Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку.



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

 

Факультет иностранных языков

Кафедра немецкого языка

 

 

                                                                                                  

                                                                                             Утверждаю

                                                                                         «__»________2002

                                                                                             Зав. кафедрой

                                                                                             В.П. Фурманова

 

Дипломная работа

Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку

 

Автор дипломной работы ________________________________ С.П. Русяев

Обозначение дипломной работы          ДР – 02069964 – 021700 - 16 – 02

Специальность                                                            0217 «Филология»

Руководитель работы _______ассистент каф-ры нем. яз-ка Н.А. Безбородова

Нормоконтролёр ________доцент каф-ры немецкого яз-ка А.И.Сергеев

Рецензент__________

 

Саранск 2002

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку……………………………………………………………………………..

1.1.Работа над лексикой………………………………………………………..

1.2.Методическая типология лексического материала……………………

1.3.Характеристика лексических навыков………………………………….

1.4.Лексический минимум для средней школы…………………………….

2.Анализ учебника 10-11 класса (на степень представленности в нём упражнений по предъявлению и закреплению лексики)………………….

2.1. Новое в обучении лексическому аспекту языка……………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………….

Список источников примеров…………………………………………………..

Введение

Тема данной дипломной работы – «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Эта работа написана в русле такой науки как методика преподавания иностранных языков.

Основная цель данного исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту немецкого языка.

Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы:

- рассмотрение места и специфики лексических навыков

- анализ учебника для старшей ступени

Актуальность данной дипломной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл.

До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию. Проблема соотношения лексики, грамматики и фонетики при обучении языку очень важна. До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от неё. Одним из главных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам обучения лексике уделяется довольно большое внимание.

(Миролюбова А.А. 1967:105)

Материалом для написания дипломной работы мне послужили труды Бим И.Л., Миролюбовой А.А., Пассова Е.И., Бермана И.М., Шатилова С.Ф. и журнал «Иностранные языки в школе».

Материалом для анализа послужил учебник «Немецкий язык, контакты» Ворониной Г.И. и Карелиной И.В., по которому я проводил занятия немецкого языка в школе-лицее №7 во время педагогической практики.

Теоретическая значимость работы заключается в определении специфики операционных лексических навыков и места лексики в обучении устно-речевому общению.

Практическая же значимость состоит в том, что мною были проанализированы упражнения по обучению лексике, чтобы затем можно было бы практически применить их на занятиях немецкого языка в школе.

Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». По образному выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда).

Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:

1)слова; 2)устойчивые словосочетания; 3)клишированные обороты (выражения)

Лексические единицы обладают своей спецификой и можно выделить 4 особенности лексических единиц:

1) под формой слова следует прежде всего понимать его звуковую оболочку, воспринимаемую на слух. В обучении лексике следует учитывать особенности произношения и написания изучаемых лексических единиц

2) Содержательную сторону слова образует его значение

3) Употребление слова связано с его грамматическим оформлением, благодаря которому оно образует различные словоформы

4) Помимо собственных «внутренних» свойств, слову присущи особые «внешние» свойства – способность к сочетаемости с другими словами, благодаря чему образуются словосочетания.

                                                                                (Берман И.М., 1986:156)

Следует сказать, что обучать лексике – значит обучать слову. «Слово – это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение.»                                  (Като Ломб, 1993:12)

А что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Графически это можно представить так:

Слово = значение + форма (звуковая,графическая) + употребление (словоизменение, словосочетание)

                                                                                            (Бим И.Л., 1988:164)

Из вышесказанного следует сделать вывод, что обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку – главная задача методики преподавания иностранного языка.

Данная дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и библиографии.

 

Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку.

Работа над лексикой.

Для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов, как-то: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов.

Вторую категорию тренировочных лексических упражнений со ставляют упражнения в построении сочетаний. Для развития речи построение сочетаний — важнейший промежуточный шаг, в «языке нет одиноких слов» (Н. И. Жинкин). Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами.



2019-07-03 222 Обсуждений (0)
Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)