Организация труда учащихся в процессе подготовки к
Занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывает, проектирует. От подготовки учителя к занятиям в решающей мере зависит качество урока. Можно сказать, что при слабой подготовке учитель сбивает дыхание «еще на старте», обрекая учебно-воспитательный процесс на самотек и стихийность. Подготовка учителя к занятиям в решающей мере непосредственно никем не нормируется и не контролируется. Время, необходимое для подготовки к занятиям, зависит от сложности предстоящего занятия, от того насколько освоены учителем применяемые им формы, методы и средства труда, насколько благоприятны условия деятельности, как ученики относятся к учителю. По уровню подготовки к занятиям учителей можно условно разделить на три группы. Первая группа учителей имеет определенную систему работы. Подготовку к занятиям они ведут в широком плане, то есть изучают не только все ценное по своему предмету, но используют и все новое в педагогике, психологии, методике и НОТП. У них к каждому занятию есть много заготовок, остается лишь отобрать нужное. Учителей второй группы объединяет то, что к каждому учебному занятию или воспитательному мероприятию они стремятся совершенствовать свою подготовку, но без определенной системы. К третьей группе относятся учителя, которые особенно не утруждают себя подготовкой к урокам. Накопив определенный опыт, они делают попытки совершенствоваться однако не столько в период подготовки, сколько в процессе занятия с учащимися. У них процесс подготовки к занятиям обычно состоит из беглого просмотра программы, учебника, пособий, переписывания прошлогоднего плана. В результате вырабатывается шаблон, не позволяющий учителю расти и совершенствоваться. Есть среди учителей и такие, которые работают неровно. В разное время они занимают место в разных группах, но более тяготеют к промежуточному. Важно одно: среди них мало учителей, система подготовки к занятиям, которых отвечала бы требованиям НОПТ. Итак, рассмотрим, что значит подготовиться к занятиям в соответствии с требованиями НОПТ. Главное, сводится к тому, чтобы осмыслить важнейшие идеи и принципы научной организации педагогического труда, сформировать четкий режим дня, выделить в режиме труда и отдыха наиболее «творческие часы» для подготовки к занятиям. Недоработка в этом звене оборачивается огромной потерей времени, заметным уроном в деле воспитания. Важно, чтобы у педагога и в школе, и дома была благоприятная обстановка, имелись хорошо организованное рабочее место, достаточная для подготовки к занятиям личная библиотека. Не менее важна психологическая подготовка учителя, которая во многом предопределяет успех процесса труда и его конечный результат. В любой педагогической деятельности, в том числе и в подготовке педагога к занятиям, следует выделить следующие действия: ориентировочные, исполнительские и оценочные. Готовясь к завтрашним урокам, учителю необходимо, учителю необходимо четко и ясно сформулировать цель и задачи деятельности, выбрать целесообразные методы и средства, предусмотреть создание благоприятных условий труда. На ориентировочном этапе подготовки к занятиям важно найти ответы на следующие вопросы: что сделать, каким образом достичь целей. Какими методами и средствами воспользоваться. При каких условиях применять. Проектировочная деятельность состоит в разработке на ориентировочной основе обоснованного плана, инструментовок по наиболее сложным и трудным задачам. Разработка инструментовок - отдельных индивидуальных заданий для сильных и слабых учащихся - одна из первостепенных педагогических задач. В процессе проектирования учитель находит ответы на такие вопросы, как целесообразность построения той или иной деятельности, подбор вариантов инструментовки, использование которых позволяет организовать эффективное взаимодействие учителя и учащегося, удачно сочетать индивидуальную, групповую и коллективную учебную работу учащихся. В план также закладываются и определенные нормативы, формы контроля и учета, осуществляемые в процессе исполнения. Программа исполнительских действий в процессе подготовки к занятиям разрабатывается с перспективой и соответственно фиксируется в плане, но особенно подробно и тщательно – в инструментовках. Здесь важно рассчитать, на какие знания, навыки и умения, привычки и способности учащихся следует опереться, что с чем и каким связать, какие причино-следственые связи установить, чтобы достичь поставленной цели наилучшим образом, какую деятельность организовывать, чтобы совершить новый очередной шаг в развитии учащихся. Существо оценочного (завершающего) этапа деятельности состоит в том, что в процессе этого действия в плане предусматривается проверка и оценка перспективности достижения поставленной цели и задач, изучается вопрос о том, какими средствами цель может помешать выполнить работу наилучшим образом, что следует предусмотреть для преодоления тех или иных затруднений. Методика этой работы в каждом конкретном случае может быть иной, однако комплекс рабочих действий - един для всех. Следуя этим рекомендациям, учитель облегчает процесс овладения методикой подготовки к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |