Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия теории литературы



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
Понятия теории литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




 Теоретико–литературные сведения не заслоняют смысл произведения, а помогают проник­нуть в него.

Так с помощью теоретических понятий уже в 5-м классе уча­щиеся настолько глубоко, насколько позволяет возраст, прони­кают в проблематику эпического произведения, осваивают его идеи. Здесь не только «работают» обозначенные в программе понятия, но и накапливаются наблюдения для понимания того, что такое литературный герой, характер, портрет, пейзаж, выразительность языка и т. д .

На качественно ином уровне рассматриваются произведения в старших классах. Здесь теоретический аспект анализа осущест­вляется полнее, служит выработке более глубокого понимания эпических про­изведений.

В аннотации к теме «Евгений Онегин» среди многих других теоретических понятий называются композиция романа, лириче­ские отступления, богатство и своеобразие языка.

Теоретические знания служат не отдельным «довеском» к разговору о произведении, а организуют весь анализ, помогают проникнуть в поднятые писателем важнейшие проблемы. А сами нравственные проблемы предстают перед учащимися во всей их сложности, как они по­ставлены великими классиками. При раздумье над конкретной судьбой героя учащиеся обращаются к важнейшим вопросам бы­тия, воспринимают мир в его единстве, а себя—творчески мыс­лящими людьми. Такому направлению школьного преподавания способствует и развитие современной науки о литературе.

В последние годы в литературоведении произошло заметное движение от преимущественно историко-генетического исследова­ния связей произведения с эпохой его создания к историко-функциональному. «Если характеризовать общее направление методо­логических исканий в современном литературоведении, можно было бы сказать, что сейчас на первый план выдвигается исследование социально-эстетической действенности литерату­ры, изучение той внутренней энергии, которая заключена в эпических произведениях и находит свое выражение в идейном. эстетическом влиянии их на читателей»,—утверждает М. Б. Храпченко[5,128].

Соответствующее движение наблюдается и в методике изуче­ния литературы в школе. Не отказываясь от объяснения пробле­матики произведения породившей его эпохой, школьный курс ли­тературы все более стремится обнаружить в произведении обще­человеческое содержание. «Учащимся важно знать не только то, как в эпическом произведении отражена определенная эпо­ха, но и, главное, что значительного, интересного оно открывает им—людям иного времени, какие нравственные, эстетические ценности оно заключает в себе»[8,34].                       

Четкие теоретические знания служат постижению того, что общечеловеческое проявляется в конкретно-исторической форме. Чем глубже мы поймем индивидуальные характеры героев, судьбы которых определены социальными условиями, тем очевиднее про­никнем в нравственную и философскую основу произведений, об­наружим в них то, что всегда волновало и будет волновать чело­вечество: вопросы о смысле жизни и о нравственной позиции личности, о свободе и счастье человека, о его долге и ответствен­ности, о путях к будущему.

Школьный анализ не ставит задачи всестороннего исследова­ния произведения, но верное понимание отношений между содер­жанием и формой должно лежать в его основе и рассмотрение одного аспекта (образа, композиции, языка) должно исходить из единства целого. В программе по литературе это нашло выра­жение во многих аннотациях к темам и особенно в итоговых тре­бованиях к знаниям учащихся. Например, требования к знаниям выпускников средней школы предусматривают понимание общих особенностей литературного процесса, отражения в произведении характерных особенностей эпохи, т. е. знания учащихся должны основываться на принципе историзма, который выступает как системообразующий. Затем рассматриваются сюжет, особенности композиции и системы образов. Затем—типическое (конкретно-историческое и общечеловеческое) значение характеров главных действующих лиц. И, наконец, характерные стилевые (включая жанровые) особенности изученных эпических произведений.

Задача словесника—добиться, чтобы все стороны произведения воспринимались системно, чтобы учащиеся видели, например, в сюжете и композиции отражение эпохи, выражение взглядов писателя, его понимание общественных процессов и их оценку. Выбор характеров, выделение в них главного, идейно-эмоциональ­ная оценка изображаемого также определяется социально обус­ловленной позицией автора. Очень важно, что подвергается кри­тике и что утверждается автором, в какой степени поиски и идеалы его способствуют пробуждению добрых чувств читателя, помогают верной самооценке, выработке творческого отношения к миру. Стилевые особенности произведения также служат выра­жению общественной позиции писателя, поэтому содержательно значимым является и выбор слов, и характер синтаксиса, и спо­соб повествования.

Если мы хотим, чтобы выпускники воспринимали литературу полноценно, необходимо начинать учить этому с раннего возрас­та. И не случайно в усовершенствованных программах курс сред­них классов гораздо серьезнее, чем раньше, оснащен теоретиче­скими сведениями. Это сделано на основе более последователь­ного использования психологических исследований восприятия современными школьниками художественных произведений. Важ­но учесть как доступность понятий, так и необходимость дать достаточную пищу для ума и сердца юного читателя.

Недостаток теоретических знаний так же опасен, как и их избыток. Надо дать теорию в таком объеме, чтобы учащиеся могли проникнуть с ее помощью в глубину произведения, но что­бы теория и не заслоняла непосредственного впечатления от кни­ги. При этом конкретные сведения должны быть даны тогда, когда возраст учащихся наиболее благоприятен для их освоения. Как важно вводить понятие лишь тогда, когда накоплено доста­точное количество наблюдений (иначе оно будет в сознании уча­щихся связано только с одним явлением), так же важно и «не опоздать с научным определением понятия, не закрепить скла­дывающийся стихийно неполный и односторонний стереотип»[9,42].

Поэтому многие понятия стали изучаться теперь значительно раньше. Так, тема, идея, сюжет начинают рассматриваться с 5-го и продолжают развиваться в последующих классах. При этом учтены межпредметные связи: на уроках русского языка, музыки и изобразительного искусства эти понятия уже «дей­ствуют».

Насыщенность программы 5—9-го классов теорией создает возможность более глубокого проникновения в смысл художест­венного произведения, ведет к развитию эмоционального воспри­ятия и умений анализа, что в значительной степени разгружает учащихся старших классов. Накопленный в средних классах опыт анализа сказывается в том, что старшеклассники уже при пер­воначальном чтении произведения быстрее входят в его мир, точ­нее воспринимают смысл и затем глубже вникают в него на стадии анализа, идут дальше в освоении основополагающих прин­ципов литературы.

Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определенную систему, а не набор отдельных понятий: это и зафиксировано в итоговых требованиях к знаниям учащихся по классам.

В средних классах на первом плане—изучение эпических отдельных про­изведений, и основной круг понятий о содержании и форме про­изведения осваивается именно здесь.

Разговор об общих свойствах литературы на вводных уроках и при изучении произведений поможет школьникам преодолевать слабые стороны наивно-реалистического понимания литературы, вырабатывать подлинно художественное восприятие.

В какой-то мере в средних классах создается представление об историческом развитии литературы. Этому служат понятия о ро­дах и жанрах, об отличии письменной, профессиональной лите­ратуры от устного народного творчества.

Освоение наиболее сложных и важных понятий проходит не­сколько стадий, по мере развития учащихся. Сначала накапли­ваются наблюдения над явлением, затем дается начальное поня­тие и потом—развитие его.

Проследим это развитие на одном из центральных теоретиче­ских понятий — понятии о литературном герое.

 Первые сведения о литературном герое учащиеся получают в 5-м классе. Постепенно начинают они проникать в мотивы пове­дения героя, осознавать связь между героями и событиями («Кав­казский пленник», «Муму»), учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам («Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью»). При изучении рассказа школьники получают начальное понятие о литературном герое как о человеке. изображенном в произведении с помощью опреде­ленных средств (описание внешности, поступков и переживаний, речь). На повести рассматривается одно из средств изображения героя—портрет.

В 6-м классе начинает складываться понимание того, что за героем стоит автор, выражающий свое отношение к изображае­мому («Дубровский»), развивается представление о средствах изображения героя — портрете пейзаже, совершенствуется умение давать нрав­ственную оценку герою. Шестиклассники в состоянии понять взаимосвязь всех сторон личности—поступков, мыслей, чувств, поэтому им становится до­ступным понятие о литературном характере как индивидуальной личности, нарисованной в произведении и несущей на себе автор­ское отношение. Это понятие дается при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба».. При изучении всех последующих эпи­ческих произведений необходимо обращаться к этому понятию и сосредоточивать внимание на особенностях раскрытия характера в сатирических произведениях Щедрина и Чехова (осуждая ге­роев, автор сатирического произведения исходит из представления о настоящем человеке; в сатирическом персонаже обычно выде­лена одна черта, данная в преувеличении, подчас до неправдо­подобия; особую роль здесь играет художественная деталь).

Учащиеся 7-го класса осознают, что в литературе создаются художественные образы людей. Можно соотнести друг с другом понятия: литературный герой, литературный характер и художе­ственный образ. Литературным героем мы называем любого че­ловека, изображенного в литературном произведении. О характере мы говорим, когда видим в герое индивидуального человека с присущими ему мыслями, чувствами, проявляющимися в поступ­ках. При всем многообразии его свойств в характере есть опре­деляющие, главные черты. В характере выражается авторская оценка героя и окружающей его действительности, раскрывается существенное, закономерное для определенной эпохи и для чело­вечества. Говоря о художественном образе, следует иметь в виду, что в лирическом произведении существует особый вид образа— образ-переживание, в котором человек предстает в отдельном состоянии. В эпическом произведении, помимо образов-характе­ров, присутствуют образы природы, животных, вещей, собиратель­ные образы.

Л. И. Тимофеев определяет художественный образ так: «Это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение»[7,90]. Это определение может быть взято за основу при формировании у учащихся соответствующего понятия, но в сред­них классах оно может быть несколько упрощено: 1) образ—это наглядная картина, отдельный человек в произведении; 2) это всегда обобщение, открытие нового; 3) в образе раскрывается авторское отношение к изображаемому; 4) образ создается пи­сателем с помощью художественного вымысла, это не простое ко­пирование жизни, а воплощение определенной идеи, авторского представления о прекрасном.

Но, расчленяя понятие на части, необходимо учить школьников видеть в художественном произведении все стороны образа: вос­создавать в воображении нарисованное в произведении («Кар­тины быта XVI века» в «Песне про купца Калашникова»); по­нимать обобщающее значение образа («Теркин—воплощение лучших качеств советского воина»); видеть авторскую оценку (в «Капитанской дочке»); сознавать, что образ создан с помощью вымысла, определенных приемов раскрытия художественной мысли.

Система уроков в 7-м классе, на которых формируется понятие о художественном образе, и теоретическое обоснование этой си­стемы содержится в книгах Г. И. Беленького.

В 6-м и 7-м классах учащиеся узнают о том, что человек изоб­ражается по- многосторонне и объемно—в эпических произведениях. Курс средних классов должен научить школьников восприни­мать и анализировать образы литературных героев. Это зафик­сировано в требованиях к умениям семиклассников.

В старших классах образ человека предстает конкретно-исто­рически, в его связях с эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития. В 8 классе осваивается понятие типа как единства индивидуального характера, обобщения определенных закономерностей и верной авторской оценки изображаемого. На образах героев произведений критического реализма учащиеся 9—11-го классов начинают видеть сквозь исторически обусловлен­ное содержание произведений непреходящее, общечеловеческое значение духовных поисков писателей, учатся оценивать меру жизненной правды, определяемую классовой позицией писателя, степенью его народности.

Как видно из сказанного, в школе осуществляется определен­ная логика постижения теоретико-литературных понятий, отлич­ная от системы построения теории литературы как науки.

В системе школьного образования вначале осваиваются понятия, связанные со структурой художественного произведения, а из двух других циклов изучается лишь то, что необходимо для понимания уча­щимися конкретного произведения. И только после этого школь­ники обращаются к учению об образном отражении действитель­ности и к учению о литературном процессе.

По мере накопления наблюдений вводятся отдельные теоре­тические понятия, в основном о свойствах отдельного произведе­ния—художественной речи, сюжете и композиции, герое и авторе, теме и идее. В 9—11-м классах теоретические понятия осваива­ются в свете истории литературы, особенно широко развертыва­ются понятия, связанные с общими свойствами литературы как отражения действительности и с историко-литературным про­цессом.

Такое построение опирается на психолого-педагогические ис­следования художественного восприятия учащихся разного воз­раста и подтверждено всем опытом преподавания литературы в советской школе. Обоснование системы работы над теорией ли­тературы в школе дано в книге Г. И. Беленького и М. А. Снежневской.

И в развитии отдельного читателя сначала появляется умение подходить к произведениям разных жанров с разными установка­ми (понимание фантастического мира сказки, ожидание правдо­подобия от рассказа). Осознание причинно-следственных связей между явлениями приводит к умению понимать и оценивать сю­жет и законы построения произведений. Одновременно склады­вается умение понимать и оценивать красоту поэтического языка, его изобразительных и выразительных средств (на это обращают внимание ребят уже книги для чтения 1—3-го классов). В резуль­тате формируется понимание того, что литературный герой — художественный образ, что есть автор, чьи мысли и чувства вы­ражены в произведении.

И только после этого возможно понимание важнейших общих свойств художественной литературы: специфики отражения в ней действительности и выражения авторского сознания, значения эстетического идеала, закономерностей исторического развития.

Не случайно поэтому в 11-м классе программа предусматрива­ет обобщение ранее изученного. Из уроков, отведенных на по­вторение, целесообразно 3 урока посвятить повторению материала под углом зрения теоретических проблем. Можно выделить сле­дующие темы: «Художественный образ, литературный характер, литературный тип;»; «Критический реализм, социалистический реализм, стиль писателя» и т.д. Построить эти уроки можно в форме семинаров, заранее предложив разным группам учащихся различные задания. Одни подготовят определение понятий по «Краткому словарю литературоведческих терминов», другие—характеристику героев с точки зрения того, как в них отразилась эпоха и выразились идеалы авторов, как проявилась в них классовость, народность, партийность писателя. Во второй теме интересно доказать, что «Евгений Онегин» и «Война и мир» — произведения критического реализма. При подготовке к уроку о родах и жанрах учащиеся подберут произведения и раскроют их жанровую специфику. Например, можно подумать, почему «Герой нашего времени»—роман, а не сборник повестей; почему «Судьба человека» — рассказ, а не по­весть; чем отличается пейзаж в лирическом стихотворении от пейзажа в романе и т. п. Такие уроки не просто позволят повто­рить материал по истории и теории литературы, но и дадут воз­можность взглянуть на изученное в 8-м и 9-м классах с более высокой точки зрения. Обобщающие уроки помогут сравнить меж­ду собой произведения разных эпох, направлений, а такое сравнение откроет и новое в изученном.

 



2019-07-03 198 Обсуждений (0)
Понятия теории литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия теории литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)