Глава 3. Лекционно-семинарская система обучения географии в школе
Лекционно-семинарскую систему обучения географии лучше практиковать в 9-10-х классах, а отдельные ее элементы в 6-8-х классах[12]. Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников нужно готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников. Слушать лекцию — это значит, понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Учебные темы нужно давать крупными блоками. В условиях лекционно-семинарской системы обучения учащихся 10-11 классов изучение географии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме, в следующей последовательности: -урок-лекция -урок-практикум -урок-семинар -урок-консультация -урок-зачет. В зависимости от количества часов данной темы, от ее своеобразия, меняется количество тех или иных форм уроков, их последовательность. Но общая схема от лекции к зачету выдерживается обязательно. Первоначальное ознакомление происходит на первом уроке. На всех последующих тема опять рассматривается в целом, но от занятия к занятию все более углубленно. В результате учащиеся многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз приходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет : 1 Воспринять единую картину изучаемых явлений. 2 Как следует понять, усвоить и закрепить. 3. Осознать связи между явлениями при анализе материала с разных точек зрения. Вариант такой системы преподавания: 1 этап: На первом занятии по теме учитель объясняет ее содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется разъяснению основного, главного. Так, в 10-ом классе можно провести уроки-лекции по темам “Взаимодействие общества и природы”, “Численность населения Земли”, “География промышленности”, “Общая характеристика хозяйства Латинской Америки” и другие. 2 этап: Вслед за лекциями проводятся семинарские занятия, число которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, справочником изучают материал, выполняют упражнения. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом учащимися решаютя задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные семинары. На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому предпочтение следует отдавать проблемным семинарам. Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в 10-ом классе, рассматривая тему “Городское и сельское население”, на обсуждение можно вынести следующие вопросы дискуссионного плана: § Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в “планету-город”? § Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов? § Урбанизация – благо или зло для планеты? § Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли? 3 этап: Практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы. 4 этап: Решение задач по теме с целью углубления и развития знаний. Зачет по теме: он состоит из двух частей 1. Обучающая часть (до 10 минут) в ходе этой части разбираю типичные ошибки и недостатки по итогам проверочной работы на семинаре. 2. Контролирующая часть (до 35 минут) ученики сдают зачет или выполняют контрольную работу. Организация зачетного урока: По итогам семинара назначаются ассистенты преподавателя – это учащиеся получившие оценки (отлично, хорошо), остальные учащиеся разбиваются на время по четыре человека по группам. Каждая группа сдает зачет ассистентам, они проверяют знания, очень кратко конспектируют ответы и выставляют оценки. Сдав зачет, ученик выполняет задание на повторение. В конце урока ассистент сдает итоги принятых зачетов, оценки выставляются в журнал. 6 этап: Завершающий урок – урок интересных сообщений – рассматривается практическое применение изученного материала. Советы учителя учащимся прочитать ту или иную научно – популярную литературу по географии не всегда выполнялись, и много интересных книг, статей по предмету оставались не прочитанными. Есть выход: проводить специальные уроки посвященные внеурочному чтению, а назвать их уроки интересных сообщений и рассматривать только факты, о практической значимости изучаемого материала. В течении года в группе можно проводить три – четыре таких урока. Заключение Рассмотренный выше материал позволяет заключить: § Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. § Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и других. § Формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения. § Лекционно-семинарская система обучения зарождается с появлением первых университетов. Характер устного изложения учебного курса лекция приобрела в 18 в. в университетах (в средневековых университетах лекция применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста какой-либо книги). § Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены § В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал. § Использование лекционно-семинарской система обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: осознанность школьниками процесса учения; возможность активного включения в него; планирования ими своей деятельности; возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности и широко использовать нетрадиционные формы обучения. Лекционная форма приучает школьников к ведению конспектов, что делает более плавным предстоящий им переход к вузовской форме обучения. В целом, использование лекционно-семинарской системы в школе не только возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников. Библиографический список использованной литературы:
1) Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1977. 2) Блинков С.И., Блинкова Л. В. и др. Организация УВП страшей школы в условиях лекционно-семинарской системы обучения. Якутск – 1998 3) Гузик Н.П., Пучков Н.П. Лекционно-семинарская система обучения. - Киев, 1979. 4) Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели.” Москва, “Наука”, 1997г. 5) Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика”. Москва, “Academa” 2000г. 6) Онищук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г. 7) Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 8) Практическая психология образования 2-е изд. – Москва, ТЦ «Сфера», 1998 г. – Под редакцией И.В. Дубровиной. 9) Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000г. 10) Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М., 1987. 11) Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000г. 12) Журналы “Вестник образования” № 9 1998г., № 14 2000г. Информация с сайтов сети Интернет: 13) http://www.geo1september.ru 14) http://www.edu.ru
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |