Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика угроз информационной безопасности



2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Характеристика угроз информационной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При изучении всего комплекса нормативных правовых актов по теме моей курсовой работы мы пришли к выводу, что наиболее полно как сами угрозы, так и их возможные источники перечислены в доктрине информационной безопасности, потому мне показалось целесообразным привести краткий обзор этой части доктрины в этой главы.

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Среди вышеперечисленных угроз к сфере внешней информационной безопасности можно отнести следующие.

Из первой группы (угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина): вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), в т. ч. и извне.

Из второй группы (угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ): монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории. [6]

Из третьей группы (угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов): противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Из четвертой группы (угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России): уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации и т.д. [7]

Помимо этого, в доктрине указаны источники угроз информационной безопасности России, среди которых необходимо выделить те из них, которые касаются внешней безопасности.

В соответствии с этим документом источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние, хотя, по мнению автора, между ними существует тесная взаимосвязь. В отдельных случаях внутренние источники могут квалифицироваться как внешние, и наоборот.

К внешним источникам доктрина относит:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов России в информационной сфере;

стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

деятельность международных террористических организаций;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам, которые при определенных обстоятельствах могут быть рассмотрены как внешние, относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная экономическая мощь государства; недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и различных отраслей экономики и социальной сферы и т.д.

При этом необходимо вновь обратить внимание на тесную взаимосвязь между угрозами в сфере внутренней и внешней политики:

К внутриполитическим угрозам, которые непосредственно относятся к сфере международной политики, можно причислить такие как:

Распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

Деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации. [8]

Примечательно, что в обоих случаях не указывается, идет ли речь о российских или зарубежных структурах, однако очевидно, что такие организации стремятся оказать воздействие на общественное мнение Российской Федерации с целью склонить ее население к тому или иному политическому выбору. По этой причине необходимо еще раз подчеркнуть особую роль средств массовой информации, которые должны учитывать фактор информационной безопасности в своей деятельности. [9]

Внешнеполитическими угрозами, по мнению разработчиков доктрины, для России являются:

Информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

Распространение за рубежом дезинформации о внешней политике РФ;

Нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

Попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях.

Помимо этого, в отдельную группу выделены так называемые внутренние угрозы информационной безопасности России в сфере внешней политики, к числу которых относятся:

Нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

Информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

Недостаточную информированность населения о внешнеполитической деятельности России.

Для решения этих проблем авторы доктрины предлагают:

Разработать основные направления государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;

Разработать и реализовать комплекс мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях;

Создать российским представительствам и организациям за рубежом условия для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

Совершенствовать информационное обеспечение работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

Совершенствовать информационное обеспечение субъектов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию. [10]

В этом контексте крайне важным является обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации к любой информации, которая имеет открытый характер и способна содействовать развитию полноценной и гармоничной личности. Это право можно с полной уверенностью оценивать в качестве основополагающего элемента современной концепции прав человека и гражданина. [11]

В сфере науки и техники внешними угрозами являются:

стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

создание льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничение и т.д.);

политику западных стран, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств - участников СНГ за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;

активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.

В качестве внутренних угроз в этой сфере безопасности названы такие, как резкое снижение финансирования научных учреждений, утечка за рубеж идей и технологий, технологическое отставание России от западных стран в сфере информационных технологий, что вынуждает российских производителей импортировать зарубежные комплектующие и программное обеспечение, проблемы с патентной защитой российских изобретений и т.д.

Реальный путь противодействия угрозам информационной безопасности РФ в области науки и техники - это, по мнению авторов доктрины, совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации.

В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России. [12]

В духовной сфере в качестве угроз определяются: неконтролируемое расширение сектора зарубежных масс-медиа в российском информационном пространстве, использование зарубежными специальными службами средств массовой информации, действующих на территории России, для нанесения ущерба обороноспособности страны и безопасности государства, распространения дезинформации, вытеснения русского языка в большинстве постсоветских государств и т.д. [13]

В ответ составители доктрины предлагают заняться духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения и содействовать укреплению патриотизма.

В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах в качестве основной внешней угрозы рассматривается деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля над функционированием информационных и телекоммуникационных систем. Естественной защитной мерой называется усиление защиты информации.

И, наконец, угрозами в сфере обороны для современной России являются:

Все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

Информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

Диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

Деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов РФ в сфере обороны.

Помимо этого, в качестве внутренних угроз для обороноспособности Российской Федерации указаны такие факторы как возможная подрывная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил РФ и их боеготовность, а также нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

Для преодоления этих проблемы предлагается систематически выявлять потенциальные угрозы и их источники, структурировать цели обеспечения информационной безопасности в области обороны и определять соответствующие практические задачи; осуществлять защиту информации, которая имеет военное значение, а также более активно применять специфические армейские методы защиты (маскировка, разведка, радиоэлектронная борьба и т.д.). [14]

В целом противодействие информационным угрозам в сфере обороны является одной из наиболее сложных и многофакторных задач по обеспечению национальной безопасности, так как подразумевает целый комплекс психолого-идеологических мероприятий, направленных на сохранение боеспособности вооруженных сил государств и иных силовых структур в мирное и военное время. [15]

Разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, а также международных преступных сообществ, организаций и групп, связанная со сбором сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел рассматривается также в качестве первостепенной угрозы для объектов обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах.

Еще одной внешней угрозой является деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов. В данном случае также предлагается обеспечить высочайший уровень защиты конфиденциальной информации и повышать уровень подготовки соответствующих специалистов.

Таким образом, изучив в данной главе квинтэссенцию всего комплекса данных по информационной безопасности, теоретико-методологические основы, заложенные исследователями вопросов информации и информатизации, а также совокупность внешних угроз, представленных в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации мы можем позволить себе судить о том, что современному государству, к числу которых Российская Федерация без сомнения относится, просто необходимо создавать систему обеспечения информационной безопасности, опирающуюся на комплекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать и противодействовать реализации имеющихся угроз информационной безопасности, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз




2019-07-03 238 Обсуждений (0)
Характеристика угроз информационной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика угроз информационной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)