Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ІІ .1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе



2019-07-03 504 Обсуждений (0)
ІІ .1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляется в условия глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерность роста эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения, то есть страна в силу существования множества причин оказалась не готова к переходу к рыночным отношениям. При преобразовании экономики Кыргызстан столкнулся со следующими болезнями экономики:

· Отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионализма и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;

· Проведение общественно-экономических преобразований без тщательно продуманной и обоснованной программы действий, их непоследовательности, часто авантюристического эксперимента, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение общественным мнением, объективными факторами экономического развития;

· Отсутствие оптимальной идеологии перехода к новым отношениям, некомпетентности ее проводников на практике;

· Полный развал роли государства в регулировании экономики, появление и расцвет таких элементов теневой экономики, как хищение, рэкет, взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество и др.

В условиях рыночных отношений возникает острая необходимость создания и функционирования сложной инфраструктуры, служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется по определенным правилам, вырабатываемым и действующим с учетом удовлетворения интересов участников рыночного процесса. Все это обуславливает объективную необходимость в постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики, изыскание путей достижения высоких конечных результатов, рентабельности работы, соблюдения деловой этики партнерских отношений.

Рыночная экономика также нуждается в управлении, как и любая модель государственного устройства, но это управление строится не на командах, а на экономических мерах воздействия и косвенного регулирования с использованием в основном методом бюджетной, налоговой и денежно- кредитной политики.

Если бюджет нормальный, здоровый, он "покрывает "государственные нужды, то есть обеспечивает содержание не только органов управления и воспроизводства, но и тех сфер, которые государство традиционно берет на себя обеспечение здравоохранения, образование, пенсионные вопросы, социальную защиту и т. д. Осуществляемый переход к рыночным отношениям позволил Правительству по новому посмотреть на многие привычные органы управления народным хозяйством, изменить деятельность старых органов и создать новые организационные структуры. Например, к числу последних относятся образование налоговых инспекций, которые действуют на основе Закона "О государственной налоговой службе КР". Их главная функция - соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.

С начала 1992 года, то есть с момента появления в КР финансовых законодательств, первых систем налогообложения и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономическо-правовом явлении, весь ход развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы развития налогообложения. Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:

1)  До принятия Налогового Кодекса;

2)  После принятия Налогового Кодекса.

Первый этап, в свою очередь, состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его новоиспеченного "сателлита" (в 1991 году) - налога продаж были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

Последующие 1992-1996 годы серьезные изменения и дополнения были внесены в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики на начало 1996 года, представлен совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков- юридических и физических лиц на территории страны. Действовавшая до июля 1996 года система налогов КР состояла из 12 республиканских налогов и 12 местных налогов и сборов.

Все налоги, сборы и другие платежи "питают" бюджетную систему страны. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании. Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков, также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи с чем был введен Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (НККР).

История создания государственной налоговой службы Кыргызской Республики начинается с Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 «О государственной налоговой службе», в соответствии с которым в министерстве финансов СССР была создана Государственная налоговая служба в составе Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, Государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по АССР, краям, областям, районам и городам.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Совмина СССР совет министров Кыргызской СССР своим постановление от 6 апреля 1990 года № 91 создал в системе Министерства финансов Кыргызской СССР Государственную налоговую службу в составе Государственной налоговой инспекции Министерства финансов Киргизской СССР и государственных налоговых инспекций по областям, районам и городам.

Образование государственной налоговой службы происходило на базе бывшего Управления государственных доходов Министерства финансов и отделов госдоходов облфо, райфо и горфо.

С получением суверенитета Указом Президента Кыргызской от 10 февраля 1992 года № УП-39 «Об образовании государственных агентств и государственных инспекций при Правительстве Республики Кыргызстан» Государственная налоговая инспекция была передана в ведение Правительства Кыргызской Республики и стала называться в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента Кыргызской Республики от 4 марта 1992 года № 23, Государственной налоговой инспекцией при Правительстве Республики Кыргызстан.

В связи с принятием Закона «О государственной налоговой службе Республики Кыргызстан» от 6 марта 1992 года распоряжением Президента Кыргызской Республики от 8 июня 1992 года № РП – 83 Налоговая инспекция стала называться «Государственная налоговая инспекция Республики Кыргызстан».

Государственная налоговая инспекция Республики Кыргызстан подчинялась непосредственно Правительству Кыргызской Республики, а местные государственные налоговые инспекции – вышестоящим налоговым инспекциям.

В 1994 году Налоговая служба была передана в подчинение Министерству финансов Кыргызской Республики и стала называться «Государственная налоговая инспекция при министерстве финансов Кыргызской Республики». ныне она переименована в Государственный комитет по налогам и сборам Кыргызской Республики

В Кыргызской Республике Государственный комитет по налогом и сборам является единым государственным органом контроля за соблюдением налогового законодательства и своевременностью уплаты налогов и других платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, правильностью их исчисления.В Кыргызской Республике за период 1991-1994 годов были введены Законы, регулирующие основные налоги: "О налогах с предприятий, объединений и организаций", "О налоге с населения", "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике", а затем и другие налоги, косвенно касающиеся вопросов налогообложения. В результате сложилась громоздкая и неэффективная система, осложняемая частыми изменениями. Это потребовало проведения налоговой реформы, основным этапом которой стало принятие в 1996 году Налогового кодекса.

С 1 июля 1996 года вступил в действие Налоговый кодекс, в результате которого были изменены законодательная и экономическая основы налогообложения, а также организационная форма деятельности налоговой службы. Администрирование налогов начало проводиться в Налоговом кодексе по линии его унификации с международными стандартами и предусматривало принятие многочисленных мер, позволяющих увеличить эффективность и беспрепятственность регистрации всех налогоплательщиков. В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных санкций, а также права и обязанности налогоплательщика.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд экономических льгот, облегчающих положение налогоплательщиков, которые отсутствовали в ранее действовавшем законодательстве, важнейшие из которых следующие:

- система увеличенных коэффициентов амортизации, что позволяет увеличить необлагаемую прибыль и ускорить замену основных фондов;

- принятие единой ставки налога на прибыль;

- применение нового механизма взимания налога на добавленную стоимость;

- обеспечение переноса потерь прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства;

- уменьшение величины дохода, облагаемого подоходным налогом.

Основной принцип в области управления и контроля за налогами, заложенный в Налоговом кодексе, заключается в обеспечении ответственности налоговой службы, которая определена единственным органом, осуществляющим налоговое управление и контроль за исполнением налогового законодательства в целях обеспечения эффективного сбора всех налогов.

Период действия Налогового кодекса показал, что отдельные его положения требовали совершенствования, в связи с чем начиная с 1996 года в Налоговый кодекс были внесены отдельные изменения и дополнения, предусматривающие уменьшение размеров применяемых штрафных санкций, пролонгацию убытков, связанных с экономической деятельностью, не на 5 лет, а в более короткие сроки, снижение ставок подоходного налога с 40 до 27% и их количества с 6 до 4, установление нулевой ставки налог добавленный стоимости на поставки работ и услуг, связанных с международными перевозками, и других

В целях поддержки малого предпринимательства увеличен регистрационный порог налога на добавленной стоимости до 2,5 миллион сомов.

В целях упрощения налогообложения малого и среднего бизнеса постоянно расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемых физическими лицами на патентной основе.

Наряду с положительными изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс было также внесено более 500 поправок, в основном усложняющих администрирование налогов, предоставляющих дополнительные льготы отдельным или группе хозяйствующих субъектов. Такое частое изменение налогового законодательства без предварительного анализа и в угоду отдельным категориям налогоплательщиков подрывало стабильность налоговой системы, создавало трудности в ее администрировании и нарушало целостность налоговой структуры.

Введенный с июля 1996 года НККР является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков на территории КР, за исключением таможенных пошлин, сборов, платежей, регулируемых таможенным законодательством. Следует отметить, что в принятом НК были внесены множества изменений (более 200), которые продолжаются и по сей день. Наиболее видными изменениями явились: отмена временного 5% налога с розничного товарооборота, розничной торговли и оказания услуг населению, в виду того, что взимание этого налога заметно тормозило экономическую активность, и, отмена налога на производственное имущество(1,2%), так как обложение этим налогом существовавших крупных производственных предприятий (завод им. Ленина, завод Ильбирс и т.д.) с огромным производственным комплексом приводило к огромной сумме налога, а это, безусловно, отражалось на цене продукции.

Таким образом, можно сказать, что изменения в налоговой системе принимались, прежде всего, с целью ее совершенствования. Кроме того в целях дальнейшего развития рынка ценных бумаг в КР, в законодательное собрание было внесено предложение, где предусмотрено освобождение от налога на прибыль, доходов, получаемых от операций (владение, продажи, распоряжения и других видов) с государственными ценными бумагами.

К наиболее важными кардинальным изменениям, произошедших с введением Налогового Кодекса по видам налогов до 2009 года, можно отнести:

1)  По налогу на прибыль. Основной целью раздела "Налог на прибыль" является устранение антистимулов, тормозящих развитие бизнеса. В этом разделе упорядочены и систематизированы различные виды доходов, подлежащих включению в состав совокупного дохода, и введена система вычетов из совокупного дохода.

2)  Система учета налога на прибыль увязывается с условиями, которые сложились в Кыргызской Республике. Наряду с методами начислений, которые лучше всего подходят для среднего и крупного бизнеса, в настоящее время разрешается использование и кассового метода. К основным изменениям по налогу на прибыль относятся:

· Принятие единой ставки налога на прибыль в размере 30%, вместо ранее действовавших различных ставок.

· Принципиально новым по налогу на прибыль по сравнению с действующим, где ставки составляли от 15 до 50% в зависимости от вида деятельности, является внедрение концепции, предполагающей равноправие всех объектов хозяйственной деятельности (единая ставка в размере 30%). Это позволит упорядочить контроль и учет налоговых органов и предприятий.

3)  Включение в состав расходов, связанных с получением доходов, затрат на предоставление материальных льгот работающим (ранее не включаемые). Главное внимание здесь уделяется уточнению состава затрат, и в первую очередь, амортизационным отчислениям. Эти отчисления должны стать реальным источником для восстановления производственных фондов предприятий. Одним из важных моментов, облегчающих положение налогоплательщиков, является пролонгация убытков прошлых лет для всех отраслей народного хозяйства сроком до 5 лет.

4)  Применение увеличенных коэффициентов амортизации, что позволило хозяйствующим субъектам уменьшить налогооблагаемую прибыль и своевременно обновлять свой производственный потенциал. Представлены значительные льготы коммерческим банкам. Так, статьей 104 НККР "Резервы для погашения банковских убытков" установлена норма, согласно которой покрытие потенциальных кредитных и лизинговых потерь формируется до налогообложения, и его размер составит 10%. То есть фактически этими двумя статьями налогооблагаемая прибыль банков снижается на 25%.

5)  Обложение доходов предприятий, полученных по процентам от вкладов в банках снижено с 30-50 до 15%, а снижение ставок налогов на дивиденды и проценты, выплачиваемые юридическим лицам, с 15 до 5%.

Известно, что некоторые отрасли промышленности (например, горнодобывающая) являются фондоемкими, и порядок исчисления амортизации, предусмотренный в Налоговом кодексе, не позволяет им в короткий срок восстановить основные средства. Они морально и физически устаревают, и снижается эффективность их использования. В связи с этим возникает необходимость применения в таких отраслях отдельных схем ускоренной амортизации для целей налогообложения. Сейчас уже внесены поправки в соответствующую статью Налогового кодекса.

20 октября 2008 года Президент Курманбек Бакиев подписал Налоговый кодекс Кыргызской Республики.

В данном законе детально прописаны и изложены принципы налогообложения, система и виды налогов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, упрощены налоговые процедуры и методы расчета налогов, а также вдвое сокращено количество налогов — с 16 до 8.

Следует особо отметить, что в новом Налоговом кодексе введен и прописан принцип, согласно которому налоговые органы страны могут осуществлять свои действия только в том случае, если эти действия разрешены кодексом, а налогоплательщики, в свою очередь, могут действовать во всех случаях, которые не запрещены данным Налоговым кодексом.

Также предусмотрена возможность для налогоплательщиков предоставлять налоговые отчетности в электронной форме с использованием сети Интернет без непосредственного контакта с представителями налоговых органов.

В тоже времяналоговые органы обязаны не только контролировать исполнение налогового законодательства, но и оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими этих обязательств. Что касается бланков налоговой отчетности, то они предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Помимо этого установлены сроки давности для налоговых целей — начисление или пересмотр суммы налоговой задолженности налогоплательщика может быть проведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе ограничений по сроку давности не установлено). В тоже время возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть произведен в течение 6 лет после окончания налогового периода (в действующем кодексе 3 года).

Введена классификация налоговых проверок, которые делятся на документальные проверки (плановые, внеплановые и перепроверки) и камеральные проверки. А при планировании налоговых проверок налоговые органы обязаны учитывать вероятность неуплаты налогов. Поэтому в новом Налоговом кодексе предусмотрена методика анализа оценки рисков неуплаты налогов, как основание для проверки, а также определены механизмы и случаи начисления налоговых обязательств налогоплательщика на основе косвенных и расчетных методов определения налоговой базы.

С другой стороны, введены ограничения на проведение перепроверок налогоплательщиков — перепроверка может быть проведена в случае мотивированного заявления уполномоченного лица налогового органа, с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее. При этом перепроверка должна быть проведена уполномоченным лицом налоговых органов, не участвовавшем в налоговой проверке, результаты которой перепроверяются.

Также предусмотрен механизм помощи налогоплательщикам по соблюдению требований налогового законодательства при заполнении налоговой отчетности. В частности, он реализуется с помощью камеральных проверок, которые направлены на выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при составлении налоговых отчетов с целью предупреждения доначисления штрафных санкций при проведении налоговых проверок.

Помимо этого установлены общие принципы привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Например, никто не может быть привлечен дважды к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

В новом Налоговом кодексе упрощены налоговые процедуры представления отчетности и уплаты налогов — количество ежемесячной и квартальной отчетности и сроки уплаты налогов сокращены более чем в 3 раза. Что касается ставки НДС, то она сокращена с 20 до 12 процентов. Ставка единого налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, снижена с 10 до 6 процентов.

В тоже время, вместо отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы, введен налог на недра (роялти и разовый платеж — бонус).

Кроме этого, заложены механизмы для реального введения налога на недвижимое имущество — на основе натуральных показателей. При этом предусмотрено освобождение от налога социально-уязвимых слоев населения и вычеты на каждого налогоплательщика.

Введены стимулирующие меры для развития определенных отраслей республики: для горнодобывающей промышленности предусмотрена ускоренная амортизация основных средств, стабилизация режима налогообложения; для отраслей переработки плодов, овощей и ягод — освобождение от уплаты налога на прибыль части прибыли, направленной на реинвестирование, а также освобождение от НДС; для отраслей переработки сельскохозяйственной продукции — полное освобождение от НДС в случае переработки собственной продукции, а также снижение НДС на 35% в остальных случаях. Для стимулирования развития сельского хозяйства и сельскохозяйственной инфраструктуры, товарно-сервисные кооперативы освобождены от налога на прибыль и от НДС.



2019-07-03 504 Обсуждений (0)
ІІ .1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ІІ .1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)