Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта



2019-07-03 331 Обсуждений (0)
Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Реализовать региональный компонент в преподавании русского языка можно и в урочное, и во внеурочное время. Однако мы в нашей работе обратим внимание только на урочное работу. В этом случае региональный компонент можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую работу. Воспитание произносительной культуры речи учащихся может стать одним из направлений такой работы.

Как известно в речи школьников встречаются особенности в произношении.

Воспитанием произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта Курской области занимались Г. В. Денисевич, Г. И. Пашкова.

Исследователи отмечают, с одной стороны, процесс унификации говоров, с другой – живучесть фонетических черт говоров, что откладывает отпечаток на устную и письменную речь учащихся. Источником ошибок является диалектный язык.

Диалектический язык – часть духовной культуры народа. Курская область входит в Курско-Орловскую группу говоров и ее язык содержит целый комплекс диалектных явлений, свойственных южнорусскому наречию в целом, и в то же время отличающий говор курян от других жителей южных русских территорий.

Для Курска характерны тесные взаимоотношения с селом, т.к. в течение десятилетий основным источником пополнения городского населения была деревня. Живые тесные взаимоотношения города и села сказываются на речи городского населения и формируют городское просторечие, где наряду с литературной речью фигурируют наиболее устойчивые диалектные черты.

Для овладения литературной речью школьникам необходимы прочные, устойчивые навыки, длительная практика. Важным условием для достижения обозначенной цели являются систематические занятия на уроках русского языка по искоренению и предупреждению диалектных ошибок в речи учащихся.

Можно выделить основные аспекты:

1) знакомство учащихся с особенностями собственного диалекта для сознательного усвоения литературного языка;

2) устранение и предупреждение диалектных ошибок в речи школьников;

3)  пробуждение у детей желания овладеть литературным языком.

Выполнение всех этих задач можно считать успешным в том случае, если учитываются возможности воспитательного воздействия русского языка как учебного предмета.

Правила орфоэпии, на которые нужно указывать учащимся:

1. На месте буквы Г в русском литературном языке произносится звук [г] мгновенный, образующийся так же, как звук [к], но с голосом, поэтому его нельзя потянуть: гусь, горка, гриб, гнать.

2. Звук [г] длительный, образующийся так же, как [х], но с голосом, в русском литературном языке употребляется лишь в некоторых междометиях и в отдельных заимствованных словах: ого, ага, эге, гоп.

3. Звук [γ], характерный для нашего говора, произносится в междометном употреблении слова господи, бог и некоторых других словах церковно-книжного происхождения. Однако произношение этих слов со звуком [γ] выходит из употребления, уступая место звуку [г] : богу. В именительном падеже слова бог рекомендуется произносить звук [х]: [бох].

4. На месте звонкого [г] на конце слова произносится соответствующий глухой [к]:

снег – сне[к]; вдруг – вдру[к], слог – сло[к].

При проведении данной работы можно (а мы даже считаем, что необходимо) использовать скороговорки, особенно направленные на выправление произношения [γ] на [г]:

- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

- До города дорога в гору, от города с горы.

- На горе гогочут гуси. Под горой огонь горит.

- Чем не пара гусь да гагара?

- Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага

- На иве галка, на берегу галька.

- Гришка, гад, гони гребенку, гниды, гады голову грызут

- Груздь на горке греет бок. В кузовок иди грибок.

- Всех скороговорок не перескоговоришь, не пересковыговоришь.

- Говори, говори, да не заговаривайся.

Применение авторских стихотворных скороговорок познакомит учащихся (если они до этого не были знакомы) с творчеством поэтов Курской области (в частности, с Благининой Е. А.):

На картонке Три картинки: На одной картинке – кот, На другой картинке крынка, А на третьей На картинке – Черный кот Из желтой Крынки Молоко Лакает-пьет.
Простокваши дали Клаше –

Недовольна Клаша

- Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

- Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А после – встала,

Спасибо сказала.

 

Возле грядки –

Две лопатки,

Возле кадки –

Два ведра.

После утренней зарядки

Мы работаем на грядке –

И посадки

Все в порядке,

Их

Теперь

Полить

Пора.

 

Необходимо проведение работы по соблюдению фонетических законов русского языка: на преодоление диалектного произношения [х] в конце слова.

Вся эта ночь у ног твоих                    Еще одно забывчивое слово,

Воскреснет в звуках песнопенья,       Еще один печальный полувздох –

То тайну счастья в этот ми[к]                 И тосковать я сердцем стану снова.

Я унесу без выраженья.                               И буду я опять у этих но[к].

              (А.Фет)                                                (А.Фет).

 

(Кутузов)

О нем потом писали книги,                Пел торжественно петух,

Превозносился в нем страте[к];         Эхом лес перекликался,

Тогда ж вокруг одни интриги,                Ранний мир сиял вокру[к] –

Придворный холод, неуспех.                      Весь в лучах переливался.

              (Н.Асеев)                                             (Н.Асеев)


Хоть и у тебя немало мокрых                     Хорошо, обгоняя всех,

Свежих рощ – лишь щеки утирай,-            Свежей кожею щек зазяблых

Я тебя славлю, курский окру[к],        Ощущать разомлевший сне[к],

Соловьиный край…                           Словно сок мороженных яблок.

              (Н.Асеев)                                             (Н.Асеев)

 

Но душа и лицо ведь рядом               Не враг я тебе, не вра[к]!

Истлевают, как талый сне[к].                       Мне даже подумать страх,

Разливайся же горьким ядом,                     Что к ветру речей строга,

Ручейками звенящий смех!                Ты видишь во мне врага…

              (Н.Асеев)                                             (Н.Асеев)

 

У учащихся вырабатываются различные навыки: навык анализирования фактов языка; навык контролирования себя во время речи, правильного литературного произношения и бережного отношения к слову.

 



2019-07-03 331 Обсуждений (0)
Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)