Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий России на современном этапе перехода к рынку



2019-07-03 251 Обсуждений (0)
Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий России на современном этапе перехода к рынку 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Коммерческая деятельность производственных предприятий во многом определяется состоянием экономики страны. Особенностью современного этапа переходного периода к рыночным отношениям в России является продолжающийся спад производства. Так, с января 2003 г. по январь 2006 г, промышленное производство в России снизилось на 52,7%. Только за 10 месяцев 2006 г. спад производства составил 6%, а розничный товарооборот за этот период упал на 4%.

Увеличился в 2005 г. до 46,6% удельный вес топливно-сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства.

В настоящее время в России 2 млн.600 тыс. предприятий, 1/3 из них вообще не ведет хозяйственной деятельности, 1/2 платит, налоги нерегулярно или имеет задолженности, и только 1/6 часть платит налоги исправно. Ухудшилось социальное положение рабочей силы. С 2003 по 2005 г. с 30 до 20% сократился коэффициент заработной платы к чистой стоимости, произведенной продукции. Это один из главных критериев зрелости рыночной экономики, ибо рабочая сила - главный капитал любой экономики.

Российский сырьевой сектор экономики замкнулся на западный воспроизводственный процесс, для этого в основном используются, во-первых, кредиты, предоставление которых обусловлено закупкой импортного оборудования и приспособлением ассортимента производства к потребностям мирового рынка; во-вторых, толлинг - использование российских мощностей инофирмами на "давальческих" началах. При этом собственником исходного сырья и конечного продукта является инофирма. Так, например, посредством толлинга западные фирмы перевели российские алюминиевые заводы на импортный глинозем и стали полными хозяевами производимого алюминия, которым эти инофирмы обеспечивают четверть потребностей мирового рынка. В соответствии с требованиями этого рынка изменены номенклатура сплавов и сортамент проката так, что МАЛО "МИГ' лишилось возможности покупать для производства отечественных самолетов российский "крылатый металл".

Платежеспособный спрос в нашей стране значительно сократился, особенно это касается отечественной продукции, уже в 2004 г. импортные товары составили свыше половины внутреннего товарооборота.

С 2005 г. большинство предприятий испытывают трудности со сбытом продукции. В целом изменение макроэкономической ситуации в России проявилось по следующим направлениям:

открытие внутреннего рынка России создало условия для жесточайшей конкурентной борьбы отечественных и импортных товаров за потребителя, в которой многие отечественные товары проиграли;

произошло сокращение платежеспособного спроса из-за резкого расслоения населения по уровню доходов;

ориентация многих российских предприятий на производство продукции для потребителей с высокими доходами (так называемых "новых русских") не принесла желаемых результатов, поскольку эта группа населения приобретает в основном импортные товары;

предприятия отраслей обрабатывающей промышленности не смогли расширить рынки сбыта за счет экспорта из-за низкого качества продукции и высоких по сравнению с мировым уровнем затрат на производство;

снижение экспортных возможностей предприятий за счет значительного роста цен на энергоносители и увеличения транспортных тарифов;

Особенностью коммерческой деятельности предприятий стало то, что им небезразлично, по какой цене продавать свою продукцию, поскольку в условиях экономического спада цена товара является одним из существенных мотивов к покупке для российских потребителей.

На современном этапе для предприятий стало неэффективным при продаже своей продукции использовать услуги посредников, так как посреднические фирмы продают товары с весьма значительной наценкой (в ряде случаев выше 50%). Многие российские торгово-посреднические фирмы в настоящее время ориентируются на операции с импортной продукцией как наиболее прибыльной, в этом направлении их подталкивает существующий "валютный коридор". Только некоторые оптово-посреднические фирмы занимаются сбытом отечественных товаров, они продают их с очень высокой наценкой с целью добиться рентабельности не ниже, чем по импортным товарам. Поэтому общей тенденцией стал отказ российских предприятий от услуг посредников. Это стало причиной роста объемов прямого сбыта отечественной продукции примерно до 80%. Даже по нефтепродуктам прямая реализация составляет до 50%. Отказ от услуг посреднических организаций многими отечественными предприятиями показывает, что интересы торгового и промышленного секторов российской экономики начинают противоречить друг другу. Поэтому в этот период, и особенно с 2001 г., перед производственными предприятиями встала проблема активного поиска рынков и формирования новых условий для сбыта своей продукции. В процессе решения указанных проблем многие предприятия перешли на путь формирования маркетинговой стратегии, и нашли несколько способов увеличения продажи своих товаров:

создание отделов маркетинга на предприятиях и использование новых маркетинговых стратегий;

формирование собственных каналов сбыта;

наращивание объемов экспорта даже путем продажи товаров по демпинговым ценам;

адаптация ассортимента товаров к особенностям спроса платежеспособных групп покупателей на внутреннем рынке;

вторжение на смежные, ранее не охваченные рынки;

переход на бартер.

Многие предприятия создали собственный отдел маркетинга, выполняющий анализ рынка, его сегментацию, выяснение границ спросовой эластичности по каждой товарной позиции в пунктах продажи в целях установления цены, приемлемой для потенциальных покупателей, минимизацию транспортных и производственных издержек для поддержания прибыльности предприятия по пониженным ценам. Многие предприятия вынуждены рационализировать подготовку производства для того, чтобы принимать заказы от покупателей на новые виды продукции и не потерять рынки сбыта.

Одним из примеров сегментации рынка в России является рынок цемента. Чтобы обеспечить рост объема продаж, некоторые цементные заводы увеличивают производство низких и средних марок цемента. Поставляется такой цемент в дачные поселки близлежащих районов, так как при постройке фундаментов дачных домов используется цемент низких марок. При поставке цемента в дачные поселки используется собственный автотранспорт цементных заводов. Результатом такой ассортиментной политики является увеличение сбыта цемента. Некоторые предприятия трикотажной промышленности стали применять "тотальный маркетинг". Суть его в том, что в силу сезонного использования продукции предприятий трикотажной промышленности спрос на изделия осенне-зимнего ассортимента (жакеты, шарфы, шапочки, перчатки и др.) к весне, как правило, падает на 80-90%. В этот период работники сбыта разъезжаются по России и странам СНГ, предлагая образцы товаров и налаживая контакты с потенциальными покупателями. Подобный прямой сбыт смягчает экономический кризис на предприятиях и позволяет лучше изучить требования рынка, а также имеет на данном этапе следующие преимущества:

предприятия быстрее получают средства за реализацию товара;

лучше изучается состояние рынка;

предприятия не оплачивают услуги посредников, что способствует выигрышу в ценовой конкуренции;

не требуется значительных дополнительных затрат, поскольку у предприятий имеется собственный автотранспорт.

Многие предприятия создают для реализации своей продукций собственные каналы сбыта (торговые точки, магазины) и занимаются обслуживанием конечных потребителей, что является положительным, так как в определенной степени способствует снижению цен, разрушая монополию торговли на продажу.

Новым для российских предприятий является применение маркетинговой стратегии "показного блеска". Эта стратегия широко применяется китайскими предприятиями на американском рынке. Суть стратегии "показного блеска" заключается в том, что на товарном рынке находятся покупатели (сегмент рынка), которые хотят создать себе имидж богатых людей, не имея для этого достаточно средств. Этой группе покупателей предлагается имитация товара, обычно приобретаемого богатыми людьми. Ниже приводится пример использования маркетинговой стратегии "показного блеска" некоторыми предприятиями России.

Многие из функционирующих в России домостроительных комбинатов (ДСК) находятся в экономическом кризисе, поскольку в настоящее время очень мало заказчиков на изготовление многоэтажных домов. Положение ДСК усугубляется также тем, что весь строительный рынок России поделен со времен плановой экономики, так как строительство крупнопанельного жилья в каждом административном районе было закреплено за определенным ДСК.

Несколько домостроительных комбинатов решило переориентироваться на возведение коттеджей и индивидуальных жилых дач из железобетонных конструкций. Было освоено производство двухэтажного одноквартирного пятикомнатного дома с гаражом из панельных плит. Проведенные производственно-экономические расчеты показали, что прибыльность строительства может быть обеспечена при заказе свыше 10 таких домов.

Но заказов получить не удалось. При изучении причин было установлено, что наиболее обеспеченные из потенциальных покупателей заинтересованы в строительстве домов из кирпича, а не из железобетонных плит, массового покупателя не устраивает цена такого дома. Невозможность прорыва на рынок коттеджного строительства для богатой клиентуры заставило ДСК перейти к стратегии "показного блеска", что проявилось в следующем. ДСК освоили производство элементов для отделки строительства обычных индивидуальных жилых домов. Эта отделка представляет собой конструкции небольших плит, напоминающих кладку из силикатного кирпича. Таким образом, потенциальному потребителю была предложена имитация кирпичного коттеджа, но более дешевого. Это позволило ДСК заинтересовать группу небогатых покупателей, но стремящихся по уровню жизни походить на "новых русских".

Увеличение объема сбыта имеет место в сырьевом секторе экономики, а также в химической, нефтехимической, топливной, металлургической и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности, т.е. в отраслях, ориентированных на экспорт. Экспорт продукции этих отраслей России в 2005 г. возрос по сравнению с 2004 г. на 18% и составил 77,3 млрд. долл. Однако к концу 2005 по сравнению с 2004 г. отмечено снижение прибыльности экспорториентированных производств. Это произошло по причине введения "валютного коридора", ибо эффективность экспортного сектора экономики в определенной степени базируется на постоянной девальвации рубля.

Характерной особенностью коммерческой деятельности предприятий в настоящее время является то, что движение материальных потоков не всегда сопровождается встречным движением денежных средств в безналичном обороте, поскольку очень широко распространены бартерные операции. В ряде случаев бартер приобретает многоступенчатый характер. Бартер распространен во всех без исключения отраслях промышленности, занимаются им и предприятия пищевой отрасли. Активно применяют бартерные сделки мясокомбинаты, что позволяет им осуществлять строительство и реконструкцию цехов.

Например, мясопродукты поставляются для детского сада, где находятся дети сотрудников ремонтного управления, которое обслуживает фабрику по производству комбикормов. Последняя поставляет свою продукцию на мясокомбинат, расплачивающийся комбикормами с сельскохозяйственными объединениями, поставляющими мясокомбинату скот.

Особенностью коммерческой деятельности на этапе перехода к рыночным отношениям в России является широкое использование предоплаты.


Заключение

 

Коммерческая деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия и объединения предприятий. Форма предприятия определяется объективными условиями - сферой деятельности, наличием капиталов, положительными или отрицательными сторонами самих организационных форм. Организационные формы промышленных предприятий определяют уровень и объем возможных прав и обязательств, круг партнеров. Каждая из организационных форм предприятия соотносится с возможностями коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством. Это играет большую роль при принятии руководством предприятия различных коммерческих решений, и особенно решений об экспортных поставках продукции.

Функции коммерческой деятельности предприятий, связанные со сбытом, маркетингом, финансами, могут быть неодинаково реализованы на предприятиях и в объединениях предприятий различных организационных форм.

Каждая из организационных форм предприятий и объединений имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, к примеру, при некоторых организационных формах промышленное предприятие может привлекать дополнительные средства через выпуск акций. Другие организационные формы позволяют ограничить коммерческий риск. Все это в конечном итоге оказывает влияние на коммерческую деятельность промышленного предприятия.


Список литературы

 

1. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., "Коммерция и технология торговли".

2. Денисова И.Н. "Организация и технология коммерческой деятельности".

3. Лапуста М.Г., "Малое предпринимательство"

4. Памбухчиянц О.В., "Организация коммерческой деятельности".

5. Панкратов Ф.Г., "Коммерческая деятельность".



2019-07-03 251 Обсуждений (0)
Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий России на современном этапе перехода к рынку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая оценка коммерческой деятельности промышленных предприятий России на современном этапе перехода к рынку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)