Методология и методика социологического исследования
Методология - система принципов, регулирующих процесс сознания, а также совокупность исследовательских проблем. Методика - приемы и инструменты, с помощью которых производится сбор информации.
Метод - способ сбора, обработки и анализа данных.
Методы:
Качественные (социолог должен понять мотивы, цели, поступки)
Кейс-стади
Этнограф.методы
Глубинное интервью
История жизни
Количественные (матем.форма представления о знании)
Опросы
Наблюдение
Анализ документов
Соц.эксперимент
Социологическое исследование – это система последовательных методологических, методических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении для их последующего практического применения. В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию.(экспресс-опрос)
Описательное исследование – получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.
Аналитическое исследование – самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью описание изучаемого явления и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. (эксперимент)
Любое исследование начинается с программы, включающей методологическую и процедурную часть.
I. На подготовительном этапе происходит разработка программы исследования - изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры и логических последовательных операций для проверки высказанных предположений.
Методологическая часть программы:
формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
определение цели и задачи исследования;
интерпретация основных понятий;
предварительный системный анализ объекта исследования;
выдвижение гипотез. На каждую задачу по гипотезе (описательная, объяснительная, первичная, вторичная, основная, неосновная)
Должна быть проверяема
Должна быть научной (не противоречить научным фактам)
Не должна содержать много допущений и перечислений
Не должна быть тривиальной
Процедурная часть программы:
Разработка инструментария
Методы сбора информации
Выбор изучаемой совокупности
Сроки проведения.
Методическая часть отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных.
II. На основном этапе - сбор социологической информации посредством опроса, наблюдения и документального метода.
1. Социологический опрос – письменное или устное обращение к группе лиц, называемых респондентами. Опросы в письменной форме - анкетирование: может быть индивидуальным или коллективным, анонимным и не анонимным, очным или заочным (через почту, газету или журнал). Вопросы в анкете должны формулироваться четко, недвусмысленно, доступно. Анкетные вопросы можно классифицировать по следующим критериям:
содержание: вопросы о фактах поведения и о личности респондента;
форма: открытые (без предварительно сформулированных ответов), полузакрытые (наряду с данными вариантами ответов предусматриваются свободные ответы), закрытые (с заранее сформулированными вариантами ответов);
функции: основные (направлены на сбор информации по теме опроса), неосновные ( контрольные вопросы для проверки искренности респондента).
Опросы, проводимые в устной форме - интервью. (Ненаправленное, Групповое, Индивидуальное, Фокусированное, Формализованное, Свободное). Опросы еще бывают газетные и телевизионные.
2. Социологическое наблюдение. Бывает включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. В невключенном исследователь находится вне изучаемого объекта.
3. Документальный метод – это способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Разновидностью документального метода является документально-биографический метод ( изучение писем, автобиографий, мемуаров). Исследование общества через жизнь конкретной личности.
III. Завершающий этап - обработка, анализ и интерпретацию данных. Процесс обработки и анализа данных включает следующие последовательные действия:
1) редактирование информации. На этой стадии осуществляется выбраковка некачественно заполненных анкет;
2) кодирование информации – перевод данных на язык формализованной обработки и анализа;
3) статистический анализ, в ходе которого выявляются статистические закономерности, позволяющие исследователю сделать определенные обобщения и выводы. Далее производятся интерпретация и оценка полученных данных, отмечаются ведущие тенденции, устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получили подтверждения.
Этапы соц.исследования:
Подготовка 30%
Сбор информации 15%
Обработка информации 25%
Анализ информации 30%
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |