Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Не смотря на многообразие конкретных мыслительных задач, любую из них можно рассматривать как процесс поэтапного движения к ее разрешению. (Приложение 1). В конкретных случаях отдельные этапы мыслительного действия могут отсутствовать или перекрывать один другой, но в основном эта структура сохраняется. Психология установила, что простое сообщение знаний, простая передача приемов и способов умственных действий путем показа образца и тренировки не развивает мышления. Под развитием мышления учащихся в процессе обучения понимается формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков по применению законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Таким образом, развитие мышления включает в себя: 1. Развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой. 2. Формирование и совершенствование мыслительных операций. 3. Развитие умений: · выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных; · находить главные связи и отношение предметов и явлений реального мира; · делать правильные выводы из фактов и проверять их; · доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения; · раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии); · излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно. 4. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умения делать выводы. 5. Совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеурочной познавательной деятельности учащихся. Педагогическая практика показывает, что указанные компоненты тесно взаимосвязаны. Особенно велико значение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.), лежащих в основе любого из них. Формируя и совершенствуя их у учащихся, мы тем самым способствуем развитию мышления вообще и теоретического мышления в частности. В качестве критериев развития мышления используются показатели (существенные признаки), свидетельствующие о достижении того или иного уровня развития мышления учащихся. Критерий 1 – степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности. Под этим следует понимать, что учитель должен не только развивать у учащихся умение мыслить, что опосредованно делается на уроке по любому школьному предмету, но и демонстрировать им в явной форе сам процесс этой специфической деятельности и его результаты. Критерий 2 – степень овладения операциями, умениями и приемами мыслительной деятельности, умение производить рациональные действия по применению их в учебных и внеучебных познавательных процессах. Критерий 3 – степень умения осуществлять перенос мыслительных операций и приемов мышления, а также навыков пользований ими на другие ситуации и предметы. Умение осуществлять перенос – это, по мнению ряда психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, С. Эриксона, В. Браунелли и др.), важный признак развития мышления. Критерий 4 – степень сформированности различных видов мышления. Критерий 5 –запас знаний, их системность, а также появление новых способов усвоения знаний. Критерий 6 – степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, действовать оперативно. Критерий 7 – способность усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности. Все критерии неразрывно связаны друг с другом, представляя единое целое. В настоящее время уделяется особое внимание развитию мышления старшеклассников. Во-первых, потому, что к этому возрасту у ребенка: 1) вырабатывается активная жизненная позиция; 2) отношение к выбору будущей профессии становится более сознательным; 3) резко возрастает потребность в самоконтроле и самооценке; 4) самооценка и самосознание становится более выраженными; 5) мышление делается более абстрактным, глубоким и разносторонним; 6) возникает потребность в интеллектуальной деятельности. Во-вторых, в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов обладают такими качествами, которые позволяют целенаправленно развивать у них мышление. К ним можно отнести высокий уровень обобщения и абстракции, стремление к установлению причинно-следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения. В-третьих, самосознание старшеклассников переходит на более высокий уровень, что выражается в углублении самоконтроля, самооценки, стремлении к самостоятельности и совершенствованию и в конечном итоге способствует формированию навыков самообразования и самовоспитания.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |