Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория ценности и реализации



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Теория ценности и реализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Т. Р. Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. При этом он отверг трудовую теорию ценности в редакции Д. Рикардо на следующем основании: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью ценности, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, нарушение законов рыночного, товарного хозяйства.

Как и Ж. Б. Сэ, Т. Р. Мальтус стал развивать «нетрудовой» вариант смитовской теории ценности. Ценность товара определяется не только затратами «живого труда», но и прочими издержками производства, к которым он отнес «овеществленный труд», т.е. затраты, связанные с использованием средств производства (капитальных благ), а также прибыль на вложенный капитал.

И здесь тема ценности становится тесно связанной с проблемой реализации и перепроизводства. Т. Р. Мальтус первым в истории экономической мысли осуществил постановку этой проблемы. В его трактовке эта проблема формулируется следующим образом.

Обозначим издержки, связанные с использованием («живого») труда, символом x, издержки, связанные с использованием средств производства, - y, а прибыль - z. При реализации товаров x будет оплачено рабочими, y - капиталистами (при продажах товаров друг другу); но кто оплатит z (если z не будет оплачено, то, естественно, часть товаров не будет куплена, и возникнет кризис перепроизводства)?

По мнению Т. Р. Мальтуса. z будет оплачена так называемыми «третьими лицами», т.е. людьми, которые только потребляют, ничего при этом не производя. К ним он относит военных, государственных должностных лиц, священников, землевладельцев и т.д. Он считал, что их существование представляет собой необходимое условие для существования рыночной, капиталистической экономики.

«Ахиллесова пята» теории реализации Т. Р. Мальтуса состоит в том, что он не объяснил, откуда «третьи лица» возьмут финансовые средства для оплаты z. Если, например, предположить, что такие средства поступят им в виде ренты, налогов, десятины и т.п., то это означает ничто иное, как вычет из доходов рабочих и капиталистов; величина суммарного спроса (или, как сказали бы современные макроэкономисты, величина совокупного спроса) не изменится.

Однако заслуга Т. Р. Мальтуса состоит в самой постановке проблемы реализации, нашедшей развитие в трудах тех, кто явился творцами и продолжателями Кейнсианской революции. 

Классическая макроэкономическая модель

Основная работа: Дж. С. Милль «Принципы политической экономии» [«The Principles of Political Economy»] (1848)

В наиболее разработанном виде классическая макроэкономическая модель содержится в вышеупомянутой работе Дж.С.Милля (главная заслуга которого состоит в завершении и обобщении учения классической школы[21][21]). Поэтому наше изложение в основном построено на идеях этой книги.

Данная модель включает три главных рынка - рынок благ, рынок труда и рынок капитала - и два сектора экономики - первичный сектор (сельское хозяйство и добывающая промышленность) и вторичный сектор (обрабатывающая промышленность). Важно добавить также, что классики изучали экономику в «сверхдлительном» периоде, продолжительность которого примерно соответствует одному поколению (20-30 лет). Кроме того, все переменные модели выражаются в реальных величинах, ибо, по мнению классиков, деньги (величина денежной массы) никак не влияют на реальные показатели экономики (относительные цены, реальную зарплату, занятость, реальный выпуск и т.д.). Поэтому в данном случае мы описываем модель экономики, в которой роль денег сводится к выполнению функции средства обращения, облегчающего обмен (такой тип хозяйства Дж. М. Кейнс впоследствии назвал «реальной обменной экономикой», см. раздел 6.2.1).

Рынок благ

На каждом рынке имеются спрос и предложение, которые уравниваются между собой при определенной цене. В классической модели проблемы неравенства спроса и предложения не существует - они всегда равны. В качестве доказательства используется вышеописанный закон Сэ (см. раздел 2.4.3). Поскольку из него следует, что чем больше предложение, тем больше спрос, то в дальнейшем мы будем описывать только сферу предложения, предполагая следующее: спрос есть то же самое, что и предложение.

Предложение на рынке благ - это объем выпуска, или национальный продукт. В производстве национального продукта участвуют три главных фактора: труд (рабочая сила), земля (силы природы) и капитал. Увеличение затрат каждого из этих факторов приводит к увеличению продукта. Однако степень этого прироста различна в разных секторах. В первичном секторе действует упоминавшийся в разделе 2.3.3 закон убывающего плодородия почвы (обусловленный ограниченностью и разнообразием природных условий): с ростом использования труда и капитала на одном и том же участке земли продукт растет, но в меньшей степени. Во вторичном секторе имеет место постоянная, а иногда даже возрастающая отдача от масштабов производства: с ростом затрат труда и капитала продукт увеличивается в той же (в большей) степени. Взаимосвязь затрат и результатов описывается производственной функцией. Объединив производственные функции первичного и вторичного секторов, мы получаем общую производственную функцию всего народного хозяйства:

Y = Y(N,K,L), (2.6.1)[22][22]  

где Y - национальный продукт; N - затраты рабочей силы; K - затраты капитала; L - затраты земли.

Таким образом, спрос и предложение на рынке благ совпадают между собой и описываются производственной функцией, аргументами которой являются три главных фактора производства.

Рынок труда

На рынке труда, так же как и на рынке благ, спрос и предложение обычно равны друг другу - расхождения между ними, если и возникают, то быстро устраняются с помощью изменения заработной платы, представляющей собой цену труда. Иными словами, равновесие на этом рынке обеспечивается благодаря гибкости зарплаты, которая понижается при повышении предложения рабочей силы (спрос задан) и повышается при падении предложения. Если же предложение является фиксированной величиной, то с ростом спроса на труд зарплата растет, а с понижением спроса падает. Теперь перейдем непосредственно к факторам, определяющим спрос и предложение на рынке труда.

Спрос на рабочую силу в классической модели описывался с помощью так называемой теории фонда заработной платы, основы которой были заложены А. Смитом (см. раздел 2.2.6) и Д. Рикардо (см. раздел 2.3.2). В условиях капиталистической экономики главными потребителями рабочей силы являются предприниматели. Они организуют производство, вкладывая в него необходимый капитал. Капитал каждого предпринимателя делится на две части: основной и оборотный капитал. На оборотный капитал приобретается используемое в производстве сырье и нанимается рабочая сила. Предполагается, что доля затрат на труд в капитале предпринимателя (при данном уровне технического прогресса) постоянна. Таким образом, спрос на труд можно выразить в виде

ND = K/w, (2.6.2)  

где ND - спрос на труд; w - ставка реальной заработной платы.

Предложение труда в классической модели описывалось с помощью теории народонаселения Т. Р. Мальтуса (см. раздел 2.5.1). Согласно этой концепции, оно являлось функцией от фактической реальной зарплаты и «привычного уровня жизни» (последний термин является одним из нововведений Дж. С. Милля; А. Смит и Д. Рикардо писали о физиологическом минимуме рабочего). Чем выше реальная зарплата, т. е. количество благ, которое могут приобрести на свой заработок трудящиеся, тем больше их склонность к увеличению семьи, а это приводит к тому, что в конце «сверхдлительного» периода численность населения, а значит и рабочей силы, возрастет. «Привычный уровень жизни» - т. е. количество и состав благ, необходимые, чтобы работник чувствовал себя удовлетворенным своей жизнью, - оказывает противоположное воздействие на предложение труда. При неизменном привычном уровне жизни падение реальной зарплаты ниже этого уровня ведет к тому, что работники будут сдерживать свою страсть к продолжению рода. Иными словами, привычный уровень жизни можно рассматривать как своего рода минимум, ниже которого рабочие могут, но не хотят жить. С другой стороны, с течением времени привычный уровень жизни может повышаться вследствие появления у рабочих новых потребностей. Отсюда функцию предложения труда можно представить в следующем виде:

NS = NS(w,Cmin), (2.6.3)  

где NS - предложение труда; Cmin - привычный (минимальный) уровень жизни.

Объединяя функцию спроса и функцию предложения, мы получаем ставку зарплаты, при которой на рынке труда устанавливается равновесие при полной занятости:

w = K/ NS. (2.6.4)

Если предложение рабочей силы возрастает, на рынке труда образуется избыток работников, которые начинают конкурировать между собой за получение рабочего места, ибо зарплата является единственным источником их существования. Эта конкуренция приводит к тому, что ставка зарплаты снижается до тех пор, пока все безработные не будут наняты. Если же происходит увеличение капитала в экономике, то на рынке труда образуется избыточный спрос на рабочую силу. Однако в условиях полной занятости каждый работник имеет рабочее место. Поэтому предприниматели начинают переманивать друг у друга рабочих, предлагая им более высокую зарплату. Таким образом, ставка зарплаты повышается. Лишь в сверхдлительном периоде это повышение способно вызвать рост предложения труда.

Рынок капитала

Капитал является одним из важнейших факторов производства. Чем больше капитальный запас, тем больше национальный продукт. Прирост капитального запаса (чистые инвестиции) и восстановление износившихся капитальных благ (амортизация), образующие вместе валовые инвестиции, финансируются за счет сбережений. Сбережения и инвестиции не обязательно производятся одними и теми же людьми. Предприниматель, которому не хватает собственных финансовых ресурсов, может обратиться за заемными средствами на рынок капитала. Роль цены на этом рынке играет процентная ставка, выступающая как плата за капитал.

Рассмотрим сначала спрос на капитал. Спрос этот предъявляют, прежде всего, предприниматели, которым необходимы средства для осуществления инвестиций - увеличения или поддержания в прежнем состоянии капитального запаса своего предприятия. Конечной целью предпринимателей является получение прибыли, которая представляет собой разность между ценностью произведенного продукта и издержками на его изготовление. Ценность продукта, согласно трудовой теории, определяется затратами труда на его производство. С другой стороны, издержки производства также измеряются трудозатратами, поскольку капитал, используемый в производственном процессе, можно представить в виде прошлых затрат труда. Иными словами, прибыль есть разница между тем, что рабочие производят, и тем, что они получают в форме зарплаты. Таким образом, чем больше зарплата, тем меньше прибыль. Индикатором эффективности предприятия для производителей служит норма прибыли на вложенный капитал, которую формально можно выразить в виде

p = (Y - Nwpc)/K, (2.6.5)  

где p - норма прибыли; pc - относительные цены на блага, потребляемые работниками (главным образом это продукты питания, производимые первичным сектором). Эта норма прибыли имеет тенденцию к выравниванию в разных отраслях, что обеспечивается благодаря свободному переливу капиталов из отрасли в отрасль. В результате в народном хозяйстве в целом наблюдается некая средняя норма прибыли, отклонения от которой в той или иной отрасли возможны лишь в том случае, когда там отличаются условия производства и/или степень риска (чем хуже производственные условия и чем выше степень риска, тем больше норма прибыли в данной отрасли). В то же время считается, что в каждой эпохе и в каждом обществе существует минимальная норма прибыли, полагающая предел дальнейшему инвестированию капитала. Если какое-то предприятие обещает принести такую норму прибыли, которая ниже минимальной, никто не согласится вкладывать в него капитал. Значение этой минимальной нормы зависит от психологического склада данного общества и от уровня социально-экономического развития. Чем выше этот уровень, тем больше безопасность и порядок в обществе, с одной стороны, и требовательность к норме прибыли, с другой.

Вторым фактором, влияющим на объем инвестиций, является процентная ставка, представляющая собой альтернативную стоимость капитала. Вместо инвестирования своих сбережений в производство предприниматель (или капиталист) мог бы предоставить их кому-то в долг под надежное обеспечение и без особых проблем получать свои проценты. Кроме того, если средства на инвестиции взяты в долг, то норма прибыли должна быть, по крайней мере, равной процентной ставке, а если учесть необходимость выплачивать за счет прибыли жалованье управляющим и получать какое-то вознаграждение за повышенный риск, присущий предпринимательской деятельности, то и выше оной. Отсюда получаем функцию спроса на капитал:

I = I(p,i), (2.6.6)  

где I - объем планируемых инвестиций; i - процентная ставка.

Предложение капитала есть объем планируемых сбережений. Сбережения представляют собой разницу между доходом (национальным продуктом) и потреблением. Следовательно, величина сбережений, зависит, с одной стороны, от величины фонда, из которого могут быть сделаны сбережения, а с другой, - от мотива к сбережению. Фонд потенциальных сбережений ограничен разностью между доходом и потреблением. Причем под потреблением здесь нужно понимать прежде всего удовлетворение насущных потребностей, нечто напоминающее привычный уровень потребления (Cmin). Если после удовлетворения необходимых потребностей (в пище, одежде, жилье и т.п.) у хозяйствующего субъекта остается еще что-то, он может сберечь это, а может и потратить на какие-то менее насущные потребности (развлечения). То, как он поступит на самом деле, зависит от силы мотива к сбережению.

Сбережение предполагает выбор между настоящим и будущим потреблением, ибо хозяйствующий субъект рассчитывает в конце концов потребить накопленное. Иными словами, сбережение есть воздержание от немедленного потребления всего дохода. Потребление в настоящем, при прочих равных условиях, всегда дороже для человека, чем потребление в будущем. Следовательно, чтобы побудить его совершить сбережение, ему нужно предложить какое-то вознаграждение. Минимальная величина этого вознаграждения называется у Дж. С. Милля эффективной склонностью к накоплению. Склонность к накоплению зависит от степени неопределенности будущего[23][23] и от психологических особенностей того или иного народа (есть, например, нации, не склонные к накоплению, готовые без промедления тратить все, что они только что получили). Фактическое вознаграждение равно процентной ставке. Таким образом, процентная ставка должна превышать норму эффективного стремления к накоплению, чтобы заставить людей отказаться от немедленного потребления и отложить какие-то сбережения. Чем выше процентная ставка, тем больше желание сберегать. Поэтому функцию сбережения можно представить в следующем виде:

S = S([Y- Cmin],r,i), (2.6.7)  

где S - предложение капитала (объем сбережений); r - норма эффективного стремления к накоплению. Итак, мы можем указать условие равновесия на рынке капитала:

I(p,i) = S([Y- Cmin],r,i), (2.6.8)  

откуда видно, что спрос на капитал и предложения капитала уравниваются между собой с помощью процентной ставки. Если норма прибыли по каким-то причинам повышается, растет спрос предпринимателей на капитал, что вызывает повышение процентной ставки, а это в свою очередь, побуждает обеспеченных людей откладывать большую сумму в виде сбережений. С другой стороны, возрастание объема сбережений оказывает понижательное воздействие на процентную ставку.



2019-07-03 197 Обсуждений (0)
Теория ценности и реализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория ценности и реализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)