Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма.



2019-07-03 257 Обсуждений (0)
Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить разрыв соседских, а не редко и родственных связей, все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые (вольно или невольно) допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения имеют воспитательный характер.

Отсутствие должного контроля над поведением ребенка, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих его достоинств формируют истерические черты характера. Те же последствия вызывает и безразличное отношение, своего рода отвержение. Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой – могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство. Отсутствие эмоционального контакта, теплого отношения к ребенку в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к бегству из дома, к бродяжничеству, во время которого часто совершаются серьезные проступки.

Родительские установки довольно часто оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к собственным родителям, с личными особенностями взрослых членов семьи и детей. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций, у них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито или, напротив, гипертрофировано. Они могут испытывать дефицит уважения к себе и вследствие этого не чувствовать себя вправе контролировать ребенка и направлять его развитие.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. Рассматривая ребенка как личную и частную собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклонятся от воспитания, предоставляя ребенку полную свободу. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда исправить что-либо в деформированной личности ребенка, бывает невозможно.

Рассмотрим ниже «неправильные» типы семейного воспитания, выявленные в процессе изучения литературы и наблюдения семейных отношений, которые могут привести к серьезным проблемам в отношениях родителей с детьми:

Гиперпротекция (гиперопека) потворствующая:

Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается, ему это не выгодно, за него итак все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность, недостаточно усваиваются нравственные нормы.

Гиперпротекция (гиперопека) доминирующая:

Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.

Гипопротекция потворствующая:

Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению

Гипопротекция доминирующая:

За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.

Повышенная моральная ответственность:

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна. В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

Эмоциональное отвержение:

Нежелательный ребенок, например. Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

Жестокое обращение с детьми:

Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребностей.

Воспитание в культе болезни:

Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании. Родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

Противоречивое воспитание:

Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному стилю воспитания – и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Современные классификации выявляют как общие стороны, обобщённые нами, так и разночтения. Нам видится наиболее явной сторона сопоставления интереса и требовательности к ребёнку, так она наиболее выявляет соотношение человеческого эгоцентризма и социализации, на которую ориентировано преодоление вышеозначенного. Поэтому, классифицировав стили воспитания по шкале требовательность-интерес, мы получаем следующую картину семейных отношений родителей и детей.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — завышенная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — недостаточный

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребенка повышенную моральную ответственность, зачастую для него непосильную. Иногда ребенок растет как помощник матери, например, нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

На первый план может выходить эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребенка удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Получается воспитание по типу «Золушки». Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей.

Этот стиль ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — завышенная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — излишний

Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребенку ведет к гиперпротекции. Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — заниженная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — недостаточный

Недостаток интереса к ребенку вместе с невысокой требовательностью ведет к гипопротекции.

Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.

Иногда родители пытаются контролировать ребенка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребенком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — заниженная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — излишний

Если повышенный интерес к ребенку сопровождается нетребовательностью родителей, если стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, то ребенок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.

В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней. Внимание фиксируется на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют излишнюю заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят больше, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

При резких колебаниях требовательности и непостоянном интересе к ребенку возникает противоречивое воспитание. В таких случаях возможны переходы от строгого стиля воспитания к либеральному — и наоборот.

Причины противоречивого воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности родителей. Этот стиль воспитания содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Проведённая классификация позволяет сделать вывод о том, что при пониженной требовательности к ребёнку в сочетании с повышенным интересом, что наблюдается в потакающем стиле воспитания, детский эгоцентризм закрепляется в подростковом возрасте как черта личности, приводя к искажённому восприятию действительности исключительно через призму своего Я.

Причины негармоничного воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Поэтому, наказывая детей, родители, во-первых, должны быть едины в поиске способа выхода из затруднительной ситуации, и, во-вторых, ребенок должен чувствовать, что каким бы ни был его проступок, любовь родителей он не утратит ни при каких обстоятельствах, что наказание вызвано не к его личности, а только к его конкретному проступку. В-третьих, воспитательные методы и средства не должны унижать достоинства ребенка, т.е. необходимо сочетать обоснованную требовательность с тактичной формой ее предъявления. Только при этих условиях родителям удастся сохранить свой авторитет в глазах детей, а справедливость и согласованность предъявляемых ими требований будут расцениваться как норма поведения и руководство к действию.

Естественно, проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

По нашим данным, «потребительское отношение» ребенка к родителям не является исключением. Вместе с тем родители часто упрекают детей в невнимании к ним, иногда делают это в грубой, категоричной форме («Ну что ты привязалась ко мне, какая ты жестокая, не видишь, я с работы пришла, устала!»).

Словом, задача построения оптимальных, на началах взаимного уважения отношений ребенка и родителей актуальна для обеих сторон.

Для того чтобы перерасти детский эгоцентризм, необходимо осознание субъективности восприятия и установить причинно-следственные связи в системе межличностных взаимоотношений. Понятно, что сделать это человеку в одиночку невозможно. Процесс социализации в подростковом возрасте проходит в трёх измерениях: семья – школа – внешкольное времяпровождение. Под внешкольным времяпровождением мы имеем ввиду процесс бесконтрольного общения с друзьями и, чаще всего, бесцельного. Исключение составляет общение в центрах детского творчества, внешкольных кружках и студиях. В таких случаях процесс социализации проходит гораздо успешнее и быстрее чем тогда, когда подросток, предоставленный сам себе, находит круг общения среди таких же бесцельных субъектов, формируя так называемую «тусовку», которая хороша для исследования и наблюдений, но не даёт эффекта в процессе перерастания детского эгоцентризма, а зачастую наоборот, закрепляет его.

Конечно, не исключены случаи «нетипичного взросления», когда, независимо от внешних факторов, подросток перерастает детский эгоцентризм благодаря «случайному» столкновению с системой взглядов, или когда стрессовая ситуация заставляет его освободиться от детского эгоцентризма. Но эти нетипичные случаи нами отдельно рассматриваться не будут.

В большинстве случаев в процессе развития, в особенности в подростковом возрасте, на сознание влияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимым по воздействию – как положительному, так и отрицательному, являются особенности семейной ситуации.

Об этом говорит картина сопоставления перемен, происходящих в семье и влияющих на поведение подростка вне дома. Не будучи склонным обсуждать семейную ситуацию в школе, подросток несёт на себе отпечаток происходящего дома, продлевая в отношении к сверстникам и особенно к учителям модель семейных отношений. В обратном порядке, но в меньшей степени, изменения, происходящие в организме и психике подростка, влияют на климат семейных взаимоотношений. Так эгоцентризм подростка может обратить на себя внимание родителей и неосознанно потребовать изменения модели поведения и даже стиля воспитания. Если родители сами не являются закоренелыми эгоистами, процесс этот пройдёт в целом неопасно, хотя и небезболезненно.

В семье детский эгоцентризм выражен в ещё большей неосознаваемой степени – в том смысле, что ребёнок не ставит под сомнение смысл существования семьи как ячейки исключительно направленной вниманием на него. И если ребёнок в семье один – это подтверждает его несомненную исключительность. Но и в случае существования братьев и сестёр ребёнок воспринимает семейные отношения лишь в буквальном неделимом исключительно эгоцентрическом смысле. Являясь центром мировосприятия, ребёнок неосознанно позиционирует себя и центром мироздания.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что основным моментом и смысловой направленностью подросткового периода есть преодоление эгоцентризма, являющегося, таким образом, чертой детского развития, этот период обозначается особенно важным переломным моментом в жизни и протекает, не оставляя травмирующих последствий в психике ребёнка, в благоприятной обстановке семейного воспитания, с соблюдением соответственных норм и стилей воспитания. Наши наблюдения и анализ литературы приводит к следующему выводу относительно стилей воспитания, приводящих к развитию и укоренению эгоцентризма в подростковом возрасте: потакающий стиль наиболее способствует закреплению эгоцентризма у подростков при совпадении двух основных факторов: повышенного интереса и пониженной требовательности к подростку в семье и окружающем его социуме.


Глава 2. Психологическое исследование эгоцентризма подростков и стилей воспитания в связи с ним.



2019-07-03 257 Обсуждений (0)
Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)