Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Факультет иностранных языков Кафедра немецкого языка
Утверждаю «__»________2002 Зав. кафедрой В.П. Фурманова
Дипломная работа Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку
Автор дипломной работы ________________________________ С.П. Русяев Обозначение дипломной работы ДР – 02069964 – 021700 - 16 – 02 Специальность 0217 «Филология» Руководитель работы _______ассистент каф-ры нем. яз-ка Н.А. Безбородова Нормоконтролёр ________доцент каф-ры немецкого яз-ка А.И.Сергеев Рецензент__________
Саранск 2002 Содержание Введение…………………………………………………………………………3 1.Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку…………………………………………………………………………….. 1.1.Работа над лексикой……………………………………………………….. 1.2.Методическая типология лексического материала…………………… 1.3.Характеристика лексических навыков…………………………………. 1.4.Лексический минимум для средней школы……………………………. 2.Анализ учебника 10-11 класса (на степень представленности в нём упражнений по предъявлению и закреплению лексики)…………………. 2.1. Новое в обучении лексическому аспекту языка………………………. Заключение………………………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………………………. Список источников примеров………………………………………………….. Введение Тема данной дипломной работы – «Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку». Эта работа написана в русле такой науки как методика преподавания иностранных языков. Основная цель данного исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту немецкого языка. Цель обусловила следующие основные задачи дипломной работы: - рассмотрение места и специфики лексических навыков - анализ учебника для старшей ступени Актуальность данной дипломной работы заключается в обращении к лексической стороне языка, а лексика, как известно, это основной строительный материал языка. В отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл. До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию. Проблема соотношения лексики, грамматики и фонетики при обучении языку очень важна. До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от неё. Одним из главных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений. Вопросам обучения лексике уделяется довольно большое внимание. (Миролюбова А.А. 1967:105) Материалом для написания дипломной работы мне послужили труды Бим И.Л., Миролюбовой А.А., Пассова Е.И., Бермана И.М., Шатилова С.Ф. и журнал «Иностранные языки в школе». Материалом для анализа послужил учебник «Немецкий язык, контакты» Ворониной Г.И. и Карелиной И.В., по которому я проводил занятия немецкого языка в школе-лицее №7 во время педагогической практики. Теоретическая значимость работы заключается в определении специфики операционных лексических навыков и места лексики в обучении устно-речевому общению. Практическая же значимость состоит в том, что мною были проанализированы упражнения по обучению лексике, чтобы затем можно было бы практически применить их на занятиях немецкого языка в школе. Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». По образному выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть: 1)слова; 2)устойчивые словосочетания; 3)клишированные обороты (выражения) Лексические единицы обладают своей спецификой и можно выделить 4 особенности лексических единиц: 1) под формой слова следует прежде всего понимать его звуковую оболочку, воспринимаемую на слух. В обучении лексике следует учитывать особенности произношения и написания изучаемых лексических единиц 2) Содержательную сторону слова образует его значение 3) Употребление слова связано с его грамматическим оформлением, благодаря которому оно образует различные словоформы 4) Помимо собственных «внутренних» свойств, слову присущи особые «внешние» свойства – способность к сочетаемости с другими словами, благодаря чему образуются словосочетания. (Берман И.М., 1986:156) Следует сказать, что обучать лексике – значит обучать слову. «Слово – это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение.» (Като Ломб, 1993:12) А что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Графически это можно представить так: Слово = значение + форма (звуковая,графическая) + употребление (словоизменение, словосочетание) (Бим И.Л., 1988:164) Из вышесказанного следует сделать вывод, что обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку – главная задача методики преподавания иностранного языка. Данная дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и библиографии.
Лексические навыки и их место в процессе обучения немецкому языку. Работа над лексикой. Для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов, как-то: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на какой-либо знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов. Вторую категорию тренировочных лексических упражнений со ставляют упражнения в построении сочетаний. Для развития речи построение сочетаний — важнейший промежуточный шаг, в «языке нет одиноких слов» (Н. И. Жинкин). Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |