Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология и методика социологического исследования



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Методология и методика социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология - система принципов, регулирующих процесс сознания, а также совокупность исследовательских проблем.

Методика - приемы и инструменты, с помощью которых производится сбор информации.

 

Метод - способ сбора, обработки и анализа данных.

 

Методы:

 

Качественные (социолог должен понять мотивы, цели, поступки)

 

Кейс-стади

 

Этнограф.методы

 

Глубинное интервью

 

История жизни

 

Количественные (матем.форма представления о знании)

 

Опросы

 

Наблюдение

 

Анализ документов

 

Соц.эксперимент

 

Социологическое исследование – это система последовательных методологических, методических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении для их последующего практического применения. В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

 

Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию.(экспресс-опрос)

 

Описательное исследование – получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

 

Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью описание изучаемого явления и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. (эксперимент)

 

Любое исследование начинается с программы, включающей методологическую и процедурную часть.

 

I. На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования - изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для проверки высказанных предположений.

 

Методологическая часть программы:

 

формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;

 

определение цели и задачи исследования;

 

интерпретация основных понятий;

 

предварительный системный анализ объекта исследования;

 

выдвижение гипотез. На каждую задачу по гипотезе (описательная, объяснительная, первичная, вторичная, основная, неосновная)

 

Должна быть проверяема

 

Должна быть научной (не противоречить научным фактам)

 

Не должна содержать много допущений и перечислений

 

Не должна быть тривиальной

 

Процедурная часть программы:

 

Разработка инструментария

 

Методы сбора информации

 

Выбор изучаемой совокупности

 

Сроки проведения.

 

Методическая часть отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных.

 

II. На основном этапе - сбор социологической информации посредством опроса, наблюдения и документального метода.

 

1. Социологический опрос – письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами. Опросы в письменной форме - анкетирование: может быть индивидуальным или коллективным, анонимным и не анонимным, очным или заочным (через почту, газету или журнал). Вопросы в анкете должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:

 

содержание: вопросы о фактах поведения и о личности респондента;

 

форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);

 

функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные ( контрольные вопросы для проверки искренности респондента).

 

Опросы, проводимые в устной форме - интервью. (Ненаправленное, Групповое, Индивидуальное, Фокусированное, Формализованное, Свободное). Опросы еще бывают газетные и телевизионные.

 

2. Социологическое наблюдение. Бывает включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. В невключенном исследователь находится вне изучаемого объекта.

 

3. Документальный метод – это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Разновидностью документального метода является документально-биографический метод ( изучение писем, автобиографий, мемуаров). Исследование общества через жизнь конкретной личности.

 

III. Завершающий этап - обработка, анализ и интерпретацию данных. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:

 

1) редактирование информации. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;

 

2) кодирование информации – перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;

 

3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определенные обобщения и выводы. Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.

 

Этапы соц.исследования:

 

Подготовка 30%

 

Сбор информации 15%

 

Обработка информации 25%

 

Анализ информации 30%



2019-07-03 186 Обсуждений (0)
Методология и методика социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология и методика социологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)