Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нельзя заботы мелочной



2019-07-03 218 Обсуждений (0)
Нельзя заботы мелочной 0.00 из 5.00 0 оценок




Не петь, не славить, не молиться.

                               А.А.Фет

      Лето Господне русской природы.

 Часть Первая: Воскресение Христово, Вознесение Господне, Троица, Преображение Господне, Благовещенье Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы.

«Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровал».

    Воскресение Христово дарует Вечную Жизнь человеку, всей твари Божией, потому и приходится наш Главный Праздник всегда на весну, когда обновляется вся природа, когда из-под ледяных оков вырывается жизнь и вселяется радость                       в сердца людей. Для христиан, в отличие от язычников, природа – Нерукотворный Храм Творца, в котором человек  ощущает свою причастность Вечному Мирозданию, Вечной  Жизни. Естественно, что этот образ, эта мысль красной нитью проходят через всё классическое искусство, и в частности, литературу. И, наверное, один из самых ярких тому примеров – стихотворение без названия из цикла «Весна» А.А.Фета,                               из которого взят эпиграф. (Оно интересно ещё и тем, что само слово «весна» встречается только в названии цикла и ни разу в самом произведении.)


Пришла – и тает всё вокруг,

Всё жаждет жизни отдаваться,

И сердце, пленник зимних вьюг,

Вдруг разучилося сжиматься.


         

      Образ зимы, который во многих других стихах может олицетворять чистоту, величие, о чём будет сказано далее, в данном произведении является символом духовной смерти, отсутствия духовной свободы. Именно в таком контексте показана антитеза зимы и весны. Зима символизирует безысходность оттого, что Рай после грехопадения закрыт, даже для праведников – и поэтому все и всё в плену греха и смерти.


Заговорило, зацвело

Всё, что вчера томилось немо,

И вздохи неба принесло

Из растворённых врат Эдема -


Весна же - победа над смертью, открывшая Рай всем людям. Искупительная Жертва Спасителя сделала возможным теперь для каждого войти в Царствие Небесное, в Жизнь Вечную! «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?!» - говорится в Священном Писании. Но возможность эта зависит от доброй воли,          от чистоты сердца каждого из нас. Спаситель не может спасти «нас без нас», как учат Отцы Церкви.

                                  

Грехопадение изменило и весь тварный мир, принеся боль, страдания и смерть, –                     а теперь вся обновленная природа радуется, торжествует:


Как весел мелких туч поход!

И в торжестве неизъяснимом

Сквозных деревьев хоровод

Зеленоватым пышет дымом.


И это торжество, эта радость приходит с неба и одухотворяет природу:


Поёт сверкающий ручей,

А с неба песня, как бывало,

Как будто говорится в ней:

Всё, что ковало, - миновало.


      У Святителя 20-векаНиколая Сербского есть прекрасные слова:                                «Что свершилось на небе, свершилось и на земле, что свершилось в Вечности, свершилось и во времени». И, кажется, произведение А.А.Фета, написанное задолго до того, как Святитель пришёл в этот мир, воплощает высказанное им – мысль вне времени и пространства. И «вздохи неба … из  растворённых врат эдема», и  «с неба песня» пробуждают и ручей, который вторит этой песне,           и деревья, которые стоят в хороводе, и весело идущие по небу тучки. И все радуются – радуются песне неба!  Всё здесь живое, как на иконе, отражающей «грядущий, прославленный мир», как писал князь Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе».

И вот –финал стихотворения:

Нельзя заботы мелочной

Хотя на миг не устыдиться…

По сути, это – слова Херувимской песни, исполняемой во время главной православной службы – Литургии: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Слова эти поют херувимы, как будто говоря нам о том, что всё, пусть самое прекрасное, на земле,                               в нашей бренной жизни закончится, а главное – Там, в Вечности.

«…И вот то, что однажды свершилось на небе и не земле, должно свершиться                            и в тебе» - т.е. в каждом из нас. Как слова Великого Святителя Николая Сербского, обобщающие духовный опыт созерцающего сердца, завершают всё сказанное ранее, так                             и последнее четверостишие стихотворение А.А.Фета являет нам духовный вывод                        и лирического героя, и каждого человека, уверовавшего в Жизнь Вечную.

(При этом неважно, на какой духовной высоте был сам поэт, потому что все великие произведения всегда шире и глубже любой жизненной ситуации - в них раскрывается «сверхвременное созерцание временной последовательности», как писал упоминаемый уже князь Е.Н.Трубецкой в книге «Смысл жизни»). 

       И вот апогей всего произведения - вершиной духовной лествицы.            Эта духовная лествица воплощена также и в осмогласии православного духовного пения, где каждая ступень – шаг, приближающий к Творцу, а последняя - слияние с Ним:             



2019-07-03 218 Обсуждений (0)
Нельзя заботы мелочной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нельзя заботы мелочной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)