Внешние эффекты в потреблении
При отрицательном внешнем эффекте в производстве эффективный, с точки зрения общества, выпуск должен быть меньше равновесного рыночного выпуска, то есть Q * < Q 1 .Фирмы используют избыточное количество ресурсов и производят слишком много товара. Это приводит к неэффективному распределению ресурсов на рынке товара и безвозвратным потерям ресурсов DWL для общества (рис. 1). В производстве могут возникать не только отрицательные, но и положительные внешние эффекты. Конкуренция заставляет фирмы непрерывно совершенствовать технологию, материалы, продукты. Примером могут служить рынки высоких технологий, например рынки персональных компьютеров, роботов, копировальной техники и т.д. Каждый новый усовершенствованный продукт приносит не только прибыль фирме, но и выигрыш обществу, приумножая его технологические знания ( Technological Knowledge ), улучшая условия жизни людей. Вследствие подобных внешних эффектов, называемых технологическими переливами, предельные общественные издержки производства оказываются ниже предельных частных издержек, MSC < MPC . На рис. 2 представлен рынок компьютеров. Рыночное равновесие, соответствующее равенству МР C=MSB (точка Е1), не обеспечивает эффективного распределения ресурсов, поскольку не учитывает предельные внешние издержки. При положительном внешнем эффекте в производстве предельные общественные издержки меньше предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек:
MSC = MPC - MEC.
Парето-эффективное равновесие установилось бы в точке Е, где MSB = MSC . Как видно, эффективный выпуск больше равновесного рыночного выпуска, Q * > Q1. Следовательно, при положительном внешнемэффекте в производстве существует недопроизводство продукта; ресурсы общества используются неэффективно, что приводит к их безвозвратным потерям DWL (рис. 2).
Потребление. При наличии внешнего эффекта в потреблении предельная частная выгода МРВ ( Marginal Private Benefit ) и предельная общественная выгода MSB ( Marginal Social Benefit )не совпадают. Они различаются на величину предельной внешней выгоды МЕВ ( Marginal External Benefit ) — дополнительной внешней выгоды, получаемой от каждой дополнительной единицы товара или услуги:
МЕВ=∆ TEB /∆ Q
где ТЕВ ( Total External Benefit ) — совокупная внешняя выгода. На рынке услуг высшего образования, предоставляемых по стандартным программам частными университетами, существует положительный внешний эффект в потреблении (рис. 2). Рыночное равновесие, соответствующее равенству МРВ = MSC (точка E1), не является Парето-эффективным, поскольку не учитывает предельную внешнюю выгоду МЕВ, получаемую обществом от лиц с высшим образованием. Величину положительного внешнего эффекта можно оценить площадью прямоугольника Р’Е’Е1Р1 (рис. 2). Предельная общественная выгода превысила бы предельную частную выгоду на величину предельной внешней выгоды:
MSB =МРВ + МЕВ. Парето-эффективное равновесие на рынке образовательной услуги соответствовало бы условию равенства предельных общественных издержек и предельной общественной выгоды (точка Е на рис. 3):
msc = msb .
Величина положительного внешнего эффекта увеличилась бы и стала равной площади прямоугольника P * EFPF (рис. 3):
TEB = MEB * Q *
Поскольку при положительном внешнем эффекте в потреблении равновесный рыночный выпуск меньше эффективного, Q1< Q*то существуют безвозвратные потери ресурсов общества DWL (рис. 3). В потреблении, как и в производстве, существуют отрицательные внешние эффекты. Так, люди, потребляющие наркотики, алкогольные напитки, табачные изделия, получают удовольствие, однако общество сталкивается с отрицательными последствиями. Предельная частная выгода от каждой дополнительной единицы такого товара превышает предельную общественную выгоду, MPB > MSB . На рис. 3 представлен рынок алкоголя, находящийся в равновесии при МРВ=MSC (точка E1). Кривая предельной общественной выгоды от потребления алкоголя расположена ниже кривой спроса на алкоголь, отражающей предельную частную выгоду. При любом объеме потребления алкоголя MSB = MPB – MEB, где MEB – предельная внешняя выгода, которая в данном случае отрицательна. Парето-эффективное распределение ресурсов соответствовало бы равновесию в точке Е, где MSB = MSC . Очевидно, что эффективный выпуск должен быть меньше рыночного равновесного выпуска, Q*<Q1 (рис. 3). Рассмотрев внешние эффекты в производстве и потреблении продуктов, можно сделать следующий вывод: отрицательные внешние эффекты приводят к перепроизводству товаров и услуг, а положительные – к недопроизводству их по сравнению с эффективным выпуском, желательным для общества. Глава 2
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |