. «Цитатный блог» как отельная рубрики в газете тоже имеет место быть. Мы исключаем для сравнения только видеоблог, мульмидейный блог, подкастовый блог и сплог (рекламный блог). По цели создания блоги и журналы классифицировать нельзя, правильнее было бы говорить о личной  цели самого журналиста (личная колонка, тематическая полоса, деловые статьи, эпатаж, псевдонимные статьи, журналист репортер (дневник очевидца). По тематике между журналами и блогами также можно провести параллель, как и сейчас,людей девятнадцатого столетия волновали предметы и события окружающего мира: быт, здоровье, аналитика, кулинария, мода, музыка , образование, политика, психология, путешествия, спорт. По тональности журналы могли быть, так же как и блоги, и по тональности: серьезными, и спорящими, и шутливыми, и саркастичными, и официальными, и неформальными. По технической базе блоги различаются на блогохостинги ( то есть расположение на чужом ресурсе, использование площадки) - автономный блог ( самостоятельный сайт), также и журнал может быть независимым и личным, а может быть лишь дополнением к какому-то изданию.


Исходя из этого, в следующих главах мы будем искать особенности ДП и сопоставлять его с «стилевыми » и «содержательными» особенностями блогов. А также описывать, опираясь на подходящую классификацию.



 

 

Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского

«Дневник писателя» — явление уникальное в русской и мировой литературе.  В первом номере «Гражданина» за 1873 г. Ф.М.Достоевский[20] объясняет цель[21] создания такого «журнала в журнале» (по утверждению Г.М. Фридлендера) : «Буду и я говорить сам с собой ... в форме этого дневника. <...> Об чем говорить? Обо всем, что поразит меня или заставит задуматься».
В публицистике того времени преобладали толстые журналы «Отечественные записки» , «Дело», «Народное дело», «Гражданин», «Русское богатство» и др.  И в 1876 году среди них особняком встал журнал Достоевского, в объявлении о подписке на который было сказано: «Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном. Сюда, конечно, могут войти рассказы и повести, но преимущественно о событиях действительных». И.Л. Волгин[22] справедливо замечает: «О чем бы ни писал Достоевский, «общее» принципиально не отделено у него от "частного", "дальнее" от "ближнего". Страдания семилетней девочки и судьбы Европы вводятся в единую систему координат»

Внешняя структура произведения отчасти напоминает моножурнал. «Дневник писателя» выходит ежемесячно, в каждом выпуске обычно 2-3 главы, внутри главы есть несколько главок, снабженных парадоксально-ироничными названиями, состоящими из двух-трех, а иногда и из пяти-шести предложений.Эти длинные заглавия разделов как бы создают смысловое поле философствования, например:«Спиритизм.Нечто о чертях.Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти»).Необходимо отметить, что «Дневник писателя» обычно рассматривают как наиболее яркое проявление журнализма Достоевского. К особенностям его журнализма[23] относят усиление газетного тематизма в произведении, риторичность, постоянное использование фигуры читателя, расширение полемики в публицистике, увеличение сенсационности и скандальности событий, усиление мелодрамматических эффектах повествования. Поэтому «Дневник писателя» это прежде всего  публицистика, направленная на диалог с читателем. Это не личный или интимный дневник в прямом смысле слова, который могли бы опубликовать после смерти автора, и не художественное произведение-это общение, разговор с читателем. Денисова Алина[24] верно утвержает:« В «Дневнике…» он выступает как человек, как писатель, публиц ист, его личный опыт включается в атмосферу времени, отражает характер эпохи. Задача, которую ставил перед собой Достоевский, была поистине масштабной: он обращался ко всем русским гражданам со своим словом много пережившего человека и мыслителя, мучительно стремящегося в диалоге с людьми (и с самим собой) найти ответы на «жгучие вопросы современности».

Для сравнения можно сказать о дневниках Н.В.Гоголя или Л.Н.Толстого, которые были глубоко интровертны, а «Дневник..» Достоевского прежде всего был актом публичного диалога и лишь имитировал дневниковый жанр. Дневники Толстого и Гоголя- «диалог с самим собой», Достоевского- трибуна на выражения своих мыслей и общения с аудиторией. Необходимо отметить, что на обложке журнала было написано именно «Дневник писателя», а не «Дневник Достоевского», то есть воспринималось это не записной книжкой Федора Михайловича, а дневником писателя, публициста, где его личный опыт включается в атмосферу времени и отражает характер эпохи.



2019-07-03 250 Обсуждений (0)
Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Анализ «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)