Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Все начинается с модели



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Все начинается с модели 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Когда я еще не была знакома с НЛП, в моей практике использовались самые различные последовательности формирования навыков динамического обучения. В своих первых группах я добросовестно и постепенно формировала у учеников некоторые физиологические навыки, затем переходила к их обобщению и к построению целостной модели восприятия. Мы подвигались медленно, НО верно J . Результаты были прочными, достаточно убедительными : и традиционными для подобных курсов. Сейчас мне стыдно просматривать графики динамики скорости чтения пятилетней давности. Вы их увидите несколько ниже - это хороший повод для размышления об успешных стратегиях преподавания любой дисциплины. По мере роста профессиональной компетентности я начала действовать более спонтанно и изменяла последовательность своих упражнений "по настроению" группы. Интуитивно я пришла к выводу, что предоставление успешной, "результирующей" модели работы с информацией на первых же занятиях дает мощный эффект. Язык описания и навыки НЛП дали мне возможность осознать свой опыт. Происходит не накопление навыков, а их скачкообразное "проявление". Автоматизм (неосознанное знание) не вырабатывается, а просто актуализируется. В нашем опыте уже есть все эффективные стратегии, но отсутствует механизм их поиска, востребования в соответствии с конкретной деятельностью. Интуитивное научение посредством моделирования - естественный и быстрый способ обучения. Последующий анализ того, чему мы научились и разукрупнение процесса обучения на составляющие стратегии, действия, состояния и их характеристики, вплоть до субмодальностей, позволяет выстроить максимально полную ментальную карту нашей когнитивной деятельности и дает нам мета стратегию динамического обучения. Результаты говорят сами за себя

.

Я могла бы долго и подробно рассказывать ученикам о способности нашего мозга мгновенно опознавать графические объекты, составленные из уже известных символов или графических паттернов, об особенностях взаимодействия нашей активной части сознания с подсознательной областью, о важности калибровки соответствующего задаче состояния. Но теперь я просто даю конкретную учебную модель, а затем мы вместе исследуем составляющие нашего взаимодействия с ней, включая особенности индивидуального физиологического состояния и его характеристику по субмодальностям. Пример упражнения.

Взгляните на эти слова и предложения

 

МОЛОКО

 

Я ПЬЮ  МОЛОКО

 

 

МОЛОКО - СИМВОЛ

 

Как быстро вы опознали эти слова и поняли смысл прочитанного? Нужно ли было вам медленно проговаривать их? Вы заметили, что внутреннее проговаривание включается только после опознания объекта? Вы заметили, что образ действия возникает быстрее, чем вы проанализируете грамматическую конструкцию J ? Вы заметили, что ваше сознание может мгновенно улавливать сложную смысловую характеристику сообщения, и только потом начинаются ваши комментарии и уточнения? Вы ощутили, что визуальный канал работает гораздо быстрее и становится источником синестезий? Вы поняли, что образ и его смысловое наполнение воспринимаются нами одновременно, в зависимости от нашего субъективного опыта? Что мы вернулись к истокам формирования этого образа в нашей ментальной карте? И что этот опыт - опыт целостности восприятия?

Уважаемый читатель! Вы можете попросить своего товарища взять в руки номер этого журнала, открыть на той же странице, что и вы, и назвать вам любое слово, на которое упадет его взгляд. А вы тут же увидите, опознаете это слово на своем поле текста. Ваши глаза САМИ остановятся на нем. Ваше сознание само, без вашего активного участия и, тем более, усилия опознает названное слово. Вам не нужно стараться, вам не нужно комментировать этот процесс. Вы можете только повторять про себя слово для поиска, но можете и не повторять (так будет еще быстрее). Проверьте свои ощущения и особенности вашего состояния. Достаточно ли вы расслаблены, не вмешиваетесь ли вы в процесс автоматического поиска объекта? Есть ли ощущение легкости и естественности? Если ваше сознание опознало хотя бы одно слово (например, из приведенных выше), вы способны повторить этот опыт. Вы опираетесь только на визуальный канал, вы используете только автоматический поиск, и вы генерируете у себя только состояние легкости и естественности мгновенного восприятия.

Если ваш товарищ назовет вам любое предложение из текста, вы найдете его еще быстрее. А если он попросит вас найти какую-то смысловую структуру (например, о каких действиях идет речь, какой контекст рассматривает автор и так далее), вы удивитесь тому, как быстро и цельно анализирует наше сознание информацию, если ему не мешать J . Вспомните, что ваши комментарии по поводу предложения "Молоко - символ" появились ПОЗЖЕ вашего понимания и "опознания" сути прочитанного. Паттерны логических структур информации впитаны нами в полном объеме. Они действуют автоматически, на неосознанном уровне компетентности, когда мы воспринимаем окружающий мир. Только когда мы начинаем задумываться, как это происходит, мы начинаем их систематизировать и называть, чтобы иметь более точный опыт осознания этих паттернов. Просто позвольте своему сознанию делать эти две важные работы по порядку, а не одновременно. Вы точно так же управляете своим компьютером, позволяя ему последовательно переходить от программы к программе путем нажатия соответствующих клавиш. Какие клавиши были для вас в этом процессе самыми интересными?

 

Еще одно упражнение по утилизации такой "вредной" в некоторых контекстах и такой "полезной" в нашем случае стратегии переноса механического навыка. Я позволю себе процитировать это упражнение полностью, сохраняя разговорный стиль и интонации, прибегая к знакомым всем практикам НЛП метафорам. Как жаль, что они еще не стали достоянием каждого школьника! И хотя новизна материала вызывает у читателя повышенный интерес, мне приходится жертвовать этим удовольствием ради ощущения, названного Сартром "чувством личных координат". Это координаты на нашей карте мира НЛП, карте нашего Мастерства, где самое знакомое иногда бывает и самым ресурсным.

" Давайте потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой !

Для этого вам понадобится не очень легкий , но и не совершенно незнакомый текст ( например , по психологии J ), минут 5-10 времени и : соответствующий настрой . Процесс анализа и критики текста , упражнения и своих способностей к быстрому чтению мы пока отложим . Настройтесь на интенсивную работу в течение этих минут и на полное доверие к своим способностям . Читать вы умеете , движениями глаз руководить тоже умеете , судя по тому , что вы с нами . ДУМАТЬ тоже умеете ! Этого достаточно J .

Начнем с паузы . Перед каждым действием вы должны дать команду своему подсознанию . Маркируйте эту команду . Вспомните , как вы " подвигаете " себя на выполнение какой - то серьезной работы ? Очень часто это выражается во внутреннем диалоге . Например , строгим и спокойным голосом вы себе приказываете : " Вперед !" или " Ну , начнем !" Вспомнили ? Послушайте себя . Уловите это состояние и особенности общей команды . Обратите внимание на то , что команда должна быть КОМАНДОЙ , а не пожеланием . Есть громадная разница между "Сейчас я сделаю !" или "Делай !" и " Я должен сделать :" ( это выражение несет в себе скрытое ограничение , чувствуете ? Вы никому ничего не должны - вы играете !) или " Я попробую :" ( попробую , но не съем ).

Сперва прочтите целиком описание упражнения . Абзацы в тексте соответствуют паузам , во время которых вы в течение короткого времени должны дать уже выявленную энергичную команду самому себе . Приготовьте текст для работы (1-2 страницы , когда заканчиваете читать - возвращайтесь обратно , пусть мозг потренируется на знакомом материале ).

" Вперед !"?

Максимально быстро , не вдумываясь в смысл текста специально , читайте текст , делая только три фиксации на каждую строчку , выбирая их произвольно . Вы решаете только одну задачу : три фиксации!

Дайте себе команду увеличивать скорость движения от строки к строке , чтобы к концу страницы она стала максимальной! Тот же текст в соответствии с этой командой !

Увеличьте скорость движения глаз . Делайте две фиксации .

МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧЬТЕ СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ !

Ведь это уже скольжение? При большой скорости вам хочется скользить , фиксации вам мешают ? Разрешите себе это и получите удовольствие !

Скользите максимально быстро по уже знакомому тексту ! Увеличивайте скорость от строки к строке !

Какую траекторию предпочитают ваши глаза ? Это волнообразная линия ? Зигзаг ? Движение от одного угла страницы к другому ? Это ваша личная эффективная траектория скольжения .

Обратите внимание - какие слова , смысловые единицы проникают в ваше сознание при быстром скольжении ? Не ставьте перед собой задачу разобраться в деталях . Понять , что текст посвящен НЛП , а не проблемам свиноводства достаточно , но вы уже заметили гораздо больше!

Теперь переверните текст вверх ногами . Читайте не по слогам , а словами , предложениями . Мозг приспособится очень быстро . Дайте ему команду по - прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3 фиксации . Когда вы почувствуете , что он перестает замечать , в каком виде текст ему " подсунули ", не давайте ему расслабляться . Переверните в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения ! Чтоб не показалось сахаром J . И опять переверните ! И так далее !

Теперь последнее усилие . Вы читаете последний раз , максимально быстро скользя и улавливая суть текста . К концу чтения увеличьте скорость , насколько это только возможно !

А теперь , не делая паузы , ПОЗВОЛЬТЕ своему мозгу перейти в обычный режим . Читайте , как хотите .

Как он себя чувствует ? А Вы ?

Похвалите себя ! И его ! МОЛОДЕЦ !

Это важная часть упражнения . Сейчас , когда Вы потрудились , я хочу рассказать Вам , как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком дельфинов . Тот обучал дельфина находить новые трюки . За каждый новый трюк дельфин получал рыбку . На следующий день , когда дельфин исполнял вчерашнее движение , рыбки не было . Дельфин начинал нервничать , часто от досады выкидывал новый переворот , и тут же получал рыбку . И так изо дня в день : ни одной рыбки за старый трюк , только за что - то новое . Дельфину хватило 14 дней , чтобы понять правила игры . Он стал буквально неуправляем и счастлив , за один день продемонстрировал целых восемь самых неожиданных " коленец ". " Поднялся на новый качественный уровень обучения ", - как сказали бы психологи .

И вот важный момент , очень важный . В течение этих 14 дней дрессировщик кормил дельфина рыбой в неучебное время . На вопрос Бейтсона он ответил : " Я делаю это для того , чтобы поддерживать хорошие отношения с дельфином . Иначе он вообще не захочет учиться ".

Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой ! Поощрять себя , хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них ! Иначе зачем нам вообще учиться ? Только для собственного счастья , которое формирует наша компетентность ."

 

Я думаю, использованные в данных упражнениях техники НЛП достаточно прозрачны для читателя, поэтому отдельно поделюсь с вами своими новыми разработками.

 

 



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Все начинается с модели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Все начинается с модели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)