Проблемы денежно-кредитной политики
Летом 2007 года в мирохозяйственной и валютно-финансовой сфере имело место кризисные явления, и по итогам 2007 года возможно существенное замедление мирового экономического роста. Так, в сентябре прошлого года ОЭСР понизил прогноз по темпам роста в 2007 году для экономики США с 2,1 до 1,9% и еврозоны – с 2,7 до 2,6%. Для сравнения отметим, что в 2006 году темпы прироста ВВП составили 3,3% - в США и 2,8% - в еврозоне. Такой ход событий прогнозировался в 2006 году ЦСА Росбанка, в материалах которого говорилось о «глобальном мыльном пузыре», предстоящем падении курса доллара, вероятном ухудшении экономической ситуации в США, проводились сравнения с предкризисной ситуацией в 1987-м и 1998гг. По оценкам Алана Гринспена, сделанным в сентябре с 2007 г., не удается успешно «бороться с пузырями». В связи с этим для российских банков ухудшились условия по привлечению ресурсов с внешних и рынков, что не было учтено в официальных прогнозах. Недооценка ряда мирохозяйственных факторов может привести к тому, что сальдо счета текущих операций в 2007-2010 гг. будет выше уровня, заложенного в основном варианте ЕДКП. Так, профицит счета текущих операций за три квартала 2007 г. уже превысил прогнозы ЦБ РФ на весь2007. Еще год назад в материалах Банка России подчеркивалось, что основными задачами проводимой денежно-кредитной политики «являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты». В этом году Банк России ограничивается формулировкой лишь главной цели денежно-кредитной политики - задачей снижения инфляции. При этом в среднесрочной перспективе планируется переход к более гибкому формированию валютного курса в связи с прогнозируемыми ухудшением условий торговли и уменьшением притока иностранной валюты. Предполагается: 1. перенести акцент с «программирования денежного предложения на использование процентной ставки»; 2. осуществить «переход от управления валютным курсом к режиму свободного плавающего курса»: В итоге возможны ощутимые колебания курса рубля, в том числе - в сторону повышения. Однако в ЕДКП на 2008 г. отсутствует ранее сформулированное положение о том, что «проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты». «Надо прежде всего обеспечить снижение инфляции, уберечься от чрезмерных колебаний рубля и при этом находить возможности для дальнейшего снижения налогов», - подчеркнул Виктор Зубков, выступая на пленарном заседании Госдумы 14 сентября 2007г. Стратегическим направлением процентной политики в будущем году останется последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям на денежном рынке. В условиях отмены ограничений на движение капитала нижняя граница коридора будет повышаться с учетом риска масштабного притока иностранного капитала. Однако данный риск авторами документа трактуется недостаточно полно. Растущая зависимость от притока иностранного капитала (как краткосрочного, так и долгосрочного) затрудняет проведение экономической политики, в том числе решение сформулированных в документе задач по повышению роли процентных ставок. В качестве нейтрализующего механизма предлагается использовать повышение нормативов обязательных резервов. Это может способствовать ограничению роста банковской ликвидности и минимизации притока «горячих денег», однако не позволит решить проблему волатильности притока ресурсов в целом. В последние годы, в условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, устойчиво увеличиваются накопленные объемы абсорбирования банковской ликвидности, превышающие, по оценкам Банка России, 4 трлн руб. В то же время в июле-августе произошло заметное снижение объема свободной ликвидности российских банков. Внутренние проблемы банковской системы стали очевидными при ухудшении ситуации на международных финансовых рынках. Увеличение стоимости международных заимствований привело к обострению ситуации в некоторых российских банках. В итоге Совет директоров Банка России 10 октября в целях улучшения ситуации, в частности, принял решение о временном снижении нормативов обязательных резервов, а также о повышении коэффициента усреднения. Начиная с 11 октября 2007 г., на три месяца снижены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - с 4,0 до 3,0%, по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валю те - с 4,5 до 3,5%. Для кредитных организации, намеревающихся осуществить перерасчет обязательных резервов исходя из вновь установленных нормативов, предусматривается возможность проведения внеочередного регулирования в течение 11-15 октября с.г. Также с 1 ноября 2007 г. коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышен с 0,3 до 0,418. Однако, несмотря на принятые меры и благоприятные среднесрочные прогнозы по ценам на нефть, нельзя абсолютно игнорировать риски обострения проблем с ликвидностью, как в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Банк России планирует более активное использование механизмов рефинансирования. В целях повышения эффективности операций рефинансирования кредитных организаций предполагается продолжить работу по созданию единого механизма рефинансирования. Усилия ЦБ РФ будут направлены на создание системы, которая предоставит любой финансово-стабильной кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул» обеспечения. Такой подход можно поддержать, однако он нуждается в дальнейшее развитии, поскольку необходимо более интенсивное использование механизма рефинансирования и его превращение в реальный инструмент экономической политики: 1. с учетом тенденции к ухудшению ситуации с ликвидностью, проявившейся в III квартале 2007 г., и тем более в случае кризисного развития событий требуется реализация срочных мер, направленных на расширение возможностей, предоставляемых кредитным организациям; 2. нужна более тесная координация механизмов рефинансирования с задачами структурной политики. Поэтому следует ускорить работу по созданию юридической базы, предусматривающей создание производных инструментов (деривативов), что позволит осуществить целевое направление ликвидности на приоритетные цели; 3. необходимо дальнейшее совершенствование механизмов предоставления средств в режиме online. В результате действий, предпринятых как Банком России, так и коммерческими банками, удалось улучшить ситуацию с показателем достаточности капитала (Н 1), который за первое полугодие 2007 г увеличился с 14,9 до 16,8%. Этому, в частности, способствовало проведение банковских IPO и заключение ряда крупных сделок по привлечению иностранных инвестиций в российский банковский сектор. С учетом актуальности вопросов повышения уровня капитализации банковской системы эти подходы можно было бы расширить, а также более детально прописать конкретные мероприятия и механизмы для закрепления и решения данного вопроса. Может быть превышен важнейший ориентир денежно-кредитной политики по инфляции (8%) в связи с притоком валютных ресурсов (из-за роста цен на нефть и внешней корпоративной задолженности) и с более высоким, чем ожидалось, расширением потребительского и инвестиционного спроса. Так, в сентябре текущего года инфляция в годовом исчислении находилась примерно на уровне 2006 г., существенно превысив ориентиры ЦБ РФ. Еще в начале 2007 г. в материалах ЦСА Росбанка подчеркивалось: «...в 2007 г. будет действовать ряд факторов, затрудняющих выполнение Банком Poccии задачи по борьбе с инфляцией ... росту потребительских цен могут способствовать увеличение денежного предложения и импорт иностранных инвестиций, трансграничное кредитование, приток нефтедолларов, повышение стоимости услуг и другие факторы». Несмотря на то, что многие актуальные процессы в документе отражены верно, некоторые проблемы возникающие риски требуют более пристального внимания, а именно: 1. вопросы эффективной реализации режима свободного плавающего курса; 2. создание антикризисных стабилизаторов, позволяющих нивелировать негативный эффект от притока и оттока «горячих денег». Возникает опасность волатильности и в связи с уходом Банка России с валютного рынка. Это увеличивает риск стихийного роста курса рубля выше допустимого уровня, что может негативно отразиться на конкурентоспособности российских предприятий как внутри страны, так и за рубежом. Приток капитала и цена на нефть в перспективе могут быть выше, чем предполагается в ЕДКП. Так, цена на нефть может быть сравнительно высокой, в частности, в связи со следующими факторами: - геополитическими; - устойчивым ростом спроса со стороны быстро развивающихся стран (Китай, Индия и т.д.); - ограниченным ростом предложения как в странах ОПЕК, так и нефтедобывающих государствах, не входящих в эту интеграционную группировку; - действиями спекулятивного характера. Перечисленное может воздействовать на курс рубля, способствуя его колебаниям, в том числе в сторону повышения. В результате существует вероятность, что вновь придется использовать механизмы ЦБ РФ с целью поддержания относительного равновесия на валютном рынке. Эффективность осуществления режима свободного плавающего курса во многом будет зависеть от качества мониторинга ситуации на Решение задач, поставленных перед Правительством РФ, способно ускорить развитие ряда экономических процессов и может внести коррективы в денежно-кредитные показатели.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |