Цели и принципы денежно-кредитной политики России на современном этапе
Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок. Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами: - изменение уровня резервных требований; - изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента; -покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках); - определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль). Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо: - совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики; - уменьшение долларизации российского денежного обращения; - усиление стимулов инвестиционной активности; - совершенствование налоговой системы; - снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен; - внедрение и совершенствование электронного денежного обращения; - развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения; - усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие. Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях. Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране. В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики. В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов. Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться: 1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом; 2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка; 3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка; 4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны; 5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов; 6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке; 7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику; 8. Внедрение достижений и средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка; 9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов; 10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных; 11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке; 12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период; 13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка; 14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия. Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне. В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов. Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение. Заключение Итак, подводя итог данному исследованию, напрашивается вывод, что самое простое определение денег: это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги. Однако такого определения денег явно недостаточно. В истории экономической мысли сложились четыре основные теории, с разных позиций объясняющие происхождение, природу и функции денег. Металлистическая теория денег отождествляет деньги с благородными металлами (золото, серебро) и утверждает, что последние по природе своей являются деньгами. Номиналистическая теория денег рассматривает деньги как условные знаки, номинальные счетные единицы, покупательная способность которых декретируется государством. Трудовая (марксистская) теория денег рассматривает деньги в качестве специфического товара, обладающего внутренней ценностью, которая определяется затратами труда, необходимыми для его производства (добыча золота и серебра). Количественная теория денег исходит из того, что деньги не имеют внутренней ценности (стоимости); стоимость денег определяется их количеством в обраrцeнии. Денежные агрегаты (лат. aggregatus - присоединенный) - части современных денежных средств, которые применяются для обращения и платежа. Они объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности. В современных условиях, когда международное денежное обращение действует без единой основы золота, применяются два вида валютного курса: фиксированный и плавающий. На практике денежная и фискальная политика государства оказываются тесно взаимосвязанными. Меры правительства по финансированию дефицита бюджета ведут прежде всего к увеличению денежной массы, т .к. используются кредиты Центрального банка, что сопровождается мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов. Следовательно, фискальная политика опирается на денежную. Денежная политика как приоритетный метод регулирования в минувшие десятилетия приобрела сторонников не только среди монетаристов, но и среди неокеЙнсианцев. Они признают, что методы денежной политики осуществляются очень оперативно и гибко в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и административными органами, что понижает их эффективность. С помощью денежной политики, как признает большинство экономистов, можно успешно бороться с инфляцией и преодолевать небольшие спады. Неопределенность динамики цен на нефть, обменных курсов валют на мировых рынках и движения потоков капитала, а также достаточно сильная изменчивость предпочтений экономических агентов относительно вложений средств в активы в иностранной или в национальной валюте приводят к нестабильности динамики спроса на деньги. Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти. Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики. Наибольшая эффективность реализации денежно- кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Центральный Банк рф при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения. Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ Рф: - создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе; - последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.); - повышение темпов экономического роста; - укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах; - ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от ~лияния высоких цен на нефть; - использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда; - стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность; - стимулирование кредитных операций; - совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие. При реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие. Поэтому целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям: 1) совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики; 2. снижение инфляции и про ведения политики сдерживания цен 3. уменьшение долларизации российского денежного обращения; 4. усиление стимулов инвестиционной активности; 5. усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса; 6) изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны платить банки; 7) предоставление государственных гарантий.; 8) достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной сферы; 9) обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно кредитной политики; Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать ожиданию финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем. Глоссарий
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |