Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы разработки и применения аудиторских стандартов



2019-07-03 291 Обсуждений (0)
Перспективы разработки и применения аудиторских стандартов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Появление в 2005 г. существенно обновленной версии МСА и анализ темпов работ по созданию федеральных ПСАД приводят к неутешительному выводу: в ближайшие годы наша страна не будет иметь полной версии аудиторских стандартов, соответствующих МСА. Это означает, что в нашей стране в это время будет применяться только часть международных стандартов, ввиду чего в аудиторском заключении нельзя будет говорить о проведении аудита в полном соответствии с МСА. В условиях вступления страны в ВТО и большего, чем сегодня, присутствия в стране зарубежных аудиторских фирм это, помимо всего прочего, может привести к серьезному ослаблению конкурентоспособности отечественных фирм, особенно в отношении клиентов, имеющих дело с международными рынками капиталов (или предполагающих выход на них).

Аудиторской общественности было бы интересно получить сегодня ответ на вопрос – почему при солидном коллективе разработчиков и наличии в 2000 г. 37 стандартов спустя десять лет после начала работ по созданию общероссийских аудиторских стандартов мы все еще далеки от полной их системы, адекватной МСА? И почему без особых причин и внятных объяснений надо было в 2001 г. бросить почти достроенное здание (превратить 37 ИСАД в полную систему аудиторских стандартов можно было за год-полтора) и начать возводить рядом новое?

Обычная аргументация здесь примерно такова: стандарты, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, отличались слишком большим учетом российской специфики, а надо, мол, в целях гармонизации и лучшего международного признания отечественного аудита идти по пути почти стопроцентного, копирования МСА. (Кстати, на практике эта линия последовательно не выдерживается). Но и тогда уже было ясно то, что сегодня обнажила версия МСА 2005 г.: такой курс ведет в тупик, поскольку и темпы разработки новых ИСАД при известных трудностях финансирования, и темпы их утверждения Правительством РФ не отвечают современным требованиям.

А в известном вопросе «что делать?» выделим два самостоятельных: как быть в этой ситуации практикующим аудиторам и как разрабатывать дальше федеральные ПСАД?

Следование 23 федеральным ПСАД, утвержденным Правительством РФ, и 16 стандартам, одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, для практикующих аудиторов согласно Федеральному закону об аудиторской деятельности обязательно. Причем и соответствии с иерархией нормативных документов в случае противоречия норм в новых и старых стандартах пользоваться надо первыми, т. к. в документах одинакового уровня приоритет имеют более поздние.

В отношении остальных стандартов МСА версии 2005 г., не имеющих пока отечественных аналогов, естественно пользоваться ими – за исключением тех их положений, которые противоречат российскому законодательству либо действующим ПСАД (новым или старым). Напомним, что все такие стандарты, по которым, на наш взгляд, следует работать отечественным аудиторам, выделены в таблице полужирным шрифтом. Добавим, что в отношении многих МСА вполне можно руководствоваться их русским переводом (для таких стандартов в третьей графе таблицы проставлены буквы «п» или «р»).

Представляется также полезным, чтобы аудиторские объединения нашей страны рекомендовали своим членам подобный подход. Это оправдано и с позиций корректности аудиторских проверок, и с точки зрения постепенного ослабления тезиса, что в нашей стране аудиторы работают не по МСА. При этом повысятся шансы на получение Россией статуса частичного аудита по МСА. Похожую линию, по-видимому, логично принять и постоянно доказательно провозглашать также некоторым из крупных аудиторских фирм нашей страны.

При дальнейшей разработке федеральных ПСАД существует опасность вторично наступить на те же грабли, а именно броситься переделывать часть из уже утвержденных 23 или подготовленных к утверждению проектов стандартов. Более рациональным представляется другой путь – скорейшее создание полной версии (пусть не совсем совершенных) федеральных ПСАД с последующей быстрой переделкой ее в новую версию, адекватную МСА. Такое создание полной версии может быть, на наш взгляд, завершено в 2006, а переделка – в

2007 году. Напомним, что инверсия МСА 2005 года полностью вступит в силу с 31 Декабря 2006 г. (приложение №1).

Одно из самых важных условий достижения этой цели – надлежащие организация работ и финансирование. И то, и другое может быть достигнуто, по нашему мнению, через Координационный комитет основных аудиторских объединений страны при долевом финансировании с их стороны. Действительно, федеральные ПСАД нужны в первую очередь аудиторам, и поэтому неестественно возлагать основные надежды на иное финансирование.

По такой же схеме может пройти и другой актуальный проект – создание системы новых ВСАО, которые каждая аудиторская организация могла бы использовать в чистом виде или с минимальной адаптацией. Эта работа актуальна в основном для средних и малых аудиторских фирм, а также для аудиторов – индивидуальных предпринимателей, но, по-видимому, и ряд крупных отечественных аудиторских фирм не имеет полного комплекта ВСАО. Представляется, что отставание в этой части от западного у нас гораздо больше, чем по линии федеральных ПСАД (хотя статистические данные на этот счет, к сожалению, отсутствуют), и что без постоянного давления со стороны практикующих аудиторов на органы государственного и общественного регулирования аудиторской деятельности оно вряд ли может быть существенно сокращено. А вот работа по созданию стандартов профессиональных аудиторских объединений не может быть пущена на самотек ввиду их значительно меньшей важности, нежели разработка федеральных ПСАД и ВСАО.


Заключение

 

Сделаем обобщающие выводы из проделанной работы:

1. Международные стандарты аудита (МСА) – принятые в мире международные правила аудиторских проверок, признанные в ряде стран.

2. Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) – международное объединение бухгалтерской профессии.

3. Для того чтобы пользователи бухгалтерской отчетности имели достаточно достоверную информацию о деятельности соответствующих организаций, необходимо совершенствовать: во-первых, национальные стандарты бухгалтерского учета, во-вторых, методику проведения аудиторских проверок достоверности бухгалтерской отчетности. Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо также совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.

4. Одной из проблем, связанных с внедрением МСА в российскую практику, является то, что зачастую иностранцы просто не представляют себе, что уже сделано в нашей стране в области разработки и создания собственных стандартов, российские же аудиторы плохо представляют себе, что понимается под МСА. Кроме того, далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.

5. Большая часть российских Правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанию близка к МСА, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА, а с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита, другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в каком направлении для этого следует менять российские регламентирующие документы.

6. Основная проблема проведения в России аудита согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.

 

 


Список литературы

1. ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 №164-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 30.12.2004 №219-ФЗ, от 02.02.2006 №19-ФЗ, от 03.11.2006 №183-ФЗ)

2. Федеральное ПСАД №6,10,22.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 06.12.2007 г.);

5. Правило (стандарт) №3 «Планирование аудита»;

6. Правило (стандарт) №4 «Существенность в аудите»;

7. Правило (стандарт) №6 «Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской) отчетности;

10. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. Учебное пособие – М: «Дело и Сервис», 2004;

11. Специалисты департамента аудита консалтинговой группы «Что делать Консалт». Методика проверки учета денежных средств // Аудиторские ведомости, №3, март, 2000 г.;

12. Костюк Г.И. Аудиторская проверка счетов организации в банках // Бухгалтерский учет, №19, октябрь, 2002 г.,

13. Сотникова Л.В. Основные даты в аудиторской проверке годовой бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. – №7. – 2002.,

14. Чикунова Е.П. Пересмотрена система МСА // Аудитор. – №1. – 2003. – С. 8–10.

 

 


Продолжение Приложение №1

  Код 1 стандарта 1 Название конкретного МСА или группы стандартов Примечания Код 1 стандарта 1

Название конкретного ПС АД или группы стандартов

Очередность разработки, дата утверждения

Примечания
18 320 Существенность в аудите Р  

Существенность в аудите

1-н; 23.09.02

 
19 330 Процедуры аудитора, выполненные в ответ на оцененные риски н  

-

 

 
20 400 Оценка рисков и внутренний контроль Отменен с декабря 2004 г. №8

Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемы аудируемым лицом

2-н; 04.07.03

 
21 401 Аудит в среде компьютерных информационных систем Отменен с декабря 2004 г.  

Аудит в условиях компьютерной обработки данных

2-е; 22.01.99

Готовится ПС АД №30
22 402 Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации с  

-

 

Готовится ПС АД №35
23 500 Аудиторские доказательства с №5

Аудиторские доказательства

1-н; 23.09.02

 
24 501 Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей Р №17

Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

4-н; 16.04.02

 
25 505 Внешнее подтверждение Р №18

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

4-н; 16.04.03

 
26 510 Первичное задание – начальное сальдо Р №19

Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности

4-н; 16.04.04

 
27 520 Аналитические процедуры Р №20

Аналитические процедуры

4-н; 16.04.05

 
28 530 Выборочный метод в аудите и другие процедуры выборочного тестирования Р №16

Аудиторская выборка

3-н; 07.10.04

 
29 540 Аудит оценочных значений Р №21

Особенности аудита оценочных значений

4-н; 16.04.05

 
30 545 Аудит измерений и раскрытий информации о справедливой стоимости н  

-

 

 
31 550 Связанные стороны Р №9

Аффилированные лица

2-н; 04.07.03

 
32 560 Последующие события Р №10

События после отчетной даты

2-н; 04.07.03

 
33 570 Непрерывность деятельности Р №11

Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

2-н; 04.07.03

 
34 580 Заявление руководства Р №23

Заявление и разъяснения руководства аудируемого лица

4-н; 16.04.05

 
35 600 Использование работы другого аудитора п  

Использование работы другой аудиторской организации

4-с; 27.04.99

Готовится ПСАД №27
36 610 Рассмотрение работы внутреннего аудитора Р  

Изучение и использование работы внутреннего аудита

4-с; 27.04.99

Готовится ПСАД №28
37 620 Использование работы эксперта Р  

Использование работы эксперта

1-е; 25.12.96

Готовится ПСАД №29
38 700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности будет отменен по введении МСА700К, р №6

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

1-н; 23.09.02

 
39 700 К аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего вступит в силу с 13.12.06, с   -

 

 

40 701 Модификация отчета (заключения) независимого аудитора вступит в силу с 13.12.06, н   -

 

 

41 710 Сопоставимые занчения Р   -

 

Готовится ПСАД №24

42 720 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность Р   документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую

5-с; 20.08.99

Готовится ПСАД №25

43 800 Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей п   Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

5-с; 20.10.99

Готовится ПСАД №26

    1000–1 100 Положения по международной аудиторской практике      

 

 

44 1000 Процедуры межбанковского подтверждения п   -

 

 

45 1001 Среда ИТ – автономные персональные компьютеры Отменен с декабря 2004 г.   -

 

 

46 1002 Среда Ит. – онлайновые компьютерные системы Отменен с декабря 2004 г.   -

 

 

47 1003 Среда ИТ – системы баз данных Отменен с декабря 2004 г.   -

 

 

48 1004 Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами п   -

 

 

49 1005 Особенности аудита малых предприятий п   Особенности аудита малых экономических субъектов

6-с; 11.07.00

 

50 1006 Аудит финансовой отчетности банков п   -

 

 

51 1007 Контакты с руководством клиента Отменен с июня 2001 г.   Общение с руководством экономического субъекта

4-с; 18.03.99

 

52 1008 Оценка рисков и системы внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы Отменен с декабря 2004 г.   Оценка риска и внутренний контроль – характеристика и учет среды компьютерной информационной системы

6-с; 11.07.00

 

53 1009 Методы аудита с помощью компьютеров Отменен с декабря 2004 г.   Проведение аудита с помощью компьютеров

6-с; 11.07.01

 

54 1010 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности п   -

 

 

55 1011 Выводы для руководства клиента и аудиторов по вопросу 2000 года Отменен с июня 2001 г.   -

 

 

56 1012 Аудит производных финансовых инструментов п   -

 

 

57 1013 Электронная коммерция – влияние на аудит финансовой отчетности н   -

 

 

                   

 



2019-07-03 291 Обсуждений (0)
Перспективы разработки и применения аудиторских стандартов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы разработки и применения аудиторских стандартов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)