Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешние эффекты в потреблении



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Внешние эффекты в потреблении 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При отрицательном внешнем эффекте в производстве эффективный, с точки зрения общества, выпуск должен быть меньше равновесного рыночного выпуска, то есть Q * < Q 1 .Фирмы используют избыточное количество ресурсов и производят слишком много товара. Это приводит к неэффективному распределению ресурсов на рынке товара и безвозвратным потерям ресурсов DWL для общества (рис. 1).

В производстве могут возникать не только отрицательные, но и положительные внешние эффекты. Конкуренция заставляет фирмы непрерывно совершенствовать технологию, материалы, продукты. Примером могут служить рынки высоких технологий, например рынки персональных компьютеров, роботов, копировальной техники и т.д. Каждый новый усовершенствованный продукт приносит не только прибыль фирме, но и выигрыш обществу, приумножая его технологические знания ( Technological Knowledge ), улучшая условия жизни людей.

Вследствие подобных внешних эффектов, называемых технологическими переливами, предельные общественные издержки производства оказываются ниже предельных частных издержек, MSC < MPC .

На рис. 2 представлен рынок компьютеров. Рыночное равновесие, соответствующее равенству МР C=MSB (точка Е1), не обеспечивает эффективного распределения ресурсов, поскольку не учитывает предельные внешние издержки. При положительном внешнем эффекте в производстве предельные общественные издержки меньше предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек:

 

MSC = MPC - MEC.

 

Парето-эффективное равновесие установилось бы в точке Е, где MSB = MSC . Как видно, эффективный выпуск больше равновесного рыночного выпуска, Q * > Q1. Следовательно, при положительном внешнемэффекте в производстве существует недопроизводство продукта; ресурсы общества используются неэффективно, что приводит к их безвозвратным потерям DWL (рис. 2).

 

     
 
MSC

 

 


Потребление. При наличии внешнего эффекта в потреблении предельная частная выгода МРВ ( Marginal Private Benefit ) и предельная общественная выгода MSB ( Marginal Social Benefit )не совпадают. Они различаются на величину предельной внешней выгоды МЕВ ( Marginal External Benefit )дополнительной внешней выгоды, получаемой от каждой дополнительной единицы товара или услуги:

 


МЕВ=∆ TEB /∆ Q

 

где ТЕВ ( Total External Benefit ) — совокупная внешняя выгода.

На рынке услуг высшего образования, предоставляемых по стандартным программам частными университетами, существует положительный внешний эффект в потреблении (рис. 2). Рыночное равновесие, соответствующее равенству МРВ = MSC (точка E1), не является Парето-эффективным, поскольку не учитывает предельную внешнюю выгоду МЕВ, получаемую обществом от лиц с высшим образованием. Величину положительного внешнего эффекта можно оценить площадью прямоугольника Р’Е’Е1Р1 (рис. 2).

Предельная общественная выгода превысила бы предельную частную выгоду на величину предельной внешней выгоды:

 

MSB =МРВ + МЕВ.

Парето-эффективное равновесие на рынке образовательной услуги соответствовало бы условию равенства предельных общественных издержек и предельной общественной выгоды (точка Е на рис. 3):

 

msc = msb .

 

Величина положительного внешнего эффекта увеличилась бы и стала равной площади прямоугольника P * EFPF (рис. 3):

 

TEB = MEB * Q *

 


 

Поскольку при положительном внешнем эффекте в потреблении равновесный рыночный выпуск меньше эффективного, Q1< Q*то существуют безвозвратные потери ресурсов общества DWL (рис. 3).

В потреблении, как и в производстве, существуют отрицательные внешние эффекты. Так, люди, потребляющие наркотики, алкогольные напитки, табачные изделия, получают удовольствие, однако общество сталкивается с отрицательными последствиями. Предельная частная выгода от каждой дополнительной единицы такого товара превышает предельную общественную выгоду, MPB > MSB .

На рис. 3 представлен рынок алкоголя, находящийся в равновесии при МРВ=MSC (точка E1). Кривая предельной общественной выгоды от потребления алкоголя расположена ниже кривой спроса на алкоголь, отражающей предельную частную выгоду. При любом объеме потребления алкоголя MSB = MPB – MEB, где MEB – предельная внешняя выгода, которая в данном случае отрицательна.

Парето-эффективное распределение ресурсов соответствовало бы равновесию в точке Е, где MSB = MSC . Очевидно, что эффективный выпуск должен быть меньше рыночного равновесного выпуска, Q*<Q1 (рис. 3).

Рассмотрев внешние эффекты в производстве и потреблении продуктов, можно сделать следующий вывод: отрицательные внешние эффекты приводят к перепроизводству товаров и услуг, а положительные – к недопроизводству их по сравнению с эффективным выпуском, желательным для общества.


Глава 2



2019-07-03 195 Обсуждений (0)
Внешние эффекты в потреблении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешние эффекты в потреблении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)