Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игрушки в разные периоды жизни ребенка



2019-07-03 239 Обсуждений (0)
Игрушки в разные периоды жизни ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок




Первый год жизни – это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода.

Первый период - новорожденность – занимает первый месяц жизни ребёнка. В конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка. Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка, направленные на предмет. Третий период занимает вторую половину первого года жизни (примерно от 6 до 12 мес.). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым – малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но и игрушки и совместные игры. Каждый из этих периодов требует своих игрушек.

1) Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию. Уже с 2-х месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека и животных». Игрушки, обеспечивающие эту линию развития должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное. Прежде всего, это самые разные куклы определённого типа и размера. Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом). Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.

2) Игрушки, способствующие познавательному развитию. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес - это могут быть подвесные игрушки: объемные фигурки, погремушки, карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками, колокольчики, бубенчики, «турничок». В 4-5 мес. они начинают специально тянутся к ним и вызывать их движение (или звук). С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными – малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом.

Формирование согласованности восприятия и действия (руки и глаза) происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части). Для этого нужны: простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками цветные (жёсткие и мягкие), колокольчики для раскачивания, геометрические формы - шары, кубы.

Для более сложных действий полезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук: погремушки и игрушки с подвижными частями, игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом, игрушки комбинированные с липучкой и с зеркалом, игрушки с наполнителем (горошком, шуршащей бумагой), открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания, игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах).

3) Игрушки, способствующие развитию моторики и движений. Это могут быть: мячи - резиновый, большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией; надувные цилиндры для отталкивания ножками, кольца и специальные игрушки для кусания.

На втором году жизни взрослый становится для ребёнка образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

4) Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий ребёнка. Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочка и пр. кукольная утварь.

Наглядно-действенное мышление. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу, вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания матрёшки – 3-4 местные, столики с отверстиями, колышки, крупные пазлы и мозаики, кубики крупные пластмассовые и деревянные, шнурок и бусины для нанизывания и т.д.

Познавательная активность. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки; клавишные игрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового, материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки: фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр., пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.), составные игрушки – машинки, домики и пр., строительные наборы, бусы для нанизывания, шнуровки и застёжки.

5) Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Данное направление представлено главным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

Речевое развитие. Игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть: картинки с изображением животных и людей, сюжетные картинки с изображением действий, наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей, элементарные виды детского домино и лото, последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок, наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок, игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которых могут быть: тряпичные – гибкие, (высота – 30 - 40см), пластиковые – гибкие, кукла-голыш с набором одежды, кукла в одежде, маленькие «пупсики» в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.), мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик), «продукты питания» – наборы овощей, фруктов, «предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки, мыло и пр., игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками нужны предметы неопределённого назначения, например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или паралона и пр.

6) Игровые пособия, способствующие физическому развитию. Это: мячи (разных размеров), обручи, спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка), скамеечки для ходьбы, коврики с разной поверхностью.

7) Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Эта главная для дошкольного возраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - сюжетно-ролевой игре.

Воображение. Для осуществления этих видов игры нужны: «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей); простые маленькие куколки (пупсики, солдатики); куклы неопределенного пола и возраста (без лица); пальчиковые куклы и куклы для театра; мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные); предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани).

Произвольность. Для этих видов игр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.); транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить); куклы и утварь для игры в семью; атрибуты для игры в парикмахера, доктора и пр.; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту.

Общение. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми: куклы и животные с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые».

Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся: елочные украшения, флажки, шарики, свистки, трещотки, колпачки, шляпки, гирлянды и пр.

Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям, атрибуты разных профессий и труда взрослых, модели современных технических средств, игрушечные машинки разных типов и др.

 


Выбираем игрушку

Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От его успеха зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. Однако, как правило, развивающие возможности игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет всё, что хочет. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребёнка.

Оценивая игрушку, необходимо опираться на следующие критерии:

1. Первым и необходимым требованием к игрушке является её потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка. Выбирая забаву для ребенка, нужно представить, что Ваш ребёнок будет с ней делать.

2. Для того, чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам и смыслам самого ребёнка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней. В то же время, действуя с игрушкой, ребёнок реализует какой-либо способ игровых действий, что отвечает задачам развития.

3. Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жёстким, предполагающим строго определённый способ употребления (как например заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью.

Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Следовательно, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей, развивающей игрушки. Таким образом, действия ребёнка с игрушкой должны соответствовать возрасту, задачам развития и быть осмысленными и вариативными.

 

Критерии отбора

 

1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но — подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь — на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки — далеко не единственный критерий оценки. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для хорошей игрушки.

3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) — всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной — необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия.

4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.

Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.

 

Мягкая игрушка

Пожалуй, самым популярным и распространённым видом детских игрушек является так называемая мягкая игрушка, т. е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек и пр.), сделанные из мягкого материала (плюша, ваты, паралона и пр.) Такие игрушки принято дарить детям на праздники, ими украшают комнату. Игрушечные прилавки и детские комнаты обычно завалены всевозможными зверями – огромными (буквально с человеческий рост) и крохотными (с напёрсток), пушистыми и гладкими, звучащими и молчащими, страшными и симпатичными, гибкими и твёрдыми. Среди этих игрушечных животных можно обнаружить, наверное, всех представителей фауны земного шара. Помимо традиционных мишек и кисок появилось значительное число экзотических видов – громадные бегемоты, плюшевые крокодилы, тряпочные змеи, страшные пауки, и обаятельные динозавры – всех не перечислить.

Как выбрать среди этих звериных залежей то, что нужно конкретному ребёнку? Для ответа на этот вопрос недостаточно ориентироваться только на привлекательность и внешнее обаяние пушистого зверя. Конечно же, многие плюшевые мишки или собачки очень милы и могут украсить любое помещение. Часто такие зверята становятся любимцами не только детей, но и взрослых – их носят и возят с собой в качестве амулетов и дарят в качестве сувениров. Но мягкая игрушка для ребёнка, даже если она очень приятна на вид – не только украшение, сувенир или амулет, но, прежде всего, игрушка, т.е. предмет и средство игры. Значит, чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкими игрушками, и какую роль они играют в жизни ребёнка.

Очевидно, что мягкая игрушка нужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённые ограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам, или использовать в качестве подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотные зверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобно действовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см), чтобы малышу удобно было свободно действовать с ней. Но подходящий размер – это лишь самое формальное и внешнее свойство, совершенно недостаточное для полноценной игры.

Наиболее распространённый и подходящий вид игры с мягкими игрушками – это так называемая режиссёрская игра, в которой ребёнок сам действует и говорит за своих героев. Игрушки выступают в ней в качестве актёров, которыми как режиссёр управляет и руководит ребёнок. Под его руководством, в его руках зайчики, собачки и мишки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и содержание такой игры создаёт сам ребёнок, который выступает в них как режиссёр. Это может быть и проигрывание известных детских сказок – колобок, теремок, репка – в которых в качестве главных актёров выступают известные всем звери. Желательно сначала помочь малышу подобрать «компании» таких зверей и вместе с ним воспроизвести знакомый сюжет. Такая игра наверняка понравится ребёнку и, скорее всего, скоро он сам захочет играть в знакомые сказки, а потом будет изменять их, придумывая собственные действия.

Конечно, игрушечный зверёк должен быть по возможности симпатичным и обаятельным. Но это не главное, тем более что представления о привлекательности ребёнка и взрослого сильно различаются. Важно, чтобы игрушка вызывала у ребёнка чёткий, непротиворечивый и понятный для него образ, чтобы он легко мог узнать и назвать кто это – зайчик, слон или медведь. Этот образ подсказывает малышу характер действий героя его игры – как он ходит (прыгает или переваливается), что любит кушать, как разговаривает.

Ещё одно важное качество хорошей мягкой игрушки – её открытость для разнообразных действий малыша. «Жёсткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют варьировать их позу, а значит менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребёнка. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для собственных действий и фантазии самого ребёнка. Например, плюшевую собачку со свободно болтающимися лапками можно обнимать, заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках ребёнка она может прыгать, кувыркаться, вставать на задние или передние ножки, хлопать в ладоши, тявкать, и говорить, что угодно.

Очень важна возможность игрушки «говорить своим голосом», т.е. голосом ребёнка. Сегодня во многие мягкие игрушки встраивается звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова. Например, симпатичная коза, при нажимании на её живот, начинает громко петь хором детских голосов «Жил-был у бабушки серенький козлик….». Это кажется забавным, но данное техническое дополнение резко ограничивает возможности действия с этой игрушкой. Скорей всего ребёнок будет постоянно нажимать на нужное место и вызывать знакомую песенку. И так пока ему не надоест. После этого коза исчерпает свои возможности и станет неинтересной. Без такой песенки та же коза могла бы стать персонажем развёрнутых игровых действий: её можно было бы и кормить, и раздевать-одевать, знакомить с другими животными и т.д. При этом она могла бы произносить самые разные слова своим голосом (т.е. голосом самого ребёнка), а не воспроизводить одну и ту же песню чужими голосами.

Способность менять голос, слова и интонации открывает возможности общения ребёнка с игрушкой. Обычно общение разворачивается с другими людьми. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточно распространено) общение с игрушкой, которая выступает как опора для внутреннего диалога, как «партнёр» по жизни. Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостями и размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Это так называемые «игрушки-подружки», способные стать друзьями и помогать малышу в трудных ситуациях. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Такая любимая игрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребёнка, субъектом его душевной жизни.

 

Мяч

Мяч – одна из самых удивительных и универсальных игрушек. Играть с мячом можно в любом возрасте – от младенчества и до старости.

Мячи бывают самые разные - водные надувные, баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга, спортивные, детские резиновые мячи и огромные мячи для фитнеса – список можно продолжить. Есть также мячи тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из овечьей шерсти или набитые ею, шитые или вязаные мячи, маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки – мячики из снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении – это специально «комнатные» мячи. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Мячей не просто должно быть много и разных, а они должны давать как можно более разнообразный опыт для чувственного восприятия. Именно на это стоит обращать внимание при выборе игрушек для ребенка.

Важными особенностями мячей являются величина и прыгучесть. Одни мячи весело прыгают, а другие – грубо долбят; одни мячи приятно держать в руках, а другие особых эмоций не вызывают. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные.

Для маленьких детей (от 1 года) мячи открывают большие возможности для детского экспериментирования. Большой мяч может быть легким, а маленький – тяжелым. В папиной ладони помещается большой футбольный мяч, а в детской ладошке – теннисный. Маленький мяч проскакивает между ручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели не так просто.

Ещё одно увлекательное занятие с мячом – это его катание. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаются закатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараются сохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгами в воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или землю, асфальт или воду.

Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать. Бросать и катать мяч друг другу можно только «договорившись» поиграть.

Позднее появляется желание не просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определенной целью. 6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К школьному возрасту упражнение в ловкости и меткости приходит к своему апогею. И для достижения совершенства дети без устали упражняются: играют в Socks, чеканят футбольный мяч или всем своим существом направляют мяч в баскетбольное кольцо.

 


Динамические игрушки

Игрушки, передающие разные виды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимися игрушками. Большая их часть – традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаются в обиход. Самые известные – это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющие курочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз. Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народной игрушки. Все их можно условно разделить на виды:

- Игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);

- Крутящиеся (юла, волчок, мобиль,…);

- Качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка, …);

- Катящиеся (дорожка для катания шариков - кугельбан, мячи, …);

- Лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);

- Шагающие игрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфин и пр.).

Их объединяет то, что все они передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки).

Характерной особенностью можно считать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либо наблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчок замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают). А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребенок сам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз). В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становится своего рода сюжетом игры ребенка.

Что дают динамические игрушки для развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш в созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой, сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками. Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время (недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положения на ноги.

Таким образом, через динамические игрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.

Выбирая динамическую игрушку для ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:

- естественность и плавность движения – если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;

- эстетические качества игрушки (формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цвета и тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;

- соответствие звука и образа – гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;

- прочность и ремонтопригодность;

- возможности игрушки расти вместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки, животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

 


Вкладыши

Среди всего многообразия игр есть такие, которые предполагают вкладывание, соединение - разъединение отдельных частей. Такие игры возможны с разного рода вкладышами. Благодаря своему разнообразию они отлично подходят для игры детей в разном возрасте, начиная с самых маленьких.
 Вкладыши характеризуются тем, что они сами подсказывают правильный способ действия. Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

Игрушек типа вкладыши можно разделить на две группы: наборы вкладышей; коробки для форм и для предметных изображений.

Наборы вкладышей из нескольких (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера подходят для ребенка, начиная с 10 месяцев. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Для начала, дети могут просто вынимать стаканчики друг из друга, пробуя также вставлять, но, пока не ориентируясь на размер предметов. Таким образом, происходит развитие наглядно-действенного мышления, посредством соотносящих действий - в действиях с двумя и более предметами необходимо учитывать и соотносить свойства разных предметов: их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр.

Для развития мелкой моторики и координации действий руки и глаза будет полезно простое перекладывание мелких предметов (бусинки, пуговицы, горох, шарики и др.) из стаканчика в стаканчик. Это процесс настолько увлекателен для малыша, что за этим занятием он может проводить много времени. Причём сначала дети предпочитают вытаскивать и разбрасывать эти предметы: например, взрослый собирает в стаканчик колечки и шарики, а ребёнок достаёт их; так продолжается несколько раз. В начале второго года жизни собирание мелких предметов в какую-либо ёмкость становится любимым занятием малыша. Он может сосредоточенно собирать в коробочку или миску палочки, колесики, шишки и пр., а потом доставать их.

Здесь важна роль взрослого, который во время направит действия ребенка и сориентирует его в правильности действия. Помогая малышу вкладывать меньший предмет в больший, взрослый учит ребенка соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Причём основное удовольствие ребенку приносит сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат.

Одним из видов вкладышей являются всем известные матрешки. С этой простой, на первый взгляд, игрушкой, возможно разыгрывать много интересных сюжетов. С помощью матрёшки можно научить детей сравнивать предметы по высоте, ширине и объёму, выделять величину. Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

При выборе вкладышей стоит обратить внимание на то, как выполнен такой игровой материал. Он не должен быть перегружен излишними функциями. Если это стаканчики-мисочки, то действия вкладывания и вынимания должны быть легко осуществимы, иначе ребенок не сможет действовать с ними и быстро откажется от игры. Вкладыши могут быть как пластмассовые, так и деревянные или картонные, главное чтобы они были приятны на ощупь. Цвет не имеет особого значения, но хорошо, если это будут основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

Разнообразие в игру с вкладышами внесут стаканчики с дырочками на дне. Можно просеивать сквозь них песок или переливать воду. Из одних стаканчиков вода будет литься одной струйкой, из других получиться душ, а из третьих и вовсе вода не будет вытекать. Такие занимательные игры очень нравятся детям.

Не забывайте, что на помощь всегда может придти воображение, которое позволит найти среди окружающих нас предметов заменители вкладышей. Это и такая интересная для малышей посуда на кухне - мамины кастрюли, пластиковые стаканы, цилиндры разной высоты и ширины. Дети с огромным удовольствием будут перекладывать различные по величине предметы из емкости в емкость, «помогать» перебирать лук в корзине, пересыпать крупу, переливать воду. Тем более что «взрослые» предметы так привлекательны для малышей. Такие игры способствуют развитию воображения у детей более старшего возраста.

Следующий вид вкладышей - коробки для форм (или «почтовые ящики») - это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера. Дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), учатся узнавать предмет по контуру, а также сравнивать предметы по величине.

Выбирая такие игрушки, следует обращать внимание на то, чтобы способ выполнения действий был удобен для ребенка. Предметы должны легко входить в отверстия, которые в свою очередь должны четко соответствовать контуру.

Такие коробки форм



2019-07-03 239 Обсуждений (0)
Игрушки в разные периоды жизни ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игрушки в разные периоды жизни ребенка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)