Подготовка доктора философии.
Продолжительность обучения после завершения базового образования — 3-4 года. Минимальная (при трехлетней продолжительности) трудоемкость подготовки составляет 4608 часов. Из них около 45% выделяются на научно-исследовательскую работу и подготовку диссертации. Остающееся время отводится на теоретическое обучение, эквивалентное по трудозатратам изучению 11 дисциплин с недельной трудоемкостью каждой из них 12 часов. Отличие от традиционной аспирантуры состоит в существенном увеличение образовательного компонента. При этом, если у поступающего на программу доктора философии уже имеется степень магистра, либо он перешел на программу доктора философии после частичного прохождения магистерской программы, то часть учебных дисциплин может перезачитываться с сокращением сроков обучения — соответственно суммарной трудоемкости этих дисциплин. Подобного рода перезачеты делаются и при переходе с программы магистра на программу специалиста со степенью инженера.
Представленные здесь характеристики учебного процесса следует рассматривать как предварительные. Они нуждаются во всестороннем анализе и дальнейших уточнениях по мере накопления экспериментального материала.
Аспирантура[4]. Аспирантура осуществляет подготовку специалистов высшей категории. Кузницей этих кадров всё в больших масштабах становиться высшей школы, так как аспирантура академических и отраслевых исследовательских институтов приходит в упадок. Если говорить о тенденции формирования качественного состава аспирантов, то следует начать с того, что в аспирантуру вузов сегодня конкурс очень низкий - за три прошедших года (1993 – 1995) всего 1,6 человек на место. Так, почти все опрошенные (96,7 %) стали аспирантами с первой попытки. Подобная лёгкость поступления в аспирантуру объясняется, скорее всего, не столько одаренностью будущих аспирантов, сколько низким конкурсом: лишь у 20% опрошенных конкурс составлял 2 человека на место, у 8,7% - 3 человека на место, у 5,4% - три человека на место.Подавляющее большинсто аспирантов не имели конкурентов при поступлении в аспирантуру. Сегодня в аспирантуру поступают прямо со студенческой скамьи, не имея за плечами опыта профессиональной деятельности. Было бы неправомерно утверждать, что это отрицательная тенденция, поскольку чем раньше выявлена и реализована потребность человека к интеллектуальной деятельности, тем лучше. К сожалению, условия поступления в аспирантуру могут превратиться в простую формальность. На основе анализа мотивации поступления в аспирантуру можно заключить, что подавляющее большинство опрошенных привело в аспирантуру желание заниматься в будущем научной либо преподовательской работой. Вместе с тем примерно 30% опрошенных обосновали своё решение поступить в аспирантуру более прозаическими соображениями, в том числе такими, как: «с кандидатским дипломом легче устроиться на работу», «просто престижно учиться в аспирантуре», «нужна отсрочка от службы в армии» и т. п. А в заключении главы мне хочется сделать основные выводы: § Вузовская аспирантура переживает ряд значительных изменений. Это связано прежде всего с резким омоложениеи аспирантуры. § Аспиранты находятся в очень стесненных материальных условиях. У многих аспирантов нет возможности знакомиться с новейшей научной литературой по специальности, они не могут должным образом пользоваться лабораторной базой, компьютерной техникой ограничены в возможностях научных коммуникаций. Улучшению сложившейся ситуации будут способствовать следующие меры: § Для повышения качества подготовки кадров целесообразно улучшить отбор поступающих в аспирантуру, сделать его более строгим (лучше меньше, да лучше) § Вероятно, 3 года для подготовки диссертации – чрезмерный срок, расслабляющий аспирантов. Целесообразно сократить период учёбы в очной аспирантуре до 1,5 – 2 лет и одновременно интенсифицировать учебный процесс. § Следует выбирать темы диссертационных работ так, чтобы они составляли часть плановых работ кафедр, отделов, лабораторий вузов. § Аспирантам должна предоставляться возможность полноправно участвовать в преподавательской деятельности § Аспиранты должны получать получать приоритетное право на пользование лабораторным оборудованием, вычислительной техникой и т.д. § Необходимо сделать аспирантуру более доступной (в материальном плане) для действительно одаренных людей.
И в последней главе своего доклада мне хотелось бы с экономической точки зрения разобрать проблему ДПО. А целесообразно ли ли оно и, если да, то насколько? Теория человеческого капитала[5]. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт, человек идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал,что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Эта теория была разработана в 60-е годы американскими экономистами Мансером и особенно Беккером. В 1992 году последний получил Нобелевскую премию за эту теорию. Суть теории человеческого капитала заключается в том, что инвестиции в образование создают человеческий капитал подобно тому, как затраты на на оборудование создают основной капитал. Люди – потребители стремятся максимизировать доходы своей жизни. Цепочка: образование → мастерство → производительность труда, качество → заработки Перед затратами на обучение люди должны сопоставить затраты и выгоды. ↓ ↓ ↓ неявные явные более высокие затраты затраты доходы, (упущенные (оплата ожидаемые зароботки) обучения) в будущем. Выгоды и затраты относятся к разным периода времени, поэтому каждый человек должен сопоставить ценность затрат сегодняшних завтрашних выгод. Ключевым моментом здесь является дисконтирование, то есть приведение к настоящему моменту времени будущих выгод и затрат. Инвестиции в человеческий капитал осуществляются до момента достижения такого уровня образования, при котором предельные выгоды как раз покрывают предельные затраты на образование. В момент равновесия норма отдачи на последний рубль, вложенный в образование, длжна быть равна норме отдачи на другие виды вложения. Согласно теории Беккера сегодняшняя ценность ожидаемых выгод более высокого зароботка может быть представлена формулой: N B(t) P = ∑ —— t=1 t (1+i) P – сегодняшняя цена ожидаемых затрат B(t) – ожидаемый дополнительный (как результат обучения) годовой заработок в году t i – рыночная норма отдачи на капиталовложения, как процентная ставка N – продолжительность предстоящей трудовой жизни Во время обучения люди специализируются на накоплении человеческого капитала, и это связано с 3 обстоятельствами : ü капиталоотдача на инвестиции высока за счет долгой будущей деятельности, неявные затраты незначительны ü с каждым годом обучения работник становиться всё более дорогостоящим ввиду приближения пенсионного возраста ü со временем человеческий капитал обесценивается, ибо на него так же действует физический и моральный износ
Пример: расчет экономической эффективности лбразования в условиях неизменяемого уровня цен. Предположим, что 25-летний немецкий инженер с годовым заработком 48.000 марок получает возможность в течении одного года повысить квалификацию. Стоимость обучения – 20.000 марок. Перспектива – назначение на пост начальника отдела. Вопрс: на сколько выше должна быть зарплата начальника отдела? (Норма отдачи – 15% в год).
В случае повышения квалификации затраты: 1) упущенные заработки 48.000 марок 2) плата за обучение 20.000 марок Т.е. общие затраты на образование = 68.000 марок В будущем этот человек будет зарабатывать на х тыс. марок больше.
В данном выражении слагаемое в скобках стремиться к нулю при N стремящемся к бесконечности. Следовательно, когда N достаточно высоко, им можно пренебречь. Ориентировочно инженеру ещё работать 40 лет. - пренебрегаем Зная, что инвестиции в образование эффективны, когда затраты не превышают доходы, è х = 10,2 Ответ: квалификацию целесообразно повышать, если заработная плата начальника отдела выше заработной платы инженера хотя бы на 10,2 тысяч марок. Заключение. Поводя итоги проделанной мной работы, хочется сказать, что я пытался сделать её как можно лучше, я пытался наиболее полно осветить ситуацию с дополнительным высшим (профессиональном) образованием, а также ситуацию с последипломным образованием. К сожалению, чувствовалась нехватка свежей литературы, последних данных от Министерства общего и профессионального образования РФ. И дело не только ограничености моего доступа к новой литературе, проблема также в плохой освещённости проблемы в литературе. Но в целом, я надеюсь, общая картина моей темы была отражена в данной работе. Опять же необходимо учесть, что данные, представленные в такого рода работах (как и в социологии вообще – такая уж наука), неизбежно устаревают с каждым новым днем. Общество очень подвижно и изменчиво, особенно в наше время реформ. России необходимо решать проблемы финансирования образования. Во всех развитых странах четко прослеживается тенденции к увеличению субсидирования образования, у нас же наоборот. Но это не потому, что у нас неумное правительство - кризис обязывает. Необходимы толковые экономисты во главе с прогрессивным правительством. Через четыре с небольшим года (я надеюсь) я смогу сделать нечто большее, чем просто наблюдение и анализ упадка экономики, а, следовательно, и жизни страны в целом. Самым главным и неизменным выводом этого доклада можно считать:"Учиться, учиться и ещё раз учиться". Это вечная истина приобретает особую актуальность сейчас, что я пытался доказать выше. Ученье – свет, а неученье – это в прошлом. Пусть это станет простой истиной для всех людей.
Список использованной литературы: 1. Журнал "Бизнес – образование" №1/96 2. Книга "Социология образования: прикладной аспект", изд. "Юристъ", Москва, 1997 год 3. Журнал "Высшее образование в России" №1/98 4. Книга "Педагогика и психология высшей школы", изд. "Феникс", Нижний Новгород, 1998 год 5. Тетрадь по экономической теории за 1999 год [1] Журнал "Высшее образование в России" №1, 1998 [2] книга "Педагогика и психология высшей школы" [3] журнал "Бизнес - образование" № 1/96 [4] книга "Социология образования: прикладной аспект" [5] тетрадь с лекциями по предмету "Экономическая теория"
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |