Признаки домашнего хозяйства
Представляется необходимым ввести некоторые признаки, которые определяют особенности товаропотребления домашними хозяйствами. К ним, прежде всего, следует отнести численный и качественный состав семьи; вид и размер поселения; общий размер доходов, приходящихся на одного члена семьи, домохозяйство в целом и др. Рассмотрим эти признаки несколько более подробно. Численный состав семьи может варьировать в широком диапазоне: от 1 человека до десяти и более. Известны примеры, правда, мало характерные для современной России, когда число детей в семье составляет 20 человек[7]. Характерно наличие большого числа детей у ряда национальностей россиян. В настоящее время с точки зрения численного состава, наличия родителей в нашей стране наиболее распространены три разновидности семьи: а) супружеская пара с детьми или без (нуклеарная семья); б) один из родителей с детьми (неполная нуклеарная семья); в) супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками (сложная семья с супружеским ядром). Существуют и другие разновидности семей, однако три перечисленные доминируют и на них приходится около 90% общего числа семей. Особенности структуры расходов домашних хозяйств на конечное потребление в зависимости от числа их членов видны из графика. С увеличением численного состава семьи расходы на конечное потребление в расчете на одного человека сокращаются с 3241,6 (число членов домашнего хозяйства 1) до 1593,1 руб. (5 чел). Кроме того, можно отметить и более высокую зависимость стоимости питания в домохозяйствах с наибольшим числом членов от поступлений из личного подсобного хозяйства. В таких домохозяйствах поступления из личного подсобного хозяйства составляют 9,7% от всех расходов на конечное потребление, в то время как в среднем по всем категориям домохозяйств этот показатель составляет лишь 6,9%[8]. С увеличением числа детей с одного до четырех отмечается существенное снижение среднедушевых располагаемых доходов: с 2295,6 до 1051,8 руб., то есть в 2,18 раза. Столь же ощутима разница в части возрастающей зависимости многодетных семей от натуральных поступлений продуктов питания, как из личного подсобного хозяйства, так и из других источников. Так, если в семьях с одним ребенком удельный вес натуральных поступлений в структуре расходов составляет лишь 7,5%, то в семьях с тремя детьми эта цифра составляет 16,7%, а с четырьмя – 15,2%. В многодетных семьях несколько падает доля средств, затрачиваемых на приобретение непродовольственных товаров. Следующий признак, в существенной мере определяющий характер и объемы товаропотребления домохозяйства, – вид поселения. Прежде всего, это, конечно, принадлежность к городскому или сельскому населению. Для сельского населения в продуктообеспечении семьи по сравнению с городским несколько более значимую роль играет натуральное хозяйство и в несколько меньшей – рыночные источники. Это подтверждается данными выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Госкомстатом России в 2002 г. Так, в структуре располагаемых расходов домашних хозяйств денежные расходы в городской местности составляли 90%, в сельской – 75; стоимость натуральных поступлений продуктов питания в городской местности составляла 4%, в сельской – 20. Подобным же образом разнится и структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление (табл.4). Таблица 4 Структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление в 2007 г.
Вместе с тем города и поселения городского типа весьма различаются между собой по характеру, источникам и объемам продуктообеспечения. Напомним существующую градацию городов: крупнейшие (численность населения превышает миллион человек); крупные (от 500 тыс. до миллиона); большие (100-500 тыс); небольшие – а) средние (50-100) и б) малые (до 50). В свою очередь, малые города разделяются на две группы: собственно малые города с численностью населения 20-50 тыс. человек, а также малые города переходного типа к сельским территориям (15-20 тыс. человек). Как показали проведенные выборочные исследования домохозяйств некоторых городов Свердловской и Пермской областей, для средних и особенно малых городов большую роль в обеспечении продуктов питания играет личное подсобное хозяйство[9]. В результате отдельные продукты питания многими домохозяйствами таких поселений на рынке вообще не приобретаются (картофель, морковь, свекла, лук, капуста, кабачки и т.п.). Однако для получения более достоверных и развернутых выводов необходимо продолжить исследования характера потребления домохозяйств в городских поселениях различного типа и размера[10]. Рассмотрим динамику изменения среднего размера семьи в разрезе городского и сельского населения (табл.5). Мы видим, что средний размер семьи обнаруживает четко выраженную тенденцию к уменьшению, как в городах, так и в сельских поселениях. Кроме того, существенно возрос удельный вес городских семей: три четверти всех российских семей проживают в городах. Таблица 5 Некоторые характеристики семей Российской Федерации.
Продолжение таблицы.
Наконец, необходимо остановиться на рассмотрении влияния на структуру расходов домашних хозяйств и характер потребления товаров уровня доходов. Представляет большой интерес анализ зависимости структуры расходов домашних хозяйств от уровня доходов, приходящихся на одного члена семьи. Во-первых, весьма существенна разница в уровнях доходов выделенных групп. Во-вторых, значительны различия и в структуре расходов. Четко прослеживается тенденция уменьшения доли расходов, направляемых на питание, и одновременное увеличение доли расходов на непродовольственные товары в более обеспеченных домохозяйствах. Сравним первую (беднейшую) группу домохозяйств и десятую (с наибольшими доходами). В первой группе на питание направляется 65,4% всех расходов домохозяйств и лишь 17,1% идет на приобретение непродовольственных товаров. В десятой группе эти две части расходов выражаются цифрами, соответственно, 35,5 и 46,1%. В-третьих, в малообеспеченных семьях заметно более ощутима зависимость от натуральных поступлений (13-14,4% в трех первых группах), и, прежде всего, из личного подсобного хозяйства (10,7-11,3%). Ряд исследований показывает, что демографическая характеристика семьи (ее состав, размер), как и экономическое положение (материальная и жилищная обеспеченность, уровень потребления), определяется в значительной степени той стадией жизненного цикла, на которой находится семья в своем развитии, а также принадлежностью к тому или иному поколению семей[11]. Если попытаться в целом определить изменения семейных доходов с момента образования семьи до ее постарения, то увидим, что у значительного большинства семей происходит чередование периодов спада, подъема и стабилизации доходов. После периода окончательного формирования семьи (первые 10-15 лет брака), в среднем характеризующегося снижением душевого дохода, начинается относительно долговременный его рост. Особенно активно этот процесс протекает в период, соответствующий 18-20 годам брачной жизни, когда начинается новый этап в развитии семьи, связанный с вступлением детей в трудовой возраст и уменьшением числа иждивенцев в семье. Однако, отделение детей, образование ими своих семей, отъезд на учебу часто не означают их полной экономической самостоятельности, и номинальный рост доходов старшей семьи погашается появлением существенной статьи расходов в ее бюджете, связанной с помощью взрослым детям[12]. Следующим переломным моментом в динамике среднего душевого дохода можно считать 30-летний возраст семьи, совпадающий с достижением супругами пенсионного возраста. Этот этап жизненного цикла можно разделить на два подпериода по характеру изменения душевого дохода. Первое десятилетие (после 30 лет) характеризуется в среднем стабилизацией уровня материальной обеспеченности семьи, главным фактором которой является занятость пенсионеров; их доход формируется одновременно за счет заработной платы и пенсии. Последний период жизни семьи (после 40 лет брака) отмечается резким падением душевого дохода, который теперь ограничивается размерами пенсий. Таким образом, очевидно, что гигантское многообразие домохозяйств и существенные различия в их укладе, традициях, рождаемости, жизненных стандартов, имеющих место в отдельных регионах, требует и дифференцированного подхода к реализации социальных, экономических, институциональных мер; наряду с общегосударственными действиями должны реализовываться мероприятия регионального характера, которые только и могут учитывать местную специфику. Необходимо также развивать внимательное отношение к определенным аспектам повседневного поведения и складывающихся ситуаций. Поиск в действиях домохозяйств рациональности или целеустремленности подразумевает, что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Принимая решения о том, как потратить свое время, какие продукты покупать, работать или не работать, какие товары производить и продавать и т.п., люди сопоставляют возможные выгоды с издержками. Если прямые выгоды, связанные с намеченным планом действий, превышают прямые издержки, целесообразно осуществить та-кое действие. Если же прямые издержки оказываются больше прямых выгод, такие действия не являются рациональными. Более того, когда размеры издержек или выгод изменяются, люди соответственно изменяют свое поведение. Следовательно, необходимо пристально следить за динамикой издержек и выгод, чтобы понять характер повседневной деятельности людей и институтов в области экономики. Одним из важных факторов, влияющих на размеры потребительских запасов в домохозяйствах в городских поселениях, является характер размещения розничной торговой сети. В свою очередь, размещение розничных торговых предприятий зависит от принадлежности товара к той или иной товарной группе. Представляется правомерной точка зрения В.И. Сергеева, который отмечает, что материальные потоки, являющиеся объектами управления внутрифирменного логистического менеджмента, чрезвычайно многообразны. Готовая продукция традиционно разделяется на две супергруппы: средства производства и предметы потребления. При этом справедливо подчеркивается, что особое внимание логистический менеджмент должен уделять производимым фирмой товарам широкого потребления[13]. Известно принятое в маркетинге деление товаров на товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса. Характер организации каналов распределения потребительских товаров, число и типы розничных торговых предприятий и их сетей, количество торговых точек определяется В.И. Сергеевым в зависимости от их принадлежности к тем или иным товарным группам.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |