Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г.)



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1997 г. исследование проводилось повторно по той же методике, материалу и инструкциям, что и в 1986 г.' Испытуемыми были 59 студентов IV курса факультета психологии МГУ, в том числе 42 женщины и 17 мужчин. Мы исходили из гипотезы, что ценностные представления подвержены изменениям, отражающим сдвиги, происходящие в различных сферах общественной жизни. В частности, с учетом изменений общественного сознания за 1рошедшие 11 лет, а также принадлежности нашей выборки к группам с опережающими изменениями сознания мы ожидали повышения индивидуальной вариативности ценностных представлений, а также "размывания" ЦС. Вместе с тем мы предполагали получить и определенную преемственность результатов Тем самым мы ориентировали второе исследование (1997 г.) на задачи "когортного" сравнения (сравнения данных разных лет).

Результаты этого исследования также приведены в таблицах 1 (ТЦ)и 2 (ИЦ) Главный результат заключался в значительном сходстве иерархий ЦО выборок из разных когорт. Наличие высокозначимых корреляций выборок студентов 1986 и 1997 гг., как женщин (р=0,662, р<0,01 для ТЦ и р=0,811, р<0,001 для ИЦ), так и мужчин (р=0,796 для ТЦ и р=0,798 для ИЦ; р<0,001) позволяет сделать вывод о том, что групповые представления студентов о своей системе ценностей существенно не изменяются от поколения к поколению. Качественный анализ среднегрупповых рангов показывает, что самыми значимыми для студентов, как и раньше, остаются такие ТЦ, как любовь, интересная работа, наличие друзей, и такие ИЦ, как честность, ответственность, жизнерадостность. Значимость же таких ТЦ, как равенство, удовольствия, общая хорошая обстановка, и таких ИЦ, как непримиримость к недостаткам, высокие запросы, по-прежнему низкая. Вместе с тем можно отметить и некоторые различия в структурах ЦО рассматриваемых когорт. Так, женщины стали выше ценить уверенность в себе, мужчины - независимость, и те и другие - материально обеспеченную жизнь. Ранг общей хорошей обстановки в стране значительно снизился.

Сходство иерархий, отражающих ЦО разных когорт, может указывать как на наличие высокой степени преемственности ЦО студентов, так и на момент влияния системы ценностей макросоциума. На последнее указывает и значимое сходство иерархий ценностных ориентации разных половозрастных, а также профессиональных групп. Общие изменения, наблюдаемые в системе ЦО студентов, могут свидетельствовать, с одной стороны, об усложнении требований, предъявляемых социальными условиями к современной молодежи, а с другой - о повороте к так называемому "индивидуалистскому" типу ориентации, поощряемому массовой культурой и обществом потребления. Данная тенденция, впрочем, не является ведущей. В этой связи мы можем говорить как об определенных условиях существования и развития студентов, так и о специфике их возрастного этапа.

Совершенно иную картину являют ЦС, Корреляционные связи между иерархиями групповых представлений студентов 1986 и 1997 гг., как женщин, так и мужчин, оказались незначимыми для ТЦ (0,281 и 0.31) и значимыми для ИЦ (0,545 и 0,627; р<0,01). Терминальные ЦС утратили характер единообразия, некоторой шаблонности, которая была им свойственна 10-12 лет назад Представления студентов о системе ролевых ожиданий, предъявляемых им различными социальными группами, в 1997 г. стали более разобщенными. По всей видимости, они складываются скорее в рамках малых социальных групп, нежели под влиянием макросоциальных стереотипов. Примечательно, что в групповой иерархии ценностных стереотипов студентов 1986 г. на первые места выдвигаются абстрактные ценности, иррелеван-тные контексту индивидуальной жизнедеятельности: общая хорошая обстановка в стране (ранг 1 у женщин и 2 - у мужчин), равенство (3 и 1)- У студентов 1997 г. такого не наблюдается, хотя эти абстрактные ценности все же имеют более высокие ранги, чем в иерархии ЦО. Несмотря на то что терминальные ЦС студентов 1997 г. сходны с их ЦО (р=0,645, р<0,01 у женщин и р-0,805, р<0,01 у мужчин), в иерархиях ЦС не прослеживается четких тенденций, о которых мы говорили при обсуждении ЦО.

Инструментальные ЦС не обнаруживают столь выраженной динамики, так как соответствующие индивидуальные иерархии и в 1986 г. не отличались высоким единообразием. По всей видимости, ценности-средства менее чувствительны к переменам, происходящим в жизни социума.

Что касается результатов ранжирования по инструкции "идеал", то студенты 1997 г. по сравнению со студентами 1986 г. в качестве идеала чаще описывали женщину (35 % мужчин и 45 % женщин, в то время как в 1986 г. - никто из мужчин и только 10 % женщин). Как и в первом исследовании, у мужчин "идеалы" разных полов четко различаются между собой, а у женщин, напротив, демонстрируют выраженные корреляции (0,775< p<0,809; p<0,001). Здесь и далее в обсуждении ЦИ рассматриваются только ТЦ, ИЦ не выявили отчетливых тенденций.

При этом можно видеть, что иерархии, приписываемые "мужским", "женским", а также "абстрактным" идеалам в двух изучавшихся когортах, не коррелируют между собой. Таким образом, испытуемые в 1997 г. по-другому представляют себе ЦИ, нежели в 1986 г. Особенно интересными оказались отличия в идеалах, описываемых в соответствии с собственным полом. В 1986 г. ЦИ испытуемых, совпадающие с собственным полом, были, как правило, далеки от их ЦО и ЦС. В 1997 г. мы наблюдаем иную картину. Так, у мужчин все три "идеала" близки к собственным ЦО (0,616<р^0,675; р<0,01), однако их же "идеал-мужчина" далек от ЦС (р=0,320), чего не наблюдается в отношении "идеала-женщины" и "абстрактного идеала", которые, напротив, похожи на их ЦС (р=0,578, р<0,01 и р=0,508, р<0,05). У женщин картина обратная: все три "идеала" близки к их ЦС (0,538<р<'0,781; р<0,05), однако "идеал-женщина" далек от ЦО (р=0,148), в то время как "идеал-мужчина" и "абстрактный идеал" с их ЦО весьма сходны (р=0,496 и р=0,446, р<0,05).

Итак, в 1997 г. идеальные представления, соотносимые с собственным полом, специфическим образом связаны как с ЦО, так и с ЦС По-видимому, ценностные идеалы, являясь довольно динамичными структурами общественного сознания, способны по-разному проявляться в различных социально-исторических условиях. Если у студентов в 1984-1986 гг. ЦИ были далеки от ЦО и ЦС, конституирующих соответственно Я-реальное и Я-демонстрируемое, то у студентов 1996-97 гг. они, напротив, связаны с последними. При этом у мужчин, у которых идеалы разных полов независимы друг от друга (в отличие от женщин, у которых нет четкого разделения), представления об "идеале-мужчине" связаны с ЦО, т.е. с представлением о самом себе, и не связаны с ЦС, те с представлениями о социальных ожиданиях, предъявляемых к ним. У женщин же представления о "своем" идеале, т.е. идеале-женщине, не связаны с их ЦО, т.е. носят подчеркнуто абстрактный, собственно "идеальный" характер. Это позволяет предположить, что ЦО мужчин характеризуются устремленностью к идеалам, выступают как еще не реализованные цели или ориентиры, задающие вектор развития личности, в то время как у женщин ЦО носят более заземленный, прагматичный характер.

Заключение

Не имея возможности обсудить здесь все полученные нами результаты, остановимся на принципиальных вытекающих из них следствиях. Наиболее существенная информация заключается, на наш взгляд, в моментах несоответствия ЦО и ЦС, ЦО и ЦИ, ЦС и ЦИ, которые указывают нам направление ценностного развития личности. Одним из путей формирования личностных ценностей является путь, при котором социальная ценность вначале присутствует в сознании как только знаемая, не имеющая реального личностного смысла и побудительной силы, и лишь впоследствии, приобретая и то и другое, становится истинной личностной ценностью. Мы показали, что промежуточным этапом на этом пути становления ценности является ее "обкатка" в плане воображения, как бы примерка к себе и своей жизни. Ценность, функционирующая в плане воображения, уже имеет личностный смысл, но еще не обладает побудительной силой. Операциональные понятия ЦС и ЦИ соотносятся, на наш взгляд, соответственно с "только знаемыми" и воображаемыми ценностями. В на шем исследовании речь, естественно, не может идти о прямом соответствии, ибо, во-первых, мы обобщали групповые результаты, во-вторых, использование стандартных закрытых списков не могло не исказить картину, в-третьих, прямой отчет о ЦС и ЦИ, как и о ЦО, не всегда полностью согласуется с действительностью. Тем не менее общие тенденции, наглядно проявившиеся в наших результатах, подтверждают тот факт, что нам удалось с определенной степенью точности дифференцировать различные виды ценностных представлений. Можно предположить, что ЦИ отражают "зону ближайшего развития" личности.

Одиннадцать лет, прошедшие между первым и вторым исследованием, были ознаменованы в нашей стране глобальными изменениями и общественного бытия, и общественного сознания, которые не могли не сказаться как на всех трех изучаемых нами видах ценностных представлений по отдельности, так и на их соотношениях между собой Интересно, что если ЦО, в максимальной степени укорененные в практической жизнедеятельности испытуемых, оказались сравнительно мало подвержены переменам за этот период времени, то ЦС и ЦИ, не связанные прямо с "реально действующими" личностными ценностями, изменились весьма существенно. Это свидетельствует в пользу понимания ценностей как глубинных мотивационных структур, которые находят свое отражение в ценностных ориентациях как одной из разновидностей ценностных представлений. Как бы то ни было, дифференцированный подход к ценностным представлениям, предпринятый в настоящем исследовании, позволит более четко понять механизмы влияния макросоциальных изменений на сознание людей.

 



2019-07-03 187 Обсуждений (0)
Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изменения ценностных представлений в социальном времени (1997 г.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)