Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие бюджета, его значение и виды.



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Понятие бюджета, его значение и виды. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет – это план.

Планирование – это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.

Различают текущее (краткосрочное)планирование (разработка смет, бюджетов) – сроком до года – и перспективное планирование (сроком более года).Обычно перспективные планы разрабатываются сроком на 3-5 лет.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь пойдет о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Смета (или бюджет) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и корректирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становиться ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

1. Планирование помогает контролировать деятельность организации. Без наличия плана управляющий, как правило, только реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

3. Бюджет является средством координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.

4. Бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов как:

- планирование с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а так же ее структурных подразделений;

- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

- корректировка планов, с учетом приложенных поправок.

 В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

a) генеральный и частные;

б) гибкие и статистические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать суммы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

- прогнозируемый баланс;

- план прибылей и убытков;

- план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1. Операционный бюджет – часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который реализуется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.

2. Финансовый бюджет – часть генерального бюджета, включающая бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы №2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Информация, содержащаяся в бюджете должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя.

Этот документ может:

1. содержать лишь данные:

- о доходах;

- о расходах;

- о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

2. разрабатываться в любых единицах измерения как стоимостных, так и натуральных;

3. составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать ее действия.

Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет снизу вверх.

Бюджет может разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в течение первого квартала рассматривается смета второго квартала и составляется смета на первый квартал следующего года, т. е. бюджет все время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета во многом зависят от вида деятельности организации. Рассмотрим генеральный бюджет торговой организации.

Генеральный бюджет торговой организации состоит из двух частей:

- операционного бюджета;

- финансового бюджета.

На рисунке 2 представлена схема генерального бюджета торговой организации.


 

Рисунок 2. Генеральный бюджет торговой организации

Операционный бюджет

Бюджет запасов товаров на                  Бюджет реализации (товарооборот)

 Конец планируемого периода            

Бюджет закупок товаров

Бюджет себестоимости реализо ванных товаров

Бюджет затрат по маркетингу

 

Бюджет коммерческих затрат

Бюджет операционных затрат

План прибылей и убытков

 

 


Финансовый бюджет

 Бюджет капитальных      Бюджет денежных            Прогнозируемый

  вложений                                средств                               баланс

 

 

Как видно из рисунка 2, что операционный и финансовый бюджеты состоят из ряда частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Разработка операционного бюджета начинается с определения плана продаж, то есть формирования бюджета реализации. Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов.

После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запаса товаров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.

Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.

Финансовый бюджет – это план в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

Также бюджеты разделяют на статический и динамический.

Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных. Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержать одновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они были сбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется.

Процесс составления бюджетов имеет большое значение в системе планирования и контроля деятельности предприятия. В рассматриваемом предприятии, а именно ЗАО "Региональная продовольственная компания", бюджетирование не осуществляется.

 


Планирование деятельности предприятия.

Операционный бюджет.

Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.

Почти у всех компаний разработка бюджета продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и , следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:

- деятельность конкурентов,

- общее положение на конкретном рынке продаж,

- стабильность поставщиков и покупателей,

- результативность рекламы,

- политика ценообразования,

- рентабельность продукта.

Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:

1. Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.

2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов.

Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают ,что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.

Рассмотрим на примере ЗАО "Региональная продовольственная компания" методику составления бюджета реализации (товарооборота) торговой организации основываясь на данных за 9 месяцев 2000 год

ЗАО "РПК" зарегистрировано постановлением Главы Администрации Железнодорожного района г. Орла №908 от 24.08.95 г.

Основным направлением деятельности ЗАО "РПК" являлась розничная и оптовая торговля . В январе 2000 года в результате реорганизации предприятия в отдельную самостоятельную организацию выделена розничная торговля. На балансе ЗАО "РПК" остались оптовые склады:

Склад № 1 - Водка, ликероводочные изделия;

Склад № 2 – Вино, коньяк, шампанское;

Склад № 3 - Рыба, рыбные изделия;

Склад № 4 – Соки ,воды;

Склад № 5 – Бакалея;

Склад №6 - Мороженое.

Планируя развитие предприятия на 2001 год, руководство выделило основные направления развития структуры товарооборота и основным видом товаров, которое предприятие будет развивать является реализация алкогольной продукции. В связи с новым законодательством, а именно принятием части 2 Налогового кодекса РФ планируется оптовую торговлю алкогольной продукцией осуществлять только с акцизных складов. Для открытия и регистрации акцизного склада предприятия должны иметь соответствующие показатели и условия, которые оговорены в законодательстве. Руководство предприятия посчитало, что имеет возможности для регистрации таких складов, а многие предприятия не смогут выполнить требования законодательства и конкурировать на рынке торговли алкогольной продукцией.

В предприятии запланирован прирост объема продаж на 2001 год в размере не менее 10 процентов. Это минимальный уровень прироста товарооборота, который даст нам положительные результаты развития предприятия в будущем году. Кроме того, предусмотрена инфляция в размере 13 процентов (прогноз администрации). В итоге рост товарооборота в будущем году должен составить 23 процента.

В Отчете о прибылях и убытках (приложение 5) выручка от продажи составила 21346 тыс. р., себестоимость проданных товаров 18276 тыс.руб., наценка составила 21346 – 18276 = 3067 (тыс.руб). или 14,37%.

Для повышения конкурентоспособности предприятия снижаем наценку до 13%, такой уровень наценки на рынке оптовых продаж не является низким.

Планирование продаж рассмотрим в таблице 2:

Таблица 2. Бюджет реализации                                       (в тыс. р.)

Склады Реализация товаров по закупочной стоимости за 9 месяцев 2000 г. Планируемый процент изменения реализации на 9 месяцев 2001 г. Планируемая реализация по закупочной стоимости за 9 месяцев .2001г. Наценка План реализации
1 2 3 4 5 6
№1 3242 +40,6% 4558 593 5151
№2 4940 +34,6% 6647 864 7511
№3 1235 -30,8% 380 49 429
№4 926 23% 1139 148 1287
№5 4786 23% 5887 765 6652
№6 310 22% 379 49 428
Итого 15439 23% 18990 2469 21459

Рассмотрев реализацию по складам, выбираем перспективу развития оптовой торговли алкогольной продукции. т.е .предполагаем рост закупок товаров по складам № 1 и № 2. И соответственно увеличение товарооборота по этим складам до 40,6% по складу № 1 и 34,6 % по складу № 2.Одновременно предполагаем снижение товарных запасов по складу № 3 "Рыба, рыбная продукция" на 30,8%, в связи с наличием большого числа конкурентов на рынке сбыта рыбной продукции и недостаточностью холодильного оборудования предназначенного для хранения такой продукции.

Следующим этапом в разработке генерального бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.

Бюджет запасов товаров непосредственно связан с бюджетом реализации товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным т. к. при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования товаров на складах с просроченными сроками их реализации, что приведет к неоправданным потерям при их списании, поскольку это продовольственные товары. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.

Руководство предприятия считает, что в 2000 году товарные запасы были оптимальными и составили 2562 тыс. руб. в денежном выражении (приложение 7). С ростом товарооборота их следует увеличить в соответствии с планируемым товарооборота, т.е. на 23 процента. Бюджет запасов товаров представим в таблице 3:

Таблица 3. Бюджет товарных запасов.     (в тыс. р.)

Склады Запасы на 1.10.2000 Планируемые запасы на 1.10.2001
1 2 3
№1 538 756
№2 820 1103
№3 205 63
№4 154 189
№5 794 977
№6 51 63
Итого 2562 3151

Из таблицы 3 видно , что рост товарных запасов по складам № 1 и № 2 (запасы алкогольной продукции) будет увеличен соответственно на 40,6 и 34,6 процентов. Запасы товаров на складе № 3 (запасы рыбы и рыбной продукции) предполагается сократить в 3 раза, а товарные запасы на остальных складах увеличить в соответствии с ростом товарооборота на 23 процента.

Бюджет закупок товаров является третьим этапом формирования общего бюджета. Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой (1):

Ок = Он + П – Р                (1)

Ок - остаток товаров на конец планируемого периода;

Он - остаток товаров на начало планируемого периода;

П – поступление (закупка) товаров за планируемый период;

Р - реализация товаров за планируемый период.

Из формулы (1) выводим формулу по которой будем рассчитывать планируемое поступление товаров:

П = Р - Он - Ок                        (2)

Для более детального рассмотрения закупки товаров в предстоящем году составим таблицу 4, в которой остатки запасов товаров на 1.10.2000г.считаем остатками на начало планируемого периода.

Таблица 4 Бюджет закупок                                                   (в тыс. р.)

Склады Планируемая реализация по закупочной стоимости за 9 месяцев 2001г. Остатки запасов на 1.10.2000 Остатки запасов на 1.10.2001 план План закупок
1 2 3 4 5
№1 4558 538 756 3264
№2 6647 820 1103 4724
№3 380 205 63 112
№4 1139 154 189 796
№5 5887 794 977 4116
№6 379 51 63 265
Итого 18990 2562 3151 13277

 

Планируемая реализация по закупочной стоимости за 9 месяцев 2001 год составляет 18990 (бюджет продаж), а остатки запасов на 1.10.2000 года 2562 тыс.р. (приложение 8).

Проверим по формуле (2) данные таблицы: 18990 – 2562 – 3151 =13277 (тыс. руб.).

Четвертый этап генерального бюджета - бюджет коммерческих затрат.

Для создания бюджета затрат на предстоящий период, необходимо опираться на структуру затрат предыдущего периода, изучив их номенклатуру. Кроме того, важное значение имеет и тот факт, что до 1.02.2000 года фирма имела 12 магазинов и 6 оптовых складов. Следовательно в структуре издержек обращения были затраты розничной торговли, которых в 2001 году не будет.

Поскольку предприятие будет заниматься только оптовой торговлей, очистим издержки обращения от затрат розницы, которые составили за 9 месяцев 2000 году 885 тыс. руб. в денежном выражении (приложение 9). Корректируем стр.630 формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" (приложение 4), т.е определим сумму затрат по оптовой торговле: 3360-885=2475(тыс. руб.). Бюджет затрат оптовой торговли представим в таблице 5:

Таблица 5. Бюджет коммерческих затрат                    (в тыс. р.)

Наименование затрат Сумма затрат нарастающим итогом на 1.10.2000, по статьям Сумма затрат нарастающим итогом на 1.10.2000 за вычетом затрат на розничную торговлю Сумма сокращенных затрат Сумма планируемых затрат нарастающим итогом на 1.10.2001
1 2 4 5 6
1.Транспортные расходы 589 509 509 580
2.ГСМ 168 148 148 169
3.Прочие расходы по автотранспорту 44 44 44 50
4.Налог на пользователей автомобильными дорогами 31 24 24 24
1 2 3 4 6
5.Оплата труда 653 503 444 506
6.Отчисления в социальные фонды 275 219 152 173
7.Износ основных средств 180 120 99 99
8.Командировочные расходы 21 21 21 24
9.Расходы на субаренду 296 189 158 180
10.Содержание торгового оборудования 53 8 8 9
11.Услуги связи 117 93 80 91
12.Затраты по инкассации 5 0 0 0
13.Информационно-вычислительное обслуживание 37 37 37 42
14.Износ нематериальных активов 1 1 1 1
15.Коммунальные платежи 386 270 244 278
16.Расходы на аренду 39 39 39 44
17.Износ МБП 281 166 97 111
18.Прочие расходы 184 98 38 43
Итого 3360 2475 2143 2424

 Для составления бюджета затрат на предстоящий период следует рассмотреть структуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнует любого руководителя.

Рассмотрим возможности снижения затрат в ценах 2000 год.

По статьям транспортных расходов отражаются:

1. Суммы оплат по услугам транспортных организаций в соответствии с заключенными договорами;

2. Расходы по оплате ГСМ собственного автотранспорта;

3. Расходы на ремонт собственных автомашин принадлежащих организации.

Сократить эти расходы мы не сможем по той причине, что расчеты с транспортными организациями ведутся по установленным в договорах тарифах, а сокращение расходов при увеличении товарооборота является нереальным. Расходы на ГСМ и запчасти для ремонта автомашин при их максимальной эксплуатации не могут быть уменьшены, тем более что парк автомашин новыми автомашинами не предусмотрено пополнить.

Налог на пользователей автодорог в торговых предприятиях установлен в размере одного процента от наценки. Валовой доход, т.е . наценка запланирована на предстоящий год в сумме 2469 тыс. руб. в денежном выражении, налог составит 2469 r 1%=24,7 (тыс. руб.)

По статье 5 "Расходы на оплату труда" имеется возможность сокращения затрат в связи с планируемым сокращением численности работников на 4 человек, что в сопоставимых ценах 2000 г. составит 59 т.р. Отчисления в социальные фонды напрямую зависят от сумм начисленной заработной платы.

По статье 7 "Износ основных средств" запланировано некоторое сокращение расходов, в связи с планируемой реализацией части основных средств, ранее использованных в рознице (прилавки, кассовые аппараты и др.)

В 2001 году предполагается отказаться от договоров субаренды на использование производственных помещений, которые используются нерационально, что даст сокращение затрат на 31 тыс. руб.(статья 9).

По статье 17 "Износ МБП" предполагается значительное сокращение затрат на приобретение МБП, в связи с насыщенностью предприятия МБП. Согласно учетной политике износ МБП начисляется в размере 100 процентов от стоимости малоценных предметов при отпуске их в эксплуатацию.

По статье 18 "Прочие расходы" предполагаем сокращение непредвиденных расходов предприятия более, чем наполовину, а именно 60 тыс. руб.

По остальным статьям затрат изменения не предвидятся.

Вышеуказанные затраты рассмотрены в ценах 2000 года, но при этом следует учесть, что при составлении бюджета предусмотрена инфляция.

В таблице 5 показана сумма планируемых затрат, скорректированная по отдельным статьям на процент предусмотренной инфляции.

Таким образом при рассмотрении настоящего вопроса:

- рассмотрены возможности сокращения затрат, исходя из номенклатуры статей;

- произведен пересчет расходов (издержек) в соответствии с предполагаемыми ценами и тарифами 2001 год

Следующим этапом является бюджет себестоимости реализованных товаров. Планирование бюджета себестоимости реализованных товаров проводим на основании расчетных данных указанных в таблицах 4,5.

Таблица 6 Бюджет себестоимости реализованных товаров (в тыс. р.)

Показатели Фактическая себестоимость товаров в 2000 году Планируемая себестоимость товаров в 2001 году
1 2 3
Затраты на закупку продукции 15439 18990
Коммерческие расходы 2475 2424
Себестоимость продукции 17914 21414

Из таблицы 6 видно, что увеличение себестоимости товаров произойдет в связи с возросшими затратами на приобретение товаров, а коммерческие расходы должны сократиться. Такое положение обосновывается тем, что в 2000 г, в результате реорганизации предприятия и отделения розничной торговой сети в самостоятельную структуру значительная доля издержек обращения связанная с реализацией товаров в магазинах в 2001 году исчезнет.

Завершающим моментом формирования операционного бюджета является план прибылей и убытков.    

Таблица 7. План прибылей и убытков                          (в тыс. р.)

Наименование показателя Сумма
1 2
Выручка от продажи товаров 21459
Себестоимость проданных товаров (планируемая закупочная стоимость товаров) 18990
1 2
Валовая прибыль 2469
Коммерческие расходы 2424
Прибыль от продаж 45
Прибыль до налогообложения 45
Налог на прибыль 15
Прибыль от обычной деятельности 30
Чистая прибыль 30

План прибылей и убытков составлен на основании бюджета реализации, бюджета запасов товаров, бюджета закупок товаров, бюджета коммерческих затрат и бюджета себестоимости реализованных товаров.

 

 

Финансовый бюджет.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозный бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

Бюджет капитальных затрат.

Определение направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивает вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный бухгалтерский баланс. Все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

В ЗАО "Региональная продовольственная компания" финансовые вложения в приобретение или строительство долгосрочных активов не планируются на 2001 год.

Бюджет денежных средств.

Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств на всех фазах формирования общего бюджета. Этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца или периода на который он рассчитывается.

Могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью и наоборот при их отсутствии организация не может расплатиться по текущим обязательствам. Тщательное планирование денежных средств помогает эффективному управлению предприятием.

Бюджет денежных средств состоит из двух частей:

1.Ожидаемые поступления денежных средств.

2.Ожидаемые платежи.

Для определения ожидаемых поступлений используется информация из бюджета продаж, данные о предстоящих поступлениях средств по счетам к получению, приток средств из других источников, таких, как займы, продажа долгосрочных и иных активов.

Расходная часть бюджета состоит из расходов на приобретение товаров, материалов необходимых для текущей хозяйственной деятельности, выплаты заработной платы, уплаты налогов, приобретения основных средств, погашение кредитов или займов, других выплат.

Бюджет денежных средств важен в любом бизнесе, т. к. он является инструментом управления финансовыми потоками.

Таблица 8. Бюджет денежных средств                         (в тыс. р.)

  Показатели Сумма
  2 3
1. Остаток денежных средств на начало периода 117
2. Поступление средств от продаж 21506
3. Всего денежных средств 21623
4. Выплаты:  
  - за товары поставщикам по текущим платежам - за товары поставщикам по отсроченным и просроченным платежам - заработанная плата - налоги (налог на прибыль, НДС, налог с продаж) - другие 15667   2377,5 483 400 1941
5. Всего выплат 20868,5
6. Избыток (недостаток) денежных средств 754,5
7. Погашение займа (источник информации) 600
8. Остаток денежных средств на конец периода 154,5

 

Предприятие в 2001 году планирует заниматься оптовой торговлей. По сложившейся практике, используются следующие виды расчетов за товар:

- наличными денежными средствами,

- безналичным путем через банк,

- взаимозачетами.

Взаимозачеты осуществляются как правило с предприятиями –монополистами г. Орла в счет расчетов за поставленную продукцию( Молочный комбинат "Орловский", Агрофирма "Ливенское мясо" и др.) взаимозачеты оформляются соглашениями (приложение 10).

Планируем поступление средств:

1. Поступление отсроченных платежей за отгруженный товар в декабре 2000 года – 500 тыс. руб.

2. Поступление дебиторской задолженности по выигранному арбитражному делу согласно решению суда – 70.0 тыс. руб.

3. Поступление денежных средств за отгруженный в планируемом периоде товар – 21459 тыс. руб., (запланированная реализация ) – 50 % от суммы отсроченных платежей за реализованный товар 523 тыс. руб. равна 20936 тыс. руб.

4. Итого поступление денежных средств:

500 тыс. руб. + 70 тыс.руб. + 20936 тыс. руб. = 21506т.р..  

Расход денежных средств:

1. На приобретение товара в соответствии с планом закупки –13277 тыс. руб.

2. На оплату задолженности поставщикам за товар, за минусом отсроченных платежей в соответствии с договором 3429 - 751,5 = 2677,5 тыс. руб.

3. Расходы по прочим статьям приведены в таблице 5 (оплату зарплаты работникам, уплату налогов, приобретение прочих хозяйственных материалов, оплату услуг и др.).

 Свободные от уплаты текущих платежей денежные средства в размере 754,5 тыс. руб. (21623 тыс. руб. - 20868 тыс. руб. = 754,5 тыс. руб. ) направляются на погашение займа в сумме 600 тыс.руб. ( приложение 4)

Прогнозируемый баланс.  

    Теперь мы можем перейти к составлению прогнозируемого баланса, основываясь на ранее составленных бюджетах.

Таблица 9. Прогнозируемый баланс предприятия на 01.10.2001                                                             

Актив Сумма Пассив Сумма
1 2 3 4
Основные средства 775,5 Уставный капитал 55
Товары 3151 Нераспределенная прибыль 117
1 2 3 4
Дебиторская задолженность 2603         Кредиторская задолженность 4782
Касса, расчетный счет (денежные средства) 154,5 Расчеты с бюджетом 330
    Займы 1400
       
Итого: 6684 Итого: 6684

 

Прогнозируемый баланс предприятия на конец планируемого периода строиться на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса.

Сальдо конечное по счетам "Касса", "Расчетный счет" в соответствии с бюджетом денежных средств составляет 154,5 тыс. руб.

Дебиторская задолженность предприятия за товар на конец периода определяется следующим образом:

Дебиторская задолженность на 1.01.2001 год - 2650 тыс. руб.

Отгрузка товаров за 9 месяцев согласно бюджета реализации – 21459 тыс. руб.

Поступление выручки за реализованный товар согласно бюджета денежных средств составит 21506 тыс. руб.

Прогнозируемое сальдо дебиторской задолженности на 1.10.2001 год – 2603 тыс. руб. (2650 +21459 –21506=2603 )

Кредиторская задол<



2019-07-03 184 Обсуждений (0)
Понятие бюджета, его значение и виды. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие бюджета, его значение и виды.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)