Программа исследования
Цель данного исследования – выявление уровня математической готовности к обучению в школе у современных старших дошкольников двух групп – целенаправленно занимавшихся до этого элементарной математикой и не принимавшие участия в подобных программах. Задачи: - сформировать и мотивировать к участию в эксперименте две выборки будущих первоклассников; - выявить и сравнить уровень развитости элементарных математических представлений у детей из разных выборок; - сформулировать выводы; - дать практические рекомендации родителям и педагогам детей, давших в исследовании отрицательный результат - по совершенствованию математических представлений. Предмет исследования – математическая готовность как важный критерий общей готовности будущих первоклассников к школе. Объект исследования – старшие дошкольники, готовящиеся к поступлению в первый класс школы; первая выборка – дошкольники, на протяжении старшего дошкольного возраста участвовавшие в реализации специальной программы по развитию элементарных математических представлений (программа Л.И.Кляузер [14], см. приложение 2), вторая – дошкольники, в реализации этой и подобных программ участия не принимавшие (педагоги и родители на протяжении старшего дошкольного возраста занимались с ними математикой, но неструктурированно, время от времени). Гипотеза: реализация целенаправленных занятий, образующих в своей совокупности программу дошкольной математической подготовки, обеспечивает лучшее развитие элементарных математических представлений дошкольников, по сравнению с реализацией неструктурированных, периодических занятий. В качестве диагностического метода работы были выбраны индивидуальные креативные занятия с каждым ребенком. То есть, сущность этих занятий не была задана каким-то диагностическим шаблоном. Главное было – зафиксировать (в том числе документально), насколько развиты у детей математические представления. «Шаблонной» точкой был лишь список таких представлений, а именно: (Согласно Л.И.Кляузер, готовый к обучению в школе ребенок): – Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования. – Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне). – Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда. – Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти. – Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти). – Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий. – Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек. – Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки. – Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол). – Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами. – Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги. – Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под). – Воспроизводит предлагаемые графические образцы. – Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними. – Знает последовательность дней недели, месяцев года. – Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. – Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности. – Проявляет интерес к математическим играм. (таким образом, всего двадцать три элемента) В соответствии с этим списком (полностью), детям в ходе занятий поочередно демонстрировались монеты разного номинала, предъявлялись геометрические фигуры, рисунки с вертикальными и горизонтальными линиями, «тайно» указывались предметы, находящиеся сзади, справа, слева, спереди и так далее. Задавались уточняющие вопросы, позволявшие установить, владеет ли дошкольник элементарными математическими знаниями. Фиксировалось, сколько элементов из списка «доступно» дошкольнику (владение тем или иным элементом условно оценивалось в один балл; всего испытуемый мог набрать двадцать три балла). После проведения занятия с последним дошкольником (всего в исследовании приняли участи сорок испытуемых, по двадцать в каждой выборке) было проведено сравнение между выборками, в том числе с использованием t – критерия Стьюдента (помимо этого статистического метода, в работе использовались и другие – нахождение среднего арифметического и дисперсии, формулы, см. ниже).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |