Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье 0.00 из 5.00 0 оценок




В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.

В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и высоконравственные.

Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и проч.

Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных учению Православной веры своей Верховной власти и законному Правительству.

В царствование императрицы Екатерины II произошли возврат русских областей Белоруссии и Литвы. Мудрая царица вполне основательно предусмотрела, что только школы русские и православные могут укрепить наших братьев в вере Православной, и в преданности Родине и престолу.

Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле просвещения был поляк Адам Чарторыйский.

При Александре II все это продолжалось и только Александр III ясно и определенно повел чисто русскую национальную политику. С этой поры можно точно сказать, чего Россия хочет, и что она преследует в деле воспитания и образования народа. По исследованиям А.Н. Стрижева, народная православная религия есть то начало, которое объединяет нас русских, в одно нераздельное целое. После Бога, отца и матери, набольшая любовь должна проявляться к своему народу и своей родине [1:382-400].

Самым ярким примером воспитания в духе Православия детей в царское время может служить семья Императора Николая II. Вот что написал он 12 августа 1904 г. в своем дневнике: «Великий, никогда не забываемый день, когда милость Божия так ясно посетила нас. В час дня Аликс (Императрица Александра Федоровна) родила мальчик, который назван Алексеем». Так долго ожидаемый мальчик, наследник Российского престола, родился в полдень жаркого летнего дня.

Радости императора и императрице не было предела: в царскую семью вошел сын, Престолонаследник. Царевич Алексей был с золотыми кудряшками и голубыми глазами, очень красивый младенец.

Алексей начал делать первые шаги, однажды споткнулся и упал, на его ручках и ножках появились маленькие синяки, которые через несколько часов выросли в темно-синие опухоли. Стало ясно: под кожей кровь не свертывалась. У Алексея была страшная болезнь — гемофилия, унаследованная им от матери. На лице императора поселилась непроходящая печаль. Царская Семья большую часть времени стала проводить в Царском Селе под Петербургом. Живя в роскошных дворцах, Царская Семья вела весьма тихую и скромную жизнь. Дети императора Николая II воспитывались строго. Все они, за исключением больного царевича, спали на жестких походных кроватях. Каждое утро принимали холодные ванны. Днем по много часов учились и занимались рукоделием. У них буквально не было ни одной свободной минуты. Сам Государь вставал в 7 утра и после завтрака уходили в свой кабинет, где работал дотемна. Когда работы было не так много, Николай II любил ездить на прогулки верхом, проезжая через многочисленные окрестные деревни. Здесь император не упускал случая побеседовать с крестьянами об урожае, о заготовках на зиму и крестьянских нуждах. Иногда крестьяне, заранее зная о том, что Государь поедет через их село, собирались кучками у дороги и высказывали Николаю II свои просьбы или передавали письма. Во всех случаях император давал распоряжение помочь крестьянам.

Спокойный и немного застенчивый характер Государя передался его старшей дочери Великой княжне Ольге. Светловолосая девушка с широким умным лицом и синими глазами поражала всех своей добротой, простотой обращения и глубиной чувств. В беседе с окружающими она была очень любезна, быстро понимала собеседника. Если тот не решался высказать какую-либо просьбу, Ольга Николаевна, словно угадывала его мысли и предлагала свою помощь.

Заметив во время одной из своих поездок по окрестностям Царского Села мальчика на костылях, Ольга распорядилась каждый месяц выделять деньги на его лечение.

Великая княжна Татьяна была больше похожа на мать-императрицу. Самая высокая и стройная из всех сестер, она была энергична, целеустремленна, могла принимать серьезные решения.

Сестры были искренне преданы друг другу. Третья сестра Великая княжна Мария, была самой веселой из сестер. Темно-русая с розовыми щеками и такими большими темно-синими глазами, что в семье их называли «Мариины блюдца». Княжна была очень общительна, с равным успехом могла вести беседу и с графом, и с простым крестьянином. Знала наперечет имена всех матросов императорской яхты «Штандарт», а также имена их жен и детей. Она не любила долгих и нудных светских церемоний. Была как бы постоянно вся в движении. У нее, как и у всех сестер, было простое, доброе, любящее, подлинно русское сердце [7:114].

Младшая из сестер Великая княжна Анастасия, была в семье главным шутником. Она могла развеселить каждого. Эта же способность делала ее лучшей среди сестер при изучении правильного произношения в иностранных языках. В детстве она вела себя как мальчишка: залезала на верхушки деревьев, отказывалась спуститься пока не приказывал сам отец. Все сестры жили исключительно дружно. Свои письма они подписывали совместным автографом «ОТМА». Этим они выражали единую волю и согласие.

Царевич Алексей «был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все надежды и ожидания. Сестры обожали его. Он был радостью родителей. Когда наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался, все в нем, казалось, как бы плавали в солнечном свете», — писал воспитатель Пьер Жильяр [7:115].

Тем не менее, этот прекрасный голубоглазый ребенок был ужасно болен. Вместе с ним страдала вся семья. Когда кризисы болезни проходили, Алексей ничем не отличался от других детей. По характеру он был очень непоседливым и шаловливым. Любил шумные игры, особенно катание на санках с гор. «Он целиком и полностью наслаждался жизнью. И, когда она позволяла ему, были счастливым мальчишкой, — писал его воспитатель. — Его вкусы были исключительно простыми. В нем совершенно отсутствовало показное самодовольство тем, что он — Наследник. Об этом он думал меньше всего» [7:120].

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестер, которые учились играть фортепьяно, Наследник любил русскую балалайку. И упорно старался научиться играть на ней хорошо. Один из учителей говорил: «в душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его самая добрая почва для всех добрых семян. Если умеют его насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека» [2:83].

Все воспоминания отмечают, что Царские дети были горячие патриоты. Он любили Россию и все русское. Между собой всегда говорили только по-русски и плохо говорили на иностранных языках.

«Когда я буду царем, — говорил Алексей, — не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

Любимой пищей царевича были щи, каша, черный хлеб. Ему каждый день приносили пробу щей и кашей из солдатской кухни. Наследник съедал все и еще облизывал ложку. При этом, сияя от удовольствия, говорил: «Вот это вкусно. Не то, что наш обед».

В 1914 году, началась Первая мировая война. Вскоре Государь должен был сам стать Верховным главнокомандующим и большую часть времени проводить на фронте, в ставке. Весь 1916 год, с небольшими перерывами Наследник провел в ставке и в разъездах с отцом. Ему шел только 13-ый год, но он уже выглядел мужественным и взрослым.

Царская семья — это пример истинно0православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное внимание уделялось православному воспитанию.

Русские люди привыкли называть свою родную страну Святою Русью. Наши предки любили храмы Божии. Повсюду их строили и усердно их посещали. Сам Царь с семьей каждый день бывали на всех церковных службах. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими.

Вставая от сна, принимаясь за какое либо дело, выходя их дома и входя в него, проходя мимо Церкви, часовни, иконы или встречаясь с крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки молились, делали поклоны, произносили «Господи, помилуй». Соблюдая заповеди Божии, учили детей жить в соответствии с ними, не нарушая их и не отступая от них[2:59-66].

Итак, мы видим, что Православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишество и мог служить примером для любого христианина.

 



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)