Упражнение «Отработка трехтактной схемы слушания»
Инструкция: все участники делятся на 2 команды, с помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций: сторонники «сухого закона» и его противники. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Тот из членов команды, чей подходит черед говорить, должен слушать предшествующего человека, реагировать «угу» и «эхо», а после высказывания аргументов задать уточняющие вопросы (если аргументы не до конца ясны) или сделать парафраз (если все ясно). Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как говорящий до него подтвердит, что его поняли правильно. Ведущий следит за очередностью выступлений, следит, чтоб был парафраз, а не продолжение и развитие мысли собеседника с приписыванием ему того, чего не было в высказывании. Анализ: какие трудности были в разговоре? Были ли случаи, когда парафраз помог уточнить позицию? Кто был виноват, что партнеры не поняли друг друга - - тот, кто говорил или тот, кто слушал? Упражнение «Внимательный слушатель» Инструкция: участники разбиваются по парам. Партнер X будет говорящим, партнер У — слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах, предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало, а что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X движениями головы подтверждает или опровергает слова У, в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнений. Упражнение «Анализ вариантов эмпатического слушания» Инструкция: проанализируйте примеры разговоров, которые происходят после проведения диагностики характера. Участники пытаются отреагировать на реплики «подростков» с позиции эмпатического слушания, проявляемого «учителем», и сравнить свои реакции-ответы с реакцией учителя. Пример 1. Подросток: Отвратительная методика! ни слова правды! Учитель: — реакция участников... (Ты расстроен?) Подросток: Да мне написали, что у меня часто меняется настроение, что я непостоянный... Учитель: — реакции участников... (И тебе это не понравилось...) Подросток: конечно, я терпеть не могу непостоянных людей, всегда стараюсь быть сдержанным, непроницаемым... Учитель: — реакции участников... (И тебя раздражает, что ты сам оказался не такой...) Подросток: ну да... Конечно, иногда со мной происходит что-то непонятное, помимо своей воли становлюсь раздражительным, грубым... Учитель: — реакции участников... (И тебе это очень не нравится в себе...) Подросток: Да, пожалуй... Пример 2. Подросток: Странно, эта диагностика показала, что я люблю всякие приключения, иду на риск... Я этого за собой не замечал. Учитель: — реакции участников... (Тебе приятно это о себе услышать?) Подросток: Ну да, вообще-то. Я хотел бы быть смелым, рисковым парнем, но думал, что у меня этого нет. Учитель: — реакции участников... (А теперь ты гордишься этим?) Подросток: Конечно, приятно узнать о себе что-то, что хотелось бы иметь, да не надеешься на это. Пример 3. Подросток: Вот еще новости, оказывается, я люблю быть первым во всем. Ну и глупость! Учитель: — реакции участников... (Тебя удивляет результат диагностики?) Подросток: Да, я не ожидал от себя такого. Я считал себя нечестолюбивым человеком. Учитель: — реакции участников... (И тебя расстраивает, что оказался честолюбивым...) Подросток: Да нет, пожалуй. Просто странно, я никогда не задумывался над этим. Учитель: — реакции участников... (А теперь ты в недоумении, не знаешь, как отнестись в этому...) Подросток: Вот, именно. Я вообще-то не очень люблю выскочек, а тут сам... Но, вообще-то, интересно... Проанализируйте, насколько эмпатические реакции учителя способствовали подростку продвинуться самому в решении и осознании собственных проблем, помогали в ослаблении отрицательных переживаний подростка. Обсудите, трудно ли найти адекватные эмпатические реакции участникам.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |