Особенности музыкальной стороны китайской оперы
Музыкальная сторона классического театра отличается неразрывным единством звука, слова и танца, связанных между собой воедино как практикой народного музицирования, так и придворным храмовым церемониалом. Все движения актеров подчинены единому ритму и порой переходят в танец, интонирование же слов нараспев — в пение. Инструментальное сопровождение пения и танца оттеняет наиболее драматические места. Круг образов, настроений, приемов актерской игры характеризуется определенным типом мелодики, ритмики, составом оркестра, оживляющих действие. Особенно велика была роль ударных инструментов. Она состояла в том, чтобы усиливать сценическую игру и выразительность движения актеров, концентрировать на этом внимание зрителей. Важнейшая роль отведена барабану. Его удары строго согласуются со всеми действиями актеров на сцене. Велико было значение гонгов в сценах сражений. Своеобразные «лейтмотивы» поясняют сценическое действие или предваряют определенные события.
Мелодика старинного музыкального театра восходит в своих истоках к народной песне. С течением времени народно-поэтическая основа музыкального театра все более искажалась профессиональными актерами в угоду высокородной публике, которая стремились использовать традиционный интерес народа к театральному искусству для воспитания народных масс в духе повиновения чиновникам и помещикам. Поэтому с течением времени основная идейная направленность старинных опер резко изменилась: положительными героями становятся император, помещики, тогда как люди из народа представлялись злодеями. В более демократической обстановке развивался так называемый «провинциальный музыкальный театр». Он был ближе народу, отличался большей реалистичностью актерской игры и сценического оформления. Лучшие произведения провинциальной оперы возвышались до подлинного драматизма, вызывали слезы и глубокое сочувствие зрителей. Большую роль в развитии реалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекие времена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом. Носителями этого жанра были маленькие странствующие труппы самодеятельных актеров из крестьян. В таких излюбленных народом трудовых песнях, распевавшихся в дни народных празднеств и обычно сопровождавшихся танцами, нередко проявлялся дух протеста против своих помещиков, подымавший крестьянские массы на борьбу против угнетателей. Постепенно эта распространенная в быту форма музыкально-театрализованных действий закрепила своеобразные традиции народного музыкально-театрального представления. Заключение Итак, китайская культура характеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Она почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э. и это позволяет нам, в частности, установить особенности музыки Древнего Китая. Музыка играла большую роль в жизни древних китайцев. В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка. Для китайской народной песни характерен гилозоизмом, леджащий в основе культуры и мировоззрения китайцев, выражающийся в видении природы как живого организма. Человек в этой культурной системе стремится к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности. Образы древнекитайской поэзии дают косвенное представление о многообразии идейно-эмоционального содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая. «Шицзин» - древнейший памятник народного песнетворчества Китая, классическая «Книга песен». В ней присутствуют характерные для устного творчества народа сопоставления образов природы и глубоких человеческих переживаний. Красной нитью через всю «Книгу песен» проходит тема труда. Строение стихов, ритмика, тоническая повторяемость ударных слогов, строфическая форма говорят о распевности чтения стихов «Шицзина». Характерные черты древнекитайской народной музыки – богатство и своеобразие мелодики; быстрые переходы из высокого регистра в низкий и наоборот; использование фальцета; своеобразный метро-ритм; продуманная, применяемая с большим мастерством структура: девятитактовое строение периода, вариантное повторение мелодии, дальнейшее развитие первоначального мелодического образа в заключительной фразе. Одной из важных особенностей китайской музыки – неразделимое единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и пляской, взаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи. В китайской музыке господствует одноголосная мелодика, встречающееся иногда многоголосие представляет собой «вариантно-подголосочную» полифонию, в которой второй и третий голоса воспроизводят обороты основной мелодии, лишь незначительно варьируя ее. Своеобразно и сочетание вокальной музыки с инструментальной. Инструменты либо создают шумовой фон, либо следуют за вокальной мелодией, либо создают своего рода «заставку» или «концовку» для вокальной мелодии. Значительное своеобразие китайской народной музыке сообщает пятизвуковая музыкальная система — пентатоника, которая была установлена китайскими музыкальными теоретиками около IV века до н. э. Своеобразие китайской музыки проявляется и в использовании разнообразных музыкальных инструментов, выполненных из разнообразных природных материалов. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации.
В период средневековья происходит дальнейшее развитие китайской музыкальной культуры на основе народной песенной и танцевальной музыки. Возникают первые ростки музыкально-театрального искусства. XII и XIII века ознаменованы зарождением китайской «оперы», классического китайского театра, сохранившего свои основные эстетические принципы до наших дней. Китайский театр был в полном смысле народным. У большинства традиционных спектаклей неизвестен был композитор. Обычно он попросту отсутствовал, так как спектакль создавался целым коллективом музыкантов-исполнителей и актеров. Музыкальная сторона классического театра отличается неразрывным единством звука, слова и танца. Круг образов, настроений, приемов актерской игры характеризуется определенным типом мелодики, ритмики, составом оркестра, оживляющих действие. Особенно велика была роль ударных инструментов, которые призваны усиливать сценическую игру и выразительность движения актеров, концентрировать на этом внимание зрителей. Мелодика старинного музыкального театра восходит в своих истоках к народной песне. Большую роль в развитии реалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекие времена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом. Постепенно эта распространенная в быту форма музыкально-театрализованных действий закрепила своеобразные традиции народного музыкально-театрального представления. Источники и литература
1. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965. 2. Гуревич А.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 3. Драч Г.В. Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебное пособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. А.В. Незнамова. Воронеж: «Воронежское Черноземное издательство», 2001. 4. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. 5. История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989. 6. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001. 7. Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске // http://www.chinaconsulate.khb.ru 8. Образцов С. Театр китайского народа. М.: «Искусство», 1957. 9. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985. 10. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. М., 1936. 11. Фань Вень-лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998. 12. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. Уфа: Башкортостан, 1990. [1] Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. С. 148. [2] См.: Драч Г.В. Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебное пособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. А.В. Незнамова. Воронеж: «Воронежское Черноземное издательство», 2001. С. 78. [3] История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989. С. 496. [4] Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998. С. 90. [5] Цит. по.: Фань Вень-лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958. С. 98. [6] Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985. С. 138. [7] Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. М., 1936. С. 133. [8] Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В. М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001. С. 17. [9] Здесь и далее тексты песен приводятся по: Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965. С. 59 – 71; 179 – 183. [10] Род гуслей. [11] Грубер Р.И. Указ. соч. С. 61. [12] Пентатоника – пятизвуковая музыкальная система. [13] Лады, ставшие основой европейской музыки. [14] Септима – интервал шириной в семь ступеней звукоряда. [15] Грубер Р.И. Указ. соч. С. 64. [16] Одни и те же иероглифы и сочетания в связи с характером их произношения могут иметь много десятков различных значений. [17] Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. Уфа: Башкортостан, 1990. С. 84. [18] Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске // http://www.chinaconsulate.khb.ru [19] Источником звука является сам аппарат или его корпус. [20] Гуревич А.Я. Среднвековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 33. [21] Груббер Р.И. Указ. соч. С. 181. [22] Там же. [23] Образцов С. Театр китайского народа. М.: «Искусство», 1957. С.188. [24] Так, в одном из спектаклей можно узнать всю жизнь одного из 108 героев. [25] Образцов С. Указ. соч. С. 125. [26] Образцов С. Указ. соч. С. 188.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |