Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа исследования



2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Программа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель данного исследования – выявление уровня математической готовности к обучению в школе у современных старших дошкольников двух групп – целенаправленно занимавшихся до этого элементарной математикой и не принимавшие участия в подобных программах.

Задачи:

- сформировать и мотивировать к участию в эксперименте две выборки будущих первоклассников;

- выявить и сравнить уровень развитости элементарных математических представлений у детей из разных выборок;

- сформулировать выводы;

- дать практические рекомендации родителям и педагогам детей, давших в исследовании отрицательный результат - по совершенствованию математических представлений.

Предмет исследования – математическая готовность как важный критерий общей готовности будущих первоклассников к школе.

Объект исследования – старшие дошкольники, готовящиеся к поступлению в первый класс школы; первая выборка – дошкольники, на протяжении старшего дошкольного возраста участвовавшие в реализации специальной программы по развитию элементарных математических представлений (программа Л.И.Кляузер [14], см. приложение 2), вторая – дошкольники, в реализации этой и подобных программ участия не принимавшие (педагоги и родители на протяжении старшего дошкольного возраста занимались с ними математикой, но неструктурированно, время от времени).

Гипотеза: реализация целенаправленных занятий, образующих в своей совокупности программу дошкольной математической подготовки, обеспечивает лучшее развитие элементарных математических представлений дошкольников, по сравнению с реализацией неструктурированных, периодических занятий.

В качестве диагностического метода работы были выбраны индивидуальные креативные занятия с каждым ребенком. То есть, сущность этих занятий не была задана каким-то диагностическим шаблоном. Главное было – зафиксировать (в том числе документально), насколько развиты у детей математические представления. «Шаблонной» точкой был лишь список таких представлений, а именно:

(Согласно Л.И.Кляузер, готовый к обучению в школе ребенок):

– Умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования.

– Определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть – целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне).

– Знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда.

– Различает количественный и порядковый счет в пределах десяти.
– Умеет для каждого числа называть предыдущее и следующее за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа.

– Умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти).
– Знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц.
– Умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков.

– Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий.

– Знает монеты достоинством 1, 2, 3, 5, 10 копеек.

– Умеет измерять и сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной мерки.

– Имеет представление о разнообразии общепринятых способов измерения. Осуществляет сериацию предметов по величине. Правильно называет элементарные геометрические фигуры (вершина, сторона, угол).
– Умеет распознавать круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник).
– Имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).

– Знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой, трафаретами.

– Определяет свое местонахождение среди окружающих объектов. Умеет ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, перед, за, между, рядом, слева, справа) и на листе бумаги.

– Понимает относительность пространственных ориентировок (выше чем, ниже чем, слева от, справа от, над, под).

– Воспроизводит предлагаемые графические образцы.

– Понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними.

– Знает последовательность дней недели, месяцев года.

– Имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год.

– Использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других видах деятельности.

– Проявляет интерес к математическим играм.

(таким образом, всего двадцать три элемента)

В соответствии с этим списком (полностью), детям в ходе занятий поочередно демонстрировались монеты разного номинала, предъявлялись геометрические фигуры, рисунки с вертикальными и горизонтальными линиями, «тайно» указывались предметы, находящиеся сзади, справа, слева, спереди и так далее. Задавались уточняющие вопросы, позволявшие установить, владеет ли дошкольник элементарными математическими знаниями. Фиксировалось, сколько элементов из списка «доступно» дошкольнику (владение тем или иным элементом условно оценивалось в один балл; всего испытуемый мог набрать двадцать три балла).

После проведения занятия с последним дошкольником (всего в исследовании приняли участи сорок испытуемых, по двадцать в каждой выборке) было проведено сравнение между выборками, в том числе с использованием t – критерия Стьюдента (помимо этого статистического метода, в работе использовались и другие – нахождение среднего арифметического и дисперсии, формулы, см. ниже).

 




2019-07-03 210 Обсуждений (0)
Программа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)