Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура ссудной задолженности по кредитам, выданным Операционным отделом (ОПЕРО) Сбербанка России



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Структура ссудной задолженности по кредитам, выданным Операционным отделом (ОПЕРО) Сбербанка России 0.00 из 5.00 0 оценок




Показатели

Периоды

2005г.

2006г.

2007г.

тыс. руб. уд.вес, % тыс. руб. уд.вес, % тыс. руб. уд.вес, %
Срочная ссудная задолженность 4 486 72,2 13 533 91,3 25 662 95,5
Просроченная задолженность 1 729 27,8 1 290 8,7 1 212 4,5
Общая ссудная задолженность 6 215 100,0 14 823 100,0 26 874 100,0

 

По сравнению с 2005годом в 2007году размер ссудной задолженности увеличился в 7,5 раз. Из года в год наблюдается снижение просроченной ссудной задолженности. В 2004 году ее размер был катастрофически высоким. Этот факт заставил Сбербанк пересмотреть кредитную политику в отношении кредитов физическим лицам.

На конец 2007 года эффективная работа Сбербанка с индивидуальными заемщиками позволила сократить размер просроченной задолженности до 4,5%.

Таким образом, можно отметить достаточно высокое качество активов Сбербанка России по состоянию на начало 2007года, но по уровню рисков положение банка вызывает сомнение.

Основную долю в кредитном портфеле Сбербанка России занимают кредиты населению - 56,3 % в 2006г., доля которых возросла на 4,9 п.п и составила 61,2 %. Значительную долю занимают кредиты индивидуальным предпринимателям, хотя их доля снизилась на 10,7 п.п., что составило 22,4%. В целом можно отметить положительную динамку роста кредитного портфеля. Сумма выданных кредитов на 1 января 2007года возросла на 839 тыс. руб. или на 4,4 %.

По результатам проведенного анализа структуры и динамики доходов Сбербанка России видно, что наибольший удельный вес в валовом доходе занимали процентные доходы (свыше 80%), т.к. основной доход Банка складывается за счет операций по предоставлению кредитов.

 


Глава 3 Совершенствование методов кредитования в банке АКБ Сбербанк

 

3.1 Основные направления совершенствования методов оценки кредитоспособности и кредитования

 

Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долгам.

В мировой банковской практике кредитоспособность клиента являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности кредитования. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, возможностью зарабатывать средства для погашения ссуды и т.д.

Банки с развитой рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиента. Она дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности). У каждого банка есть своя система определения кредитоспособности клиента.

Одним из видов страхования банка от возможных потерь по кредитным операциям является залог. Под залогом понимается имущество заемщика, переданное (либо оставленное на ответственное хранение заемщика, но без права его реализации) им кредитору на срок действия кредитного договора с целью возмещения ссуды в случае неплатежеспособности заемщика. При неспособности заемщика выполнить условия кредитного соглашения (возвратить ссуду и выплатить процент) банк имеет право реализовать залог, возместив из выручки задолженность заемщика и издержки на реализацию залога. Размер залога должен быть более размера-ссуды. Договор о залоге заключается в письменной форме и выступает как самостоятельный документ, вытекающий из условия кредитного договора.

Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Анализ кредитоспособности клиента позволяет банку, своевременно вмешавшись в дела должника, уберечь его от банкротства, а при невозможности этого — оперативно прекратить кредитование такого заемщика.

Системы оценки кредитоспособности клиентов, основанные на экспертных оценках и прогнозах результатов экономической деятельности с использованием предоставленного кредита[5].

При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический подход, т.е. банки анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку, как личных качеств, так и финансового состояния заемщика.

В международной практике такому методу уделяется большое внимание, развивается соответствующая сеть мониторинга, анализирующая кредитную историю потенциальных заемщиков[6].

Балльные системы оценки создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных» кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.

Использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов - более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.

Системы балльной оценки обладают тем несомненным преимуществом, что они позволяют быстро и с минимальными затратами труда обработать большой объем кредитных заявок, сократив, таким образом, операционные расходы. Кроме того, они представляют собой и более эффективный способ оценки заявок, т.е. могут проводиться кредитными инспекторами, не обладающими достаточным опытом работы. Это позволяет сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов.

Основополагающая идея применения балльной оценки кредита заключается в том, банк способен вычленить финансовые, экономические и мотивационные факторы, обусловливающие отличие «хороших» кредитов от «плохих» путем анализа отношений с более крупными группами клиентов, являвшихся в прошлом заемщиками. В соответствии с этой идеей ряд определенных таким образом благоприятных факторов могут (с некоторой долей риска) быть приняты как свидетельство перспектив заключения хорошей кредитной сделки и в будущем. Очевидно, данное предположение — в случае кардинального изменения экономических условий или иных обстоятельств — может оказаться ошибочным. И это является одной из причин частого пересмотра испытанных систем балльной оценки, осуществляемого по мере выявления более точных показателей.

Российские банки в своей практике используют подобные методы оценки, например в Сбербанке РФ платежеспособность заемщика определяется следующим образом:

 

Р = Дч х К х Т, (1.1)

 

где Дч — среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.);

К — коэффициент, зависящий от величины Дч, а именно К = 0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долл. США, К= 0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1000 долл. США, К = 0,5 при Дч в эквиваленте свыше 2 000 долл. США;

Т — срок кредитования (в мес.)

Доход в долларовом эквиваленте определяется следующим образом:

 

Дч = Доход в рублях / Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на момент обращения заявителя в банк

 

Величина Дч может быть скорректирована в сторону уменьшения (с соответствующими пояснениями в заключении кредитного инспектора).

При предоставлении кредита в рублях платежеспособность рассчитывается в рублях. При предоставлении кредита в иностранной валюте платежеспособность рассчитывается в долларах США.

Максимальный размер предоставляемого кредита (S) рассчитывается в два этапа.

1. Определяется максимальный размер кредита на основе платежеспособности клиента

 

S = P/ 1+ Годовая процентная ставках срок кредитования (в месяцах) 12x100

 

2. Полученная величина корректируется с учетом: предоставленного обеспечения возврата кредита, информации, предоставленной в заключениях других подразделений банка, остатка задолженности по ранее полученным кредитам.

Данная система базируется на двухуровневой системе оценки.

На первом этапе сотрудник банка предлагает заемщику заполнить тест-анкету. Тест-анкета используется для предварительной оценки возможности предоставления заемщику кредита. При заполнении тест-анкеты от клиента не требуется паспортных данных, необходимы только общие сведения о заемщике, месте работы, имуществе, доходах и расходах.

По результатам заполнения заемщиком тест-анкеты подсчитывается количество набранных заемщиком баллов и подписывается протокол оценки возможности получения им кредита. Если набранная сумма баллов составила менее 30, то в протоколе указывается, что заемщик не обладает достаточными возможностями для получения кредита на приобретение жилья. Протокол вместе с заполненной тест-анкетой передается заемщику.

Следующим шагом для осуществления комплексного анализа кредита физическому лицу является оценка качества кредитов, предоставляемых физическим лицам.

В самом общем виде можно представить следующую классификацию заемщиков, отражающую их дифференциацию по уровню кредитоспособности:

- первый класс – заемщики с устойчивым финансовым положением. Они получают кредиты на самых льготных условиях;

- второй класс – заемщики с достаточно стабильным положением. Они могут получить кредиты на общих условиях по повышенной ставке процента;

- третий класс – заемщики с неустойчивым финансовым положением. Их кредитование имеет высокий риск, поэтому требуется надежное и ликвидное обеспечение. Кредиты предоставляются с учетом премии за риск;

- четвертый класс – заемщики не могут быть признаны кредитоспособными, им кредиты не предоставляются.

Приведенная классификация, а также, ее многочисленные модификации, использующие более сложные методы определения класса или рейтинга заемщиков, в настоящее время широко применяются в банковской практике.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все приведенные методики носят формализированный характер, так что при оценке возможности кредитоспособности заемщика огромную роль играет профессионализм служащих банка. Кредитный инспектор как сотрудник, несущий непосредственную ответственность за работу с конкретным заемщиком, должен быть уверен в том, что клиент сознает моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. Кредитный инспектор должен удостовериться в том, что клиент точно указал, на что будут использоваться полученные средства, а также оценить, насколько указанная цель согласуется с кредитной политикой банка и существует ли у заемщика искреннее желание выплатить кредит. Опытные кредитные инспектора советуют более молодым коллегам не жалеть времени и лично посетить каждого заемщика, поскольку в беседах зачастую можно оценить характер и искренность заемщика, — это напрямую определяет степень вероятности погашения кредита. На основе подобных фактов делается вывод о наличии или отсутствии у клиента навыков управления денежными средствами.

 

3.2 Прогноз структуры кредитного портфеля и доходов банка АКБ Сбербанк на 2008 – 2009 гг.

 

Программы потребительского кредитования должны играть важную роль в управлении банком и банковскими услугами. Причина этого заключается не только в том, что потребительские кредиты принадлежат к числу самых выгодных видов кредитования, но и в том, что по мере роста своего образовательного ценза клиенты все чаще прибегают к кредитованию для повышения уровня жизни и согласования планов своих расходов с ожидаемым доходом.

Потребительское кредитование в будущем станет процессом, в большей степени ориентированным на интересы потребителей, что позволит частным лицам получать более быстрый доступ к кредиту при одновременном сохранении достаточного контроля со стороны банка над заимствованиями клиента.

В развитых странах кредитование потребителей и выдача ипотечных кредитов (под залог недвижимости) относятся к разряду наиболее популярных финансовых услуг, предоставляемых банками. Данные виды кредитов помогают банку диверсифицировать свою клиентскую базу, привлечь депозиты и найти источники доходов, дополняющие и компенсирующие риск по кредитам и депозитам предпринимательских фирм. Многие банки уделяют все большее внимание потребительскому и ипотечному кредитованию с целью избежать или ослабить воздействие экономических циклов, приводящих к периодическому снижению объемов традиционного банковского кредитования предпринимательской деятельности.

Вместе с тем потребительское и ипотечное кредитование имеет и существенные недостатки. Процент невозвращенных кредитов подобного рода обычно выше, чем по другим видам банковских кредитов. Ключевыми факторами, обусловливающими предоставление качественных потребительских кредитов, выступают порядочность и чувство ответственности заемщика. Банк может оценить их с помощью анализа кредитной истории заемщика, но в нашей стране такого рода информация имеется на очень незначительное число клиентов банка.

Исходя из анализа деятельности АКБ «Сбербанк» следует, что Банку и дальше необходимо развивать кредитные отношения с физическими лицами. В качестве расширения целевого кредитования предлагается увеличить процент кредитование населения на образование и снизить проценты за пользование кредитом.

На основании проведенных маркетинговых исследований, в отделе стратегического планирования пришли к выводу, что за год на образовательный кредит можно привлечь 2500 учащихся. Из расчета средней стоимости обучения рассчитали, что сумма кредита будет не менее 40,0 тыс. руб. Если снизить ставку кредитования с 19 до 15 %%), рассчитаем сумму экономического эффекта:

2500 чел. * 40,0 тыс. руб. * 15% = 1500,0 тыс. руб.

Таким образом, снизив процентную ставку за пользование образовательным кредитом Банк получит 1500,0 тыс. руб. дополнительной прибыли, что значительно повысит прибыль Банка и расширит клиентскую базу.

 


Заключение

 

Для обеспечения ежедневной способности банка отвечать по своим обязательствам структура активов коммерческого банка должна соответствовать качественным требованиям ликвидности.

Развитие активных операций, предоставление подразделениям коммерческих банков большей самостоятельности при продаже продуктов и услуг требуют проведения жесткой централизованной политики управления рисками.

Качество активов определяется целесообразной структурой активов банка, диверсификацией активных операций, объемом рисковых активов, объемом критических и неполноценных активов.

Исходя из анализа деятельности АКБ «Сбербанк» следует, что Банку и дальше необходимо развивать кредитные отношения с физическими лицами. В качестве расширения целевого кредитования предлагается увеличить процент кредитования населения на образование и снизить проценты за пользование кредитом.

В работе рассчитано, что, снизив процентную ставку за пользование образовательным кредитом, Банк удовлетворит потребность клиента в средствах на обучение, а также получит 1500,0 тыс. руб. дополнительной прибыли, что значительно повысит прибыль Банка и расширит клиентскую базу. Подводя итог работы можно выделить следующее. Развитие и внедрение новых банковских услуг, повышение качества обслуживания клиентов, снижение процентных ставок и упрощение процедур кредитования, а так же выбор приоритетных и более доходных направлений деятельности банка и внедрение новых видов вкладов позволит увеличить сроки использования привлеченных средств и увеличить прибыль банка, а также обеспечит приток клиентов в банк. Реализация данных направлений развития позволит сохранить устойчивость банка, упрочить лидирующие позиции в банковской сфере региона.

Список использованной литературы

 

1. Логовинский Е. Алгоритм управления кредитным риском // Финансовые ведомости. – №4. – 1999. – С.45.

2. Максимова А. Управление кредитными рисками в банке. – СПб.: Новое время, 2007.

3. Найчек Г. Мировая практика оценки кредитоспособности заемщика // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 9. – С.25.

4. Никитина Т.В. Банковский менеджмент. – СПб.: Питер, 2007 - 161 с.

5. Одегов В.А. Банковский менеджмент. – М.: Экзамен, 2007. - 466 с.

6. Основы банковской деятельности // под. ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: «ИНФРА-М», 2004. – С. 260.

7. Петров И. Банковский менеджмент: связь с кредитной политикой // Банковские технологии. - № 6. – 2007. – С. 32-42.

8. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 178.

9. Прохорова Т.В. Оценка эффективности кредитных операций коммерческого банка // Вестник Банка России. - № 8. – 2007. – С.37-45.

10. Тарабанова И. Методика определения кредитоспособности заемщика- частного лица // Вестник Банка России. - № 16. – 2004. – С.18-29.

11. Тарабанова И. Оценка кредитных рисков // Вестник Банка России. - № 24. – 2007. – С.23-36.

12. Усоскин В.М. Кредитная политика банка: анализ и выбор // Банковские технологии. - № 8. – 2007. – С.41-61.

13. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. – М.: Юрайт, 2005. - 385с.

14. Федотова А.Н. Основы управления кредитными рисками в коммерческом банке. – М.: Финпресс, 2007. - 456 с.

15. Шишкин Б.А. Финансовый менеджмент банка. – М.: Юнити, 2007. - 411с.

16. Яковлева И. Стратегии коммерческого банка: теоретический и практический аспект // Менеджмент в России и за рубежом. - № 11. – 2005. – С.9-18.


[1] Логовинский Е. Алгоритм управления кредитным риском // Финансовые ведомости. – №4. – 1999. – С.45.

[2] Максимова А. Управление кредитными рисками в банке. – СПб.: Новое время, 2007.

[3] Петров И. Банковский менеджмент: связь с кредитной политикой // Банковские технологии. - № 6. – 2007. – С. 32-42.

[4] Найчек Г. Мировая практика оценки кредитоспособности заемщика // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – № 9. – С.25.

[5] Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 178.

[6] Основы банковской деятельности // под. ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: «ИНФРА-М», 2004. – С. 260.



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Структура ссудной задолженности по кредитам, выданным Операционным отделом (ОПЕРО) Сбербанка России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура ссудной задолженности по кредитам, выданным Операционным отделом (ОПЕРО) Сбербанка России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)