Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеализация советской действительности



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Идеализация советской действительности 0.00 из 5.00 0 оценок




КУЛЬТУРА XX ВЕКА

ЧАСТЬ III

Культура в годы Великой Отечественной войны

Уже в первые месяцы войны все жители СССР узнали о героях, которые стали символами мужества и воинской доблести. Летчик Николай Гастелло погиб на пятый день войны, экипаж его самолета пренебрёг парашютами и протаранил колонну техники противника. Летчик Виктор Талалихин  7 августа 1941 г. впервые в истории воздушных ночных боев протаранил вражеский самолет. Осенью 1941 г. в лесах под Калинином (Тверью) героически погибла партизанка Лиза Чайкина. В январе 1942 г. стало известно о мученической смерти в подмосковном селе Петрищево бесстрашной «партизанки Тани», ее  настоящее имя было Зоя Космодемьянская, что было установлено позже. Зимой 1943 г. страна узнала о подвиге Александра Матросова, закрывший своим телом вражеский дзот, чтобы открыть путь наступавшим товарищам. Снайпер В.Г. Зайцев уничтожил в ходе боев в Сталинграде более 300 гитлеровцев. Гордостью флота были блестящие командиры - подводники М.И. Гаджиев, и А.И. Маринеско. Рейды партизанской армии С.А. Ковпака по тылам противника нанесли урон, сравнимым с потерями в крупных армейских операциях. 28 панфиловцев – бойцов дивизии генерала И.В. Панфилова, во главе с политруком Клочковым, героически сражались у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. на подступах к Москве. Группа бойцов под командованием сержанта Я.Ф. Павлова , в течение нескольких месяцев удерживала дом на рубеже обороны города Сталинграда. Для миллионов советских людей они стали символами стойкости.

Искусство – фронту!

В советском изобразительном искусстве в годы Великой Отечественной войны преобладала героико- патриотическая тема. Работы той поры объединяет лаконизм художественных  произведений и сдержанная цветовая гамма. Военный пейзаж и лучшие жанровые картины пронизаны острым ощущением суровости времени: А.А. Дейнека «Окраина Москвы», А.А. Пластов «Немцы идут (Подсолнухи)». Кукрыниксы «Бегство немцев из Новгорода». В монументальном полотне «Оборона Севастополя» (1942) А.А. Дейнека использовал выразительные плакатные образы в теме смертельной схватки добра и зла.

 

«Окраины Москвы» Художник А.А. Дейнека, 1941 «Немцы идут (Подсолнухи) Художник: А.А. Пластов,1941
   
«Бегство немцев из Новгорода» Кукрыниксы,1945-1946 «Оборона Севастополя» Художник А.А. Дейнека, 1942

 

    Основную массу живописных работ первых военных лет составляли небольшие зарисовки – свидетельства жизни на фронте О.Г. Верейского, Д.А. Шмаринова и в тылу - А.Ф. Пахомова. В центре внимания художников – человек на войне.

    В годы войны в стране появился новый народный литературный герой. Еще во время советско-финляндской войны 1939/1940 годов в армейской газете были опубликованы первые стихи о Василии Теркине. С 1942 г. А.Т. Твардовский пишет для армейских газет небольшие стихотворные рассказы, прославлявшие героя и мученика войны - рядового солдата.

 

«Теркин» Художник: О.Г. Верейский, 1943-1946 «Гармонь» Художник: О.Г. Верейский, 1943-1946
«Регулировщица.Послевоенный Ленинград» Художник: А.Ф. Пахомов, 1946 «На Марсовом поле в затишье» Художник: А.Ф. Пахомов, 1946

  Большой популярностью пользовались сатирические плакаты КУКРЫНИКСОВ. Это творческий коллектив советских художников-графиков, в который входили Академии художеств СССР, Герои Социалистического Труда: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий. Три художника работали коллективно и индивидуально, над портретами и пейзажами. Но наибольшую известность им принесли многочисленные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в карикатурном стиле.  Совместно все трое стали работать в 1920-е годы.

Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и СССР Художники: Кукрыниксы, 1941 У Гитлера в списке врагов было 4 тысю человек и даде Кукрыниксы Художники: Кукрыниксы, 1941
 

 

    Многие писатели стали военными корреспондентами. Среди них особую известность получил К. М. Симонов. В его стихах тема войны как великой трагедии переплеталась с темой любви – чувства, способного победить «всем смертям назло».  Специальным корреспондентом газеты «Красная звезда» был писатель В.С. Гроссман. Его «Сталинградские очерки» стали прелюдией знаменитого романа-эпопеи «Жизнь и судьба».

    На фронт выезжали известные артисты и музыканты страны, бригады ведущих театров, музыкальные коллективы, ансамбли песни и пляски, народного танца, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Всего за годы войны на фронте было организовано более 470 тыс. концертов. Активно развивалась фронтовая художественная самодеятельность.

    Особой популярностью пользовалось песенное творчество, оно отвечало потребностям людей в открытом, эмоциональном выражении своих чувств. Близкой каждому фронтовику стала легендарная песня «Темная ночь», музыку к которой написал Н.В. Богословский на стихи В.Г. Агатова. Любимыми стали песни «Соловьи» (В.П. Соловьев-Седой и А.И. Фатьянов), «В землянке» (К.Я. Листов, А.А. Сурков), «В лесу прифронтовом» (М.И. Блантер и М.В. Исаковский). За многими из созданных в эти годы песен, как и за написанной еще до войны «Катюшей» (М.И. Блантер и М.В. Исаковский), прочно закрепилась слава народных.

    Во время войны появилась целая плеяда выдающихся эстрадных исполнителей. Всенародная любовь пришла к К.И. Шульженко, а песня «Синий платочек» в ее исполнении стала одним из символов военной эпохи. Только в первый год войны певица дала около 500 концертов перед бойцами Ленинградского фронта. Большой популярностью пользовались романсы в исполнении И.Д. Юрьевой. Все советские люди любили народные песни, с которыми выступала Л.А. Русланова. Л.О. Утесов выезжал на фронт со своим джазовым оркестром. В 1943 г. вернулся из эмиграции и начал концертную деятельность А.Н. Вертинский.

Военные будни

    Уже в первые дни войны началась эвакуация музейных коллекций, архивов и других культурных ценностей. Сокровища Эрмитажа отправили в эвакуацию. В Свердловск, основную часть коллекций Русского музея перевезли в Пермь (тогда Молотов). Часть экспонатов пригородных дворцов-музеев Ленинграда вывезли в Горький (Нижний Новгород), а затем переправили в Новосибирск. Работа по упаковке и транспортировке грузов нередко шла под бомбежками с риском для жизни музейных служащих.

    Третьяковская галерея разместилась в Новосибирском театре оперы и балета. Сюда же прибыли коллекции некоторых областных музеев западных регионов СССР, которые удалось вывезти при наступлении фашистов.

    На восток эвакуировали театры, киностудии, профессиональные училища. Большой театр оказался в Куйбышеве, Кировский (Мариинский) театр – в Перми.

В репертуаре театров военного времени были широко представлены пьесы К.М. Симонова: «Русские люди», «Жди меня», А.Е. Корнейчука «Фронт», Л.М. Леонова «Нашествие» и др. В ряде пьес остро ставилась тема о причинах неудач Красной Армии в начале войны, но одновременно присутствовал оптимистический настрой грядущей победы.

    Беспрецедентной по силе воздействия премьерой военного времени стало исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии композитора Д.Д. Шостаковича. Он работал над ней в блокадном Ленинграде, а окончил в эвакуации. Впервые исполнили симфонию в Куйбышеве 7 марта 1942 г.

    В начале 1943 г. увидел свет первый вариант оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», в октябре 1944 г. в Москве состоялось первое исполнение сцен из оперы в концертном варианте.

    Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединенная киностудия. На экраны вышли фильмы «Парень из нашего города» (режиссер А.Б. Столпер), «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л.Д. Луков) и др.

Популярным жанром оставалась комедия, в которой военные сюжеты переплетались с темой любви, фронтовой дружбы, и человеческого счастья: «Жди меня», режиссеры Б.Г. Иванов, А.Б. Столпер). В фильме «В шесть часов вечера после войны», снятом И.А. Пырьевым в 1944 г., был показан салют в честь Победы. Вышедший на экраны страны в 1946 г. любимый всеми фильм «Небесный тихоход» режиссера С.А. Тимошенко увековечил в главных героях черты национального характера, которые присущи народным героям войны. Всего в Алма-Ате было создано

23 полнометражных фильма. 

Культурные утраты

    Культурные потери в годы войны были неисчислимыми и во многом невосполнимыми. На территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьезно пострадали 427 музеев, 4 тыс. библиотек, архивы 19 областей.

    То, что нельзя было вывезти, немцы уничтожили. Подобная практика исходила из установки германского руководства о подавлении и уничтоении самосознания славянских народов. В руины были превращены дворцовые ансамбли Петергофа, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума под Ленинградом. В Царском Селе немцы сознательно разрушили Екатерининский дворец и его фонтаны, разгромили парковый ансамбль.

    Особенно ожесточенно уничтожались и осквернялись музеи, хранившие культурную память  России.

    Немцы разграбили музей села Михайловское и осквернили могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре, разгромили музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и взорвали могилу писателя. При отступлении они подожгли дом Толстого, но подоспевшим красноармейцам удалось потушить пожар. Пострадали музей А.П. Чехова в Таганроге, дом П.И. Чайковского в Клину, музей А.С. Пушкина в Одессе и многие другие.

    Был разобран и подготовлен к отправке в Германию памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, но ворвавшиеся в город части Красной Армии сорвали этот план.

Послевоенные годы

Победа в войне с фашизмом укрепляла в советском обществе надежды на лучшую, счастливую жизнь. Великие жертвы и лишения военного времени открывали для тех, кто выстоял, преодолел путь в светлое будущее.  Гордость за свою страну и вера в неисчерпаемые возможности человека определили оптимистический настрой советского общества послевоенных лет. Война во многом изменила мироощущение людей. Казалось, появилась возможность жить в согласии с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Миллионы солдат-освободителей побывали в Европе и видели во многом иную, далекую от создававшегося довоенной пропагандой образа жизнь врага. Многие жили в ожидании перемен в стране, миллионы людей надеялись на ослабление идеологического диктата.  Советское общество    первых послевоенных лет было «обществом надежд».

В послевоенные годы продолжался взлет мастеров исполнительного искусства – певцов В.В. Софроницкого, М.В. Юдиной, Началась творческая биография С.Т. Рихтера, М.П. Ростроповича – победителей первого послевоенного конкурса музыкантов-исполнителей. В Большом театре были поставлены балеты С.С. Прокофьева.  В творчестве композитора классические традиции органично сочетались с новыми принципами музыкальной драматургии. Участие в этих спектаклях стало одной из вершин в творчестве Г.С. Улановой, М.Г. Семеновой и плеяды великих артистов, принесших советскому балету мировую славу. В 1946 г. в Ленинграде состоялась премьера первой части оперы-эпопеи Прокофьева «Война и мир».

В Ленинграде работал великий дирижер Е.А. Мравинский, первый исполнитель пяти симфоний Д.Д. Шостаковича. Седьмая (Ленинградская) симфония, которую композитор создавал в 1941 г. в блокадном городе, стала символом непобедимого духа народа, боровшегося против фашизма. Критики конца XX века назвали Шостаковича «последним великим симфонистом» в истории классической музыки. Его творчество воплотило глубокие философские раздумья о мире и человеке, о трагедиях и конфликтах современности.

В изобразительном искусстве и литературе происходило становление нового поколения художников. Размышляя о духе того времени в эпилоге романа «Доктор Живаго». Б.Л. Пастернак писал, что «хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание».

Как и в довоенные годы, «передовым рубежом» идеологической борьбы стала сфера науки и культура. Особое внимание уделялось литературе, кинематографу, музыке – тем областям художественного творчества, которые оказывали непосредственное влияние на формирование сознания населения и духовного климата в обществе. Для того, чтобы указать деятелям культуры на их «место в рабочем строю», по выражению В.В. Маяковского, был избран путь разгромных постановлений партии и правительства о положении дел в сфере литературы и искусства и «публичных дискуссий» о развитии отдельных направлений научных исследований. 

В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Мишенью критики стало творчество «несоветских писателей» А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Выбор не случайно пал на ленинградских литераторов. Этот удар был косвенно направлен против руководителей городской парторганизации Ленинграда. Происходившее отражало развернувшуюся борьбу за власть и столкновение позиций вокруг приоритетов развития страны в высшем руководстве и стало прелюдией к «ленинградскому делу».

Постановление обличало «дух низкопоклонства перед современной буржуазной культурой Запада». Борьба с «космополитизмом» - инакомыслием стала важнейшим направлением  идеологического удара на фронте «холодной войны».

С лета 1946 г. в стране развернулась пропаганда против «западного влияния» на отечественную культуру. Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.А. Жданов.

Аналогичные обличения содержались и в других подобных постановлениях: «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели . Обвинения в «аполитичности» и «безыдейности» и жесткая критика прозвучали в адрес многих известных деятелей культуры, в том числе кинорежиссера С.М. Эйзенштейна за вторую серию фильма «Иван Грозный» (первая была удостоена Сталинской премии в 1946 г.). Режиссерская концепция картины, построенная вокруг проблем пагубности насилия, какими бы высшими целями оно не оправдывалось, и одиночества, порождаемого безграничной властью, была расценена как «невежество в изображении исторических фактов».

Жесткое следование идеологическим установкам больно ударила по ряду направлений отечественной науки. Под огонь критики попали биологи-генетики, видные экономисты (Е.С. Варга и др.), историки и философы, физики (Л.Д. Ландау, П.Л. Капица и др.) В науке по-прежнему господствовала «классовая» оценка. В некоторых случаях – генетика, кибернетика, мировая экономика – эти нападки привели к закрытию целых научных направлений или к ограничению исследований.

Вместе с тем после войны стремительно восстанавливалась сеть научных учреждений, объем финансирования в науку увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,5 раза, выросла оплата труда ученых. Внедрение научных достижений в промышленность было важным ресурсом восстановления разрушенного войной хозяйства, но квалифицированных кадров катастрофически не хватало. В 1949/50 г учебном году страна перешла к обязательному семилетнему образованию, подготовка кадров велась в системе фабрично-заводского обучения, ремесленных училищах.

Для молодежи, которая не сумела в годы войны завершить образование и уже работала, открывались вечерние школы. Вернувшиеся с фронта молодые люди могли поступить в вузы на льготных условиях. При предприятиях открывались отделения вузов и техникумов для подготовки специалистов для собственного производства. В результате этих мер число студентов к 1960 г. возросло по сравнению с довоенным периодом в 3 раза. Наибольшей популярностью пользовались широко востребованные инженерно-технические профессии.

Идеализация советской действительности

Время для осмысления трагической правды войны в искусстве еще не пришло, хотя в эти годы появляются первые произведения, смотревшие на военные события глазами их участников, такие как повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», получившая в 1947 г. Сталинскую премию. Тема войны постепенно уступала место произведениям о послевоенных буднях. Художественные произведения должны были формировать положительные идеалы и оптимистический настрой и быть «понятными» самой широкой аудитории. В результате возникло множество сходных по сюжетам произведений - о конфликте новаторов и консерваторов, о борьбе советских людей с производственными трудностями и их успешном преодолении. Эти произведения были написаны в мажорном стиле.

Идеализация советской действительности стала нормой художественного творчества. В то же время послевоенное общество остро нуждалось в красоте и радости. Огромной популярностью пользовались отражавшие этот настрой произведения, такие как поставленный в жанре музыкальной комедии кинофильм «Кубанские казаки» режиссера И.А. Пырьева (1950). В них звучала идея преимущества социалистического строя. Искусство создавало радостный и привлекательный миф-сказку о советском образе жизни, о светлом будущем, в которое хотелось верить.

 

Символами эпохи стали монументальные общественные сооружения – вестибюль Московского метрополитена – станция «Комсомольская кольцевая», архитекторы А.В. Щусев и др., художник П.Д. Корин, знаменитые высотные здания, постановление о строительстве которых  Сталин подписал в 1947 г. 

 

2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Идеализация советской действительности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеализация советской действительности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)