Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итальянское искусство эпохи Возрождения.



2019-07-03 157 Обсуждений (0)
Итальянское искусство эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Искусство Древнего Рима.

 

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы (конец 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.), разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации[1].

Искусство времен Римской империи представляет собой последнюю ступень греческого искусства, на которой его упадок и искаженность открыли, однако, путь к новому художественному творчеству[2].

Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитек­тура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства.

Потребности римского общества породили много новых типов соору­жений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники получили на римской почве новое архитектурное решение. Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты, построенные во 2-1 вв. до н.э.[3]

Архитектурное искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два века нашей эры. Порождением всего склада импе­раторского государства были триумфальные сооружения, прославляющие воен­ные победы Римского государства. Самое гигантское зрелищное сооружение — амфи­театр Флавиев-Колизей (75—82 гг. н. э.).

В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей рели­гией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Главное место в скульп­туре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятни­ков, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскры­тием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий респуб­лики — бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экс­прессивностью. Однако, лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обоб­щить наблюдения в ясной и сжатой форме. Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга.

В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но эволюцию римского живописного портрета нельзя просле­дить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немно­го. Среди них - «Портрет молодой женщины», «Портрет мо­лодого человека с бородкой в золотом венке», «Портрет пожилого римлянина». 

Но главным родом живописи во времена римских императоров была живопись стенная[4].

Таким образом, искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптурных произведений, портретов, фрагментов стенной живописи Помпей и Геркуланума[5]. Искусство Римской империи завершает большой период античной культуры. Рим «раскололся» на Западную и Восточную части. Разрушенный, разграбленный варварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традиция римского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима, воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения. К герои­ческому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17—19 вв.

Искусство Византии.

 

Эпоха средневековья для историка культуры и искусства охватывает период от падения Римской империи до начала эпохи Возрождения[6]. Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Рим­ской империи и просуществовавшее до 1453 г.

В центре внимания визан­тийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Но византийский художник подвергал их коренной переработке в соответ­ствии с новыми представлениями о мире и человеке.

Главной задачей византийского искусства было воплощение божественного начала[7]. А его содержание отражало религиозно-философ­ские воззрения слагающегося средневекового общества. Первый подъем византийского искусства приходится на 6 век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закла­дываются основы византийской государственности.

В различных областях империи развивалось крупное монументальное строительство. Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (на­чало 6 в.) дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого размежевания мирян и клира. Наиболее совершенный тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Восьмигранная в основании, она покрыта ку­полом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обход­ной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по ко­лориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.

Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5—6 вв. новый тип храма — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Культ объеди­нил все виды искусств — архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение. священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хо­ры) — в единый грандиозный художественный ансамбль.

Гениальное воплощение новый стиль сооружения получил в храме св. Со­фии в Константинополе (532—537). В его замысле торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.

С усилением роли церковного интерьера формируются новые принципы синтеза искусств. Развивая традиции позднеантичной живописи, визан­тийцы впервые объединили духовное содержание с декора­тивным началом. Была разработана иконография Священного писания — сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом. Они владеют всем богатством красочного спектра, оттенками различной свето­силы и густоты. Редкий образец византийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах церкви Сан Витале в Равенне (547 г.). Традиция античности проступает в образах четырех ангелов из церкви Успения в Никее.

В византийской церковной архитектуре с 9 в. утверждается новый тип крестово-купольного храма, воплощенного впервые в базилике Василия Македонянина в Константинополе[8]. Типичными памятниками крестово-купольного храма являются церкви Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и св. Феодора в Афинах. Рациональность конструк­тивной системы, способствовала распростране­нию этого типа храма за пределами Византии.

В 9 в. складывается законченная каноническая система церковной росписи. В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным и т. д.

Во второй половине 11—12 вв. утверждается торжест­венный византийский стиль. Самым классическим произведением византийской живописи этого периода являются мозаики монастыря Дафни (близ Афин).

Шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона сто­личной школы Владимирская богоматерь, иконографиче­ского типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).

Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв. Наиболее ярко новые тенденции проявились в живописи, в мозаиках и фресках Кахрие-Джами в Константинополе. Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа и богоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но бого­словская догматика уступает место драматическому переживанию еван­гельской легенды.

Тысячелетнее существование Византии сыграло большую роль в исто­рии мировой культуры. Здесь были созданы типы монументальных церков­ных зданий с декоративными циклами, распространившимися в средневе­ковом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. Ис­торическая миссия Византии заключалась и в том, что она своеобразно развила и передала последующим векам античную традицию, обогатив ее новыми открытиями. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, бол­гарские, сербские, грузинские, армянские зодчие и живописцы.

Итальянское искусство эпохи Возрождения.

 

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности[9].

Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый, период раннего Возрождения.

Масштабы величайшего расцвета итальянского ренессанса особенно поразительны по контрасту с небольшими территориальными размерами тех городов-государств, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этого времени[10].

Во Флоренции написал свою «Божественную комедию» Данте, здесь сформировалось могучее дapoвание родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266—1337). Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи.

Родоначальником ренессансной архитектуры бил Филиппе Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Впервые в западноевропейском зод­честве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, «вздымающегося к небесам» и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Воз­рождения.

Следующим этапом в развитии ренессансной архитек­туры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472), энцикло­педиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).

Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 в. завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.), Бенедетто да Майано (1442—1497).

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоя­тельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифоло­гии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета. Создаются конные статуи, украшающие площади городов.

В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1381—1455). Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял первое место на конкурсе 1401 г. на двери баптистерия, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции. «Врата рая»— назвал их Микеланджело.

Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (1386—1466). Его рукам принадлежит мраморная статуя Георгия. Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуар­ного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения,— Давид (1430).

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Воз­рождения. Художники 15 в. вступают на путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись.

Реформатором в живописи стал флорентинец Мазаччо (1401—1428). С наибольшей наглядностью его искания проявились в фресках капел­лы Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая».

Значительный интерес к пробле­мам колорита отличал творчество Доменико Венециано (1410—1461), уроженца Венеции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов»), несут отпечаток готической тради­ции.

Необычайной тонкости исполнения, очень сдер­жанных по колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппе Липпи (1406—1469), сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячего художника. В нежных лиричных образах —«Мадонна с мла­денцем», «Мадонна под вуалью» он запечатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.

Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Здесь созревает своеобразная по утонченности культура. Воз­растающий интерес к деталям обстановки придает живописным компо­зициям черты жанровости. Суровая героика сменяется интимным повест­вованием. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорции, становятся хрупкими и гибкими.

В живописи этого времени выделяется творчество Доменико Гирландайо (1449—1494). Традиционность его искусства выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря». Главное произведение Гирландайо — фрески церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из жизни

Черты утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из са­мых эмоциональных мастеров Возрождения. Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна», «Рождение Венеры».

Одним из характерных вырази­телей флорентийской культуры последней трети 15 в. был скульптор и живописец Андреа Верроккьо (1435—1488). Его бронзовая статуя «Давид» олицетворяет изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.

Главным представителем ренессансной живописи Се­верной Италии был Андреа Мантенья. Он был не только живописцем и рисовальщиком, но ученым, тео­ретиком, археологом, одним из лучших знатоков античности.

В росписях Мантенья дал новые иллюзорные приемы построения пространства, неожиданные ракурсы и аспекты изображения. Монументальные фрески Мантеньи украшают капеллу Оветари при церкви Эремитани в Падуе (1449—1455) в «Шествии св. Иакова па казнь». 

Талантливым художником был Джованни Беллини (1430—1516). Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной компози­цией, колористическим богатством, величественностью и ясной просвет­ленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.

Искусство Высокого Возрождения приходится на первые три десяти­летия 16 в. Это был век глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы[11].

Именно в это время раскрываются силы народа, вступаю­щего в борьбу за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об этом свидетельст­вуют архитектурные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер, сведенные в единый мону­ментальный комплекс по проекту Браманте.

Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с сим­метричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли рас­пространение в сооружениях многих итальянских зодчих.

К середине 16 в. Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» Джакомо Виньолы н «Четыре книги по архитектуре» Андреа Палладио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ рим­ской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко.

Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практи­ка-строителя второй поливины 16 в. Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры, двор­цов и вилл.

Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519), ге­ний, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в ис­кусстве. Леонардо воплощал собой новый тип ху­дожника — ученого, мыслителя, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком». Произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря» и многие другие шедевры.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем твор­честве Рафаэль Санти (1483—1520). Мастер синте­зировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают его ранние произведения — «Мадонну Конестабиле», «Обручение Марии». Про­стор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о сложении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. Тема материнской любви получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени», «Ма­донна со щегленком», «Прекрасная садовница».

Им написан и ряд портретов: папы Юлия II, папы Льва Х с кардиналами Людовико де-Росси и Джулио де-Медичи и др. Величайшее творение Рафаэля — «Сикстин­ская мадонна», предназначавшаяся для церкви св. Сикста в Пьяченце.

Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубоких противоречий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянского искусства — Микеланджело Буонарроти (1475—1564).

Страстная патетика устремленного на подвиг человека захватывает в статуе Давида, исполненной в 1501—1504 гг. Микеланд­жело представил его перед боем. Все мускулы Давида кажутся пронизанными дви­жением. Микеланджело вернул наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике.

Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его гробницы, Микел­анджело создает проект величественного мавзолея, украшенного многочислен­ными статуями и рельефами, осуществляет роспись потолка Сик­стинской капеллы, которая стала одним из величайших творений итальянского искусства.

В последние годы жизни Микеланджело создает огромную фреску «Страшный суд» (1531—1541). Она трактована как грандиозная космическая катастрофа. Обнаженные фигуры ангелов, святых, грешников увлекает неумолимый поток стихийного движения, которому они не могут противостоять. В центре композиции — Христос, наделенный титанической мощью. С гневом вершит он суд над человечеством.

Сегодня лишь немногие страны, кроме Италии, могут гордиться тем, что обладают достоверными скульптурными произведениями великого Микеланджело Буонароти – Франция, Англия, Бельгия. Тем важнее единственная работа ваятеля в музеях России – так называемый «Скорчившийся мальчик», хранящаяся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге[12].

Прославленные мастера эпохи Возрождения внесли неоценимый вклад в развитие мирового искусства. О всеобщем преклонении перед их талантом может свидетельствовать тот факт, что величайшие гении эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело – получили у современников наименование divino – божественных[13].



2019-07-03 157 Обсуждений (0)
Итальянское искусство эпохи Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итальянское искусство эпохи Возрождения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)