Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Библиотечное обслуживание детей



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
IV. Библиотечное обслуживание детей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1) Задачи детской библиотеки в формировании духовного развития юной личности.

2) О роли семейного чтения в развитии ребенка.

3) Формы библиотечного обслуживания детей; особенности библиотечного обслуживания детей разного возраста.

4) Морально эстетические аспекты библиотечного обслуживания юного читателя.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства – одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства – творчество.

Изучая проблему самореализации библиотеки в этом процессе, нельзя не согласиться с мнением специалистов, что «будет преступно, если мы оторвем творческое становление человека от его становления духовного, оторвем творчество от человечности.

Внося свой вклад в решение данной проблемы, библиотека поддерживает следующие идеи. Детская библиотека – социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечивать соблюдение прав ребенка.

На творчество, т.е. на свободное личное проявление и на внимание к нему, на показ результатов этой деятельности. На творческое развитие, т.е. на помощь и позитивное воздействие извне; на личное владение результатами своего труда.

Рядовая функция детской библиотеки – способствовать читательскому развитию, оно рассматривается, как особый вид творчества.

«Детская библиотека – литературно-эстетический центр», издано методическое пособие в помощь читательскому развитию детей и подростков. Накопленный детскими библиотеками опыт требовал осмысления и применения оптимальных людей деятельности по развитию способностей детей. С этой целью была проведена областная творческая лаборатория «Детская библиотека и детское творчество».

У читателе, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми – это сближает их. А также помогает малышу лучше усвоить их содержание. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтения-слушания художественных произведений является начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще.

Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания, когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.

После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер.

Главная задача библиотек научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки.

Самый простой из них – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.

Библиотека – это прежде всего мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с семьей.

Безусловно справедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге, которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуре общения, являлась носителем нравственных, духовных ценностей.

В нашей жизни, когда надо думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских семей, к сожалению, меньше уделяют внимание детям. Появилась реальная опасность в борьбе с житейскими трудностями не совсем потерять наших детей и «спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся с подрастающим поколением. В их числе – библиотеки, которые, как и прежде открывают двери всем желающим. Именно при библиотеках вновь начали возрождаться кружки, помогающие детям с толком провести свободное время. Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак того, ч о в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не расширять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Работа с семьей, родителями в детских библиотеках предоставлена программа семейных чтений. А также разработанные библиографами пособия по семейному чтению. «Читаем всей семьей» (для детей и родителей 5 –6 лет) и «Для талантливых детей и заботливых родителей» (Здесь представлены книги, которые помогают интересно и разумно проводить с детьми свободное время, научить играть и ними, вместе мастерить, готовить, общаться. Традиционно в детских библиотеках организуются выставки: «Что читать вашему ребенку», «Читаем вместе», «Семейное чтение», «Семейное творчество», «Дом – улыбка вашей семьи», «Тепло семейного очага», «Любимая книга вашей семьи».

Библиотеки посещают разные семьи, многодетные, имеющие детей инвалидов, среди них есть и одаренные дети… Дайджест «Эти трудные – одаренные дети», составленные и оформленный библиографами, очень кстаит пришелся родителям, имеющим талантливых детей. В детских библиотеках особое внимание обратили на семьи, где есть будущие школьники, чтоб помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе, организовали «Школу первоклассника».

Требования сегодняшнего дня сближают библиотекаря с медицинскими учреждениями, определяя направления работы с инвалидами, библиотекари прежде всего изучают социальное положение семей, в которых воспитываются такие дети. Во многих библиотеках, тех юных читателей, кто не может сам приходить в библиотеку, обслуживают на дому. Эта деятельность не носит разового характера. а ведется целенаправленно и систематически. Подбираются приемлемые задания, соответствующие умственным способностям и физическим возможностям каждого юного читателя, отбирается лучшая и красочно оформленная литература, рассылаются приглашения на самые интересные мероприятия. Таким образом детские библиотеки, помимо своих задач выполняют реабилитационные и благотворительные функции.

Действительно, семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые – их родители. Как правило, почти в каждой семье есть библиотека. На Руси издревле считалось: «В без книги, как без окон – темно». И приобщение ребенка к чтению начинается именно с личной библиотеки. Рекомендации молодым, как правильно ее формировать, бывают нужны и полезны. В каждом возрасте свой круг чтения, и очень важно, чтобы в домашней коллекции имелись книги по душе каждому члену семьи. Поэтому в детских библиотеках в рамках библиотечной программы «Информкультура школьнику» имеется и раздел «Свет дома твоего», где речь идет о создании наших библиотек. О совместной организации с детьми и их родителями своей домашней библиотеки и ее личного оформления. Дошкольный возраст – это период жизни человека, важный во всех отношениях. Ученые считают, что именно в эти годы – человек способен усвоить по объему столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбою время. И естественно библиотекарей волнует вопрос: Какую помощь мы можем оказать малышам и их родителям в таком стремительном духовном развитии.

Дошкольники – вообще читатели. Каждая детская библиотека старается выделить для них свое, особое место. Главная трудность, с которой сталкиваются библиотекари – это отсутствие книжных фондов для детей до 3-х лет. Чтобы решить эту проблему, начали комплектование специализированного фонда развивающих настольных книг и книг-игрушек.

Библиотекари предлагают родителям маленьких читателей возможность выбора: настольные игры и книжки-игрушки.

Современных детей окружает множество игр, библиотекари помогают выбрать родителям самые полезные. Одной из новых форм работы стало создание обучающих и развивающих циклов и курсов с целью подготовить детей к школе. Особое внимание в работе с дошкольниками уделяется тем, кто готовится на следующий год стать первоклассником. Работая с дошкольниками, библиотекари сталкиваются с тем, что родители зачастую не осознают необходимости записывать свое чадо в библиотеку. Поэтому вся деятельность направлена на то, чтобы в общественном сознании укоренился взгляд на детскую библиотеку, как на серьезную школу раннего развития.

Детская библиотека – специализированное информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов для детей и подростков, а также литературой по вопросам детского чтения. По сути детская библиотека – педагогическое учреждение, основная цель которого создание максимума условий для комфортного развития личности. Открытие природы детства в детской жизни для успеха воспитания возможна только при том условии, если библиотекарь станет носителем идеи ребенка в обществе. Взаимодействие с ребенком и книгой, детский библиотекарь отчетливо обнаруживает профессиональные и личностные представления о смысле своего труда. Библиотекарь – руководитель чтения, общается не только с юными читателями, но и педагогами, воспитателями школ.

Знание детской литературы – это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому что правдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному психологическому пониманию, мотиворованности тех или иных поступков, характеризующих героя книги и, следовательно наличествующую в реальности жизни. знание литературы помогает прогнозировать возможные реакции детей и одновременно учитывать в работе с ними то углубленное, сокровенное, что отличает возраст в целом и каждого читателя в отдельности. Знание детской литературы, круг чтения придает библиотекарю профессиональную уникальность. Любовь к детям, готовность принять их такими какие они есть – сердцевина рассматриваемой профессиограммы.

Любовь – человеческое свойство, которое не поддается теоретическому анализу. Любовь к детям, к своему делу – одно из определяющих источников, желание работать не устанно, творить, открывать.

Без любви к детям едва ли можно близко к сердцу принимать детские боли, заботы, победы, увлечения, большие или маленькие непослушания.


V. Заключение

 

Главная цель библиотечного обслуживания детей во всем мире определяется прежде всего интересами самого ребенка в этом столетии, которое называют веком детей. В чем нуждаются дети? И как библиотеки и библиотекари могут помочь им в удовлетворении потребностей, необходимых для адаптации к жизни в обществе. Более того, по оценке многих педагогов-исследователей, детская библиотека – именно та среда, в которой наиболее неформально удовлетворяется потребность детей в общении. В сохранении субкультуры детства, в приобщении к культуре, к чтению. Поэтому библиотекарь должен быть в душе и художником, и поэтом, и педагогом, и психологом. Личность библиотекаря, его профессиональные качества важнейший залог того, как в последствии ребенок будет относиться к библиотеки и к чтению.

Известно, что мир ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки и привычка к чтению зарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно не растерять эту связь семьи и книги, а укрепить ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.


VI. Список литературы

 

1) Федоренко В. книгоношество на новый лад //Библиотека. – 1997. - № 2. – С. 41 – 45.

2) Нагарова Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 34 – 35.

3) Самохина, Е. Человек дни откровения //библиотека. – 1997. - № 6. – С. 38 – 40.

4) Аусенко Е. Талант быть собеседником //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 24 – 25.

5) Семенова А. Удивись сам и удиви других //Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 60 – 62.

6) Гришина Т. Новые формы обслуживания //Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 60 – 62.

7) Алтухова Г. Кодекс этики //Библиотека. – 1997. – № 5. – С. 28 – 29.

8) Иванова А. Еще раз о кодексе //Библиотека. – 1998. - № 9. – С. 57.

9) Олейников А. Не ребенок, но еще и не взрослый //Библиотека. – 1999. - № 10. – С. 42 – 43.

10) Абуткина Е. Библиотека + семья = ? //Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 35 – 38.

11) Сокольская Л. Помогите мальчику //Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 48 – 53.

12) Алтухова Г. Речь как инструмент профессии //Библиотека. – 2000. - № 5. – С. 65 – 67.

13) Метод. рекомендации. – Орловская областная библиотека. – метод. и библиотечный отдел – 1995. – С. 1 – 10.

14) Метод. рекомендации. – Орловская дет. биб-ка. – метод. реком. – 1995. – С. 1 – 10.

15) Жаркова Л. Голубева С. Детская библиотека сегодня //Библиотековедение. – 1995. - № 7. – С. 115 – 116.

16) Румянцева Г. Научись понимать //Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 60.

17) Библиотека и юный читатель. – 1995. – С. 72 – 75.

18) Орлова С. Библиотека и семейное чтение //библиотека. – 1999. - № 10. – С. 47.

19) Буничева А. Общественный институт развития детского творчества //Библиотека. – 2002. - № 1. – С. 69 – 72.

 



2019-07-03 243 Обсуждений (0)
IV. Библиотечное обслуживание детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Библиотечное обслуживание детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)