Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура капиталистического общества во многих своих



2019-07-03 290 Обсуждений (0)
Культура капиталистического общества во многих своих 0.00 из 5.00 0 оценок




чертах формируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломка общественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активно приобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями как существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов, оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.

В буржуазной культуре быстро создается мощная материально-техническая база, впервые в истории человечества складывается высокомеханизированная промышленная индустрия,

требующая интенсивного развития всех естественных наук. Революционные акции, вызвавшие к жизни капиталистическое общество, и последовавшие за ними острые классовые конфликты между

буржуазией и пролетариатом движут развитием государственности, политических, правовых и философских знаний. Большие материальные возможности, распространение образования, которого

требует современное производство, необходимость манипулирования общественным сознанием в интересах крупного капитала,

сталкивающегося с оппозицией со стороны пролетариата, вызывают к жизни небывалый размах в развитии средств

массовой информации и коммуникации. Если в прошлом были

заметны этнические различия в рамках той или иной

культуры, то при капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация. Это накладывает свой отпечаток на

развитие культуры, приобретающей теперь сильное национальное своеобразие.

Культура социалистического общества наследует материальные

и духовные ценности всех предшествующих исторических

типов культур. Впервые в истории человечества все культурные достижения и блага становятся достоянием трудящихся. Процесс социалистического преобразования общества органически включает в себя культурную революцию - качественное изменение способов производства, распределения и потребления ценностей культуры. В эксплуататорских общественно-экономических

формациях все материальные блага производили трудящиеся. Сложнее обстояло дело с созданием духовных ценностей различными

классами и группами. Нельзя представлять дело упрощенно, будто бы лишь представители господствующих классов и интеллигенции являются творцами всех духовных культурных ценностей. Более того, передовые представители всякой культуры, такие как

Пушкин, Толстой, Репин, Глинка, Чайковский и др. , в своих лучших произведениях народную жизнь и его глубинные чаяния. Сами же представители широчайших слоев различных эксплуатируемых

классов были не только создателями всех материальных ценностей. Они создавали и народную основу художественного творчества: мифы, фольклор, героический эпос, произведения художественного ремесла, народного зодчества и т. д.

Т. о. , теория общественно-экономических формаций позволяет уловить общую логику развития мировой культуры, понять

причины смены одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними.

II Когда западные культурологи(П. Сорокин) рассуждают о движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как правило, «интеллектуальную элиту». Выразители идеологии мелкой буржуазии (Н. Михайловский) говорили о «героической личности». Если в буржуазной социологии и

поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о неуловимой «народной душе»(В. Вундт), либо о «коллективных

представлениях» (Э. Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем, что в классово-антагонистических формациях способы производства

духовных ценностей таковы, что трудящиеся массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны, выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по именам. Мы безошибочно называем создателей «Одиссеи», «Войны и мира», соборов святого Петра и Василия Блаженного. Даже если имена создателей нам неизвестны, как, например, в случае «Слова о полку Игореве», мы все равно глубоко убеждены в том, что за этим творением искусства стоит высокоодаренный мастер слова, имя которого до нас не дошло.

Казалось бы, все ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не будем торопиться с этим выводом. Ведь

когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду не только произведения искусства, а всю совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности по их созданию. Этот момент весьма существенен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил культуры. Чтоб ее изучить, начнем с вопроса : кто действительный творец материальных

ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего та часть общества, которая с помощью своих трудовых

навыков приводит в действие средства производства, т. е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся

масс в развитии культуры.

Трудящиеся составляют главный элемент производительных

сил. Только благодаря их трудовой деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных

ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно

трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных

культурных ценностей. Эта их роль постоянна, непрерывна. Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии

духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных

моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей

было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами и т. д. ), следует

помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность

для занятий духовным творчеством. Своим трудом они, в

конечном счете, определяли состояние материального производства и общественных отношений конкретной исторической эпохи,

что в свою очередь оказывало воздействие на формирование духовных ценностей. Важно и то, что созидательная деятельность была объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные

ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Итак, трудящиеся массы играют решающую роль в развитии

мировой культуры. Ну а как же быть с личностью?Если решающая роль принадлежит массам, то значит ли это, что личности отводится место где-то на «задворках истории»? Нет, не значит.

Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры

творческой личности принадлежит многое. Сколь бы ни были

искусны резчики по камню и строители, но если бы не архитектурный гений Донато Браманте, мы не имели бы такого величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в

историю водопровод, сделанный рабами в Риме, но ведь и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими

свое дело. Как видим, творческая личность играет весьма заметную роль в развитии культуры.

Отметим, что прежде чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Это влияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами. Укажем только некоторые из них. Во-первых, каждый

исторический тип культуры создает свой основной тип

личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с

коллективом, почти не воспринимает себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая общественно-экономическая

формация предоставляет все больше и больше возможностей для

его развития.

Каковы основные направления влияния личности на ход

мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основные возможности, предоставляемые личности историческим процессом. Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает с направлением общественного прогресса, она

может значительно ускорить темпы исторического развития,

внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае говорят о прогрессивном воздействии личности на ход

истории. Во-вторых, ее деятельность может иметь направление, противоположное направлению общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощи социальных сил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств может оказать значительное тормозящее воздействие на ход истории и развитие

мировой культуры. В таком случае говорят об отрицательном воздействии личности на историю. В-третьих, личность может

оказать противоречивое воздействие на исторический прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность которых может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно. Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности

ускоряют ход истории, а на других - замедляют. Часто встречается ситуация, когда личность в одно и то же время одними

сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - регрессивное.

С такой противоречивой ситуацией мы очень часто

встречаемся в сфере духовной культуры, когда, скажем, мировоззрение писателя и результаты его творческой деятельности не

только не совпадают, а даже противоречат друг другу. Например, Бальзак в своей огромной серии романов, которую он назвал «Человеческая комедия», показал неизбежную в то время победу буржуазии над аристократией. И в то же время он глубоко симпатизировал сходящему с исторической сцены классу, гордился своим браком с графиней Ганской и даже незаконно присоединил

к своей фамилии частичку «де», свидетельствующую о его

якобы дворянском происхождении.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные движущие силы культуры - это народные массы и личность. Они движут культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решая разные задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки : «Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем ее».



2019-07-03 290 Обсуждений (0)
Культура капиталистического общества во многих своих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура капиталистического общества во многих своих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)