Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индекс потребительских цен на региональном уровне



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Индекс потребительских цен на региональном уровне 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Индекс потребительских цен по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.

Расчёт индекса потребительски цен на региональном уровне необходим, с одной стороны, как один из этапов вычисления сводного индекса для страны в целом, а с другой - для характеристики цен на потребительские товары в данном регионе и в какой-то мере для управления её экономикой.

На региональном уровне местными органами управления регулируются цены на основные продукты питания, социально-значимые непродовольственные товары, услуги транспорта, связи и др.

Для сопоставимости различных видов ИПЦ применяется единая методология их расчёта. Несомненно, в Астраханской области данная методология присутствует и успешно работает.

Расчёт ИПЦ может производиться поэтапно. С начала можно находить индивидуальные индексы цен по какому-либо товару, услуге, а в последствии уже рассчитываются агрегатные индексы.

Исходя из полученных данных можно судить о том, насколько произошло изменение индивидуального индекса цен, либо индекса физического объёма, т. е может быть как уменьшение, так и увеличение этих показателей.

Можно с уверенностью сказать, что в 2005 - 2006 гг. индивидуальный индекс цен и индекс физического объёма в Астраханской области был несколько предпочтительнее, нежели в России и в отдельных её регионах.

В Астраханской области наблюдалось снижение цен на отдельные виды продтоваров, и увеличивались объёмы продаж товаров. Всё сказанное можно подкрепить конкретными фактами.

В Астраханской области индивидуальные индексы цен составили (ip):

(отчётным периодом является 2006 год, база - 2005 год)

 

ip, жив. масло =18896 = 1,00 или 100%

18829

ip, говядина = 14204 = 1,00 или 100%

14071

ip, молоко= 2393 = 1,04 или 104%

2297

ip,растительное масло = 13370 = 0,99 или 99%

13392

ip, сахар = 4969 = 0,97 или 97%

5094

 

По таким товарам как говядина, животное масло цены остались на прежнем уровне и изменению не подлежали.

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в отчётном году, т.е. 2006 по сравнению с базисным годом 2005 индивидуальный индекс цен составил:

1) цена на молоко и молочные продукты выросла на 4%;

2) цена на растительное масло уменьшилась на 1%;

3) цена на сахар уменьшилась на 3%;

4) цены на говядину, животное масло остались неизменными.

Индивидуальный индекс цен (ip) по России за 2005-2006гг. составил:

 

ip= p1/p0

 

говядина = 1,13 или 113%

мука = 1,07 или 107%

животное масло =1,14 или 114%

сахар =0,82 или 82%

молоко =1,13 или 113%

Цены на продукты, их рост, безусловно, вызваны экономическими факторами в регионе и ряде регионов.

Ещё можно выделить такой индекс как индекс физического объёма продукции.

По Астраханской области за 2005 - 2006гг. он составил:

 

Iq = q1/q0

Iq, говядина =10,5 = 1,27 или 127%

8,3

iq, молоко = 61,4 = 1,42 или 142%

43,1

iq, мука = 34 = 1,26 или 126%

26,7

iq, крупа = 1 = 1,11 или 111%

0,9

 

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в отчётном году, т.е. 2006 по сравнению с базисным годом 2005 индивидуальный индекс физического объёма составил:

рост реализации говядины на 27%;

увеличение реализации молока на 42%;

увеличение реализации пшеничной муки на 26%;

увеличение реализации крупы на 11%;

К 2007 году цены в отдельных регионах России приближаются друг к другу, однако, брать в учёт районы крайнего Севера, поскольку там цена на продукты первой значимости достигают невероятно высоких пределов.

Что же касается Астраханской области, то изменение цен за 2005-2007 гг. было следующим:

 

ip= октябрь 2007года

октябрь 2006года

ip, говядина= 56,60 = 1,22 или 122%

46,29

ip, молоко= 6,46 = 1,09 или 109%

5,90

ip, сахар= 16,70 = 1,81 или 181%

9,18

ip, картофель= 3,86 = 1,14 или 114%

3,37

ip, яйцо= 13,03 = 1,12 или 112%

11,62

ip, макар. изд-я= 21,13 = 1,04 или 104%

20,14

 

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в отчётном году, т.е. 2007 по сравнению с базисным годом 2006 индивидуальный индекс цен составил:

цена на говядину увеличилась на 27%;

цена на молоко выросла на 9%;

цена на сахар увеличилась на 81%;

цена на картофель увеличилась на 14%;

цена на яйцо выросла на 12%;

цена на макаронные изделия увеличилась на 4%.

Таким образом, 2007-й год стал годом увеличения цен не только на продтовары, но и на промышленные и, которые в свою очередь были обусловлены как внутренними факторами, так и внешними (тяжёлое положение на мировом нефтяном рынке). Ведь повышение цен на энергоносители вели к повышению и на продуктовом потребительском рынке.

Наряду с данным расчётом ИПЦ существуют цепные и базисные индексы. Цепные индексы позволяют проследить изменение поэтапно, например от месяца к месяцу, или какого - либо другого периода. В статистической практике Хакасии широко используются все указанные методы. Их наглядность позволяет проследить малейшее изменение будь то изменение цены, либо товародвижения продукции.

Следует иметь в виду, что ИПЦ характеризует изменение цен на фиксированный набор товаров и услуг. К тому же данный набор для всех групп населения одинаков и остаётся неизменным в течение длительного периода времени.

В данный набор входит двадцать пять продуктов питания. Причём население должно располагать определёнными средствами к их приобретению. Всё сказанное можно объединить в такие понятия, как прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума.

Была определена сумма, которую необходимо потратить, чтобы приобрести некоторые видов продуктов. Эта сумма рассчитана в среднем на душу населения Астраханской области.

Сначала был произведён расчёт индекса цен прожиточного минимума в среднем на душу населения Астраханской области на сентябрь 2007 года:

 

Q = å qн· p

Q - стоимость прожиточного минимума;

qн - социальный норматив потребления отдельных видов продуктов, включённый в продуктовый набор;

p - цена на эти виды продуктов;

 

Q = 7,83· 29,32 + 14,87· 1,73 + 17,7· 5,94 + 12,62· 12,85 = 229,5 + 25,7 + 105,1 + 162,1 = 522,40 рублей,

 

т.е. на приобретение продуктов необходима сумма в 522 рубля и 40 копеек в месяц.

Далее был произведён расчёт индекса цен прожиточного минимума в среднем на душу населения Астраханской области на октябрь 2007 года:

 

Q = 7,83· 29,13 + 1,73· 16,70 + 17,7· 6,46 + 12,62· 13,03 = 228,0 + 114,3 + 164,4 = 535,5 рублей.

 

Таким образом, на приобретение таких продуктов питания, как: овощей, сахара, молочных продуктов и яиц необходимо 535 рублей 50 копеек в месяц.

Тогда индекс цен прожиточного минимума будет равен:

 

Ур = å pqн

å рqн

Уp = 535,5 = 1,025 или 102%

522,4

 

Данный индекс показывает, что цены на определённые продукты питания изменились на 102% или их рост составил 2% при том, что потребление продуктов осталось на прежнем уровне.

Разность между числителем и знаменателем показывает изменение стоимости прожиточного минимума в текущем периоде по сравнению с базисным, вызванным только изменением цен:

 

Qр = 535,5 - 522,4 = 13,1,

 

т.е. стоимость продуктового набора увеличилась на 13,1 рублей.

В процессе анализа можно выяснить, как повлияло на изменение стоимости прожиточного минимума:

а) изменение цен на отдельные виды продуктов питания;

б) отклонение фактического объёма потребления от нормативного;

в) ассортиментные различия фактической структуры продуктового набора от нормативной.

Индекс цен прожиточного минимума, рассчитанный на постоянной основе, позволяет оценить масштабы роста цен, которыми сталкивается семья и отдельные индивиды.

Оценка инфляции

 

Оценка инфляции основывается на использовании системы показателей. С помощью этой системы показателей определяют уровень и динамику инфляции в целом по экономике и отдельных её отраслях.

На практике для наиболее общей характеристики уровня инфляции целесообразно использовать два показателя:

Индекс потребительских цен; данный показатель позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке. Исчисляется он по формуле Ласпейреса:

 

Ур = 56,60· 6,3 + 11,44· 30 + 6,46· 39,1 = 356,58+343,2+ 252,586

46,29· 6,3 + 7,77· 30 + 5,90· 39,1 291,627 + 233,1 +230,7

= 952,366 = 1,26 или 126%

755,417

 

В период с октября 2006 года по октябрь 2007 года инфляция составила 26% или цены на продукты питания в Астраханской области увеличились на 26%.

Скажем можно по данной формуле найти инфляцию за любой временной промежуток. Так, если рассматривать период с октября 2005 по октябрь 2006 года, то инфляция в Астраханской области составила:

 

Ур = å pq0

å pq0

Ур = 14157· 8,1 + 2375· 39,9 + 3540· 26 = 114671,7 + 94762,5+

12116· 8,1 + 1953· 39,9 + 2853· 26 98139 + 76362,3 +

92040 = 301474,2 = 1,21 или 121%

74178 248679,0

 

цены увеличились, и инфляция составила 21%.

2) дефлятор валового внутреннего продукта; он позволяет оценить уровень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, включая инвестиционные товары, экспорт, импорт.

Дефлятор ВВП можно определить по формуле Пааше:

 

Ур = å pq1

å pq1

 

Размер же инфляции рассчитывается:

 

(Ур - 1) 100

В 2007 году инфляция за месяц (октябрь) в Астраханской области составила:

 

Ур = 1,25 или 125%, инфляция = 25%

 

Существует ещё и такой показатель как индекс покупательной способности денег, поскольку нужно объяснить такой факт, что когда растут цены на потребительские товары, то это в свою очередь приводит к обесцениванию денег, т.е. снижается их покупательная способность (имея на руках туже сумму денег, что и до инфляции мы можем купить гораздо меньше продуктов или каких-либо других товаров).

 

Упсд = 1/Ур

Ур = 125%

1: 1,25 = 0,8 (Упсд-1) 100 = (0,8 - 1) 100 = - 20%,

 

т.е. покупательная способность денег снизилась на 20%.

При изучении динамики уровня инфляции используют показатель - норма инфляции, выраженный в процентах:

 

N = In - In-1 · 100,

 

Где In-1

In и In-1 - индексы цен за текущий и предыдущий периоды.

Рынок продовольственных товаров Астраханской области не стал исключением в том плане, что на нем, как и на других рынках России действуют рыночные механизмы. Повышение цен неизбежно ведёт к снижению покупательной способности денег и, следовательно, желание купить не только лучше товар, но и больше падает. Однако, как правило, на продтовары первой значимости спрос резко не падает, как скажем на товары роскоши и другие товары не первой необходимости.


Заключение

 

Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что чаще всего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов.

Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. [1]

Индексы цен могут быть полезны во многих сферах деловой жизни. Так при анализе эффективности инвестиционных проектов индексы цен необходимы для инфляционной коррекции денежных потоков и стоимости основных средств рассматриваемого предприятия, для выявления иллюзорной инфляционной составляющей в доходности и росте стоимости капитала. При этом прогнозируемые значения индексов цен могут служить в качестве одного из количественных показателей степени риска: чем выше будет темп инфляции, тем неустойчивее будет ценовая и общая деловая ситуация с рассматриваемым проектом.

Только на основе индексов цен возможна оперативная корректировка стоимости производственных фондов предприятий. От этого в условиях инфляции сильно может зависеть эффективность их функционирования. Например, от стоимости основных фондов зависит объем амортизационных затрат в издержках производства. Чем больше амортизационные затраты, тем меньше объем добавленной стоимости и прибыли, и, соответственно, меньше налоги предприятий с этих показателей. Отставание с переоценкой стоимости основных фондов ведет к увеличению по указанным причинам инфляционной составляющей в налогах.

В периоды инфляции для поддержания прежнего физического объема обратных фондов (запасов, материалов, топлива, нереализованной продукции и др.) требуется увеличение их номинальной стоимости. Важно, чтобы эта инфляционная компенсация не проходила по налогооблагаемой статье "чистые инвестиции". (Впрочем, даже без реальных налогов, затраты предприятий на увеличение оборотных средств из-за роста цен будут по сути неявным "инфляционным налогом")


Тест

 

1. Инфляция - это

А. повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров

В. Изменение фиксированного полного набора товаров и услуг

Г. Степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране

2. Реальная инфляция имеет

А. положительное, отрицательное и нулевое значение Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. только положительное значение

В. только отрицательное значение

Г. только нулевое значение

3. Отрицательная реальная инфляция означает

А. ухудшение качества продукции и услуг. Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. улучшение качества продукции и услуг

В. улучшение качества продукции

Г. улучшение качества услуг

4. Характеристика инфляции тесно связана с анализом

А. ценовой политики Аллен Р. Экономические индексы

Б. индекса цен

В. инфляционной политики

Г. все ответы верны

5. Средняя цена - это

А. средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Кендельский М. Статистические методы исследования структуры цен

Б. Средняя арифметическая цена

В. Цена в период между началом и окончанием инфляции

Г. все ответы верны

6. Немонетаристский подход (кейнсианский) объясняет причины инфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) или ростом издержек производства (инфляция издержек), что влечет за собой

А рост цен и рост заработной платы Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. рост цен

В. рост заработной платы

Г. ничего не влечет

7. Сводный индекс потребительских цен характеризует

А. Изменение фиксированного полного набора товаров и услуг Аллен Р. Экономические индексы

Б. Среднюю стоимость товара

В. Среднее арифметическое значение индекса цены

Г. Сводную характеристику качества

8. В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена

А. за декабрь предыдущего года. Аллен Р. Экономические индексы

Б. за сентябрь предыдущего года.

В. за январь предыдущего года.

Г. за 25 апреля предыдущего года.

9. Целью статистического анализа цен являются измерение

А. их уровня в пределах определенных товарных групп,

Б. анализ структурных различий этих уровней

В. изучение их динамики

Г. Все ответы верны Гусаров В.М. Статистика

10. Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует

А. Степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране Гусаров В.М. Статистика

Б. Внутренний валовый продукт

В. Дефлятор внешнего валового продукта

Г. Индекс цены

11. Норма инфляции отражает процентное изменение

А. уровня инфляции за данный период времени.

Б. уровня цены за данный период времени

В. цены и инфляции

Г. нормы

12. В статистике принято считать, что если норма инфляции менее 10%, то имеет место

А. "ползучая" инфляция

Б. "гиперинфляция".

В.10% -ная инфляция

Г. Все ответы верны

13. Если норма инфляции около 50%, то имеет место

А. "гиперинфляция".

Б. "ползучая" инфляция

В.50% -ная инфляция

Г. Все ответы верны

14. Норма инфляции 10 - 99% характерна

А. для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. только для стран с переходной экономикой

В. только для развивающихся стран

Г. развитых стран

15. Инфляция проведение эффективной макроэкономической политики

А. затрудняет

Б. улучшает

В. способствует

Г. не влияет на


Список литературы

 

1. Аллен Р. Экономические индексы. - М.: Статистика, 2001.

2. Амосов А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей. // Экономист, 2005, №1

3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М. - Финансы и статистика. - 2001

4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред.И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2003

6. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. - М.: ИНФРА-М, 2003

7. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. - М.: ИНФРА-М, 2003

8. Кендельский М. Статистические методы исследования структуры цен. - М.: Владос, 2003

9. Кильдишев Н.Н. Общая теория статистики, - М, - Статистика. - 2003

10. Ковалевский Г.В. Индексный метод в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2003

11. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Назаров М. Рынок и статистика. - М.: Финансы и статистика, 2003

13. Общая теория статистики. Под редакцией Башиной О.А. и Спирина А.А. - М. - 2003

14. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики, - М. - Финансы и статистика, - 2003

15. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2003.

16. Статистика рынка товаров и услуг/ под Ред. д. э. н., профессора Белявского И.К. - М.: Финансы и статистика, 2003

17. Теория статистики. Под редакцией И.Г. Молого. - М. - Финансы и статистика. - 2003

18. Теория статистики: Учебник. - 3-е изд., перераб. / Под ред.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2003

19. Торвей Р. Индексы потребительских цен. М.: Финансы и статистика, 2002

20. Уткин Э.А. Цены, ценообразование и ценовая политика. - ЭКМОС, 2004

21. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2005

22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Манускрипт, 2004

 


[1] Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Москва, изд-во МГУ, 1994 г.



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Индекс потребительских цен на региональном уровне 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индекс потребительских цен на региональном уровне

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)