Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация учебных задач



2019-07-03 2031 Обсуждений (0)
Классификация учебных задач 0.00 из 5.00 0 оценок




Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д.Г. Толлингеровой (18). Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам:

1) задачи на воспроизведение знаний;

2) задачи на простые мыслительные операции;

3) задачи на сложные мыслительные операции;

4)задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;

5) задачи на продуктивное мышление.

Представляет определенный интерес и классификация учебных задач Г.А. Балла (5). В зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, выделеется 5 видов:

1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.);

2) мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, класси­
фикацию и др.);

3) имажинативные (образные), если надо, опираясь на име­
ющиеся знания, представить и описать событие, которое проис­
ходило или могло произойти;

4) мнемические задачи (запомнить, вспомнить...);

5) коммуникативные задачи (задачи на установление контак­
та, поддержание и прекращение общения и др.).

Таблица классификации учебных задач при обучении психологии

 

Группы задач А Б В
А Задачи овладения учебной информа­цией Прямые вопросы Косвенные (мысли­тельные) Задачи-проблемы
Б Задачи профес­сиональные Прямые вопросы Косвенные (мыслит.) Задачи-проблемы

 

Игра как средство профессионального

Обучения психологии

Игра как форма обучения профессии

 

Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.

В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения, особенно профессионального.

Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким.

Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности — учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает не только умения применять знания, но и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе этой профессии. Традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы.

Цель — усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач:

1) иллюстрация профессиональной ситуации;

2) понимание сущности ее (причин проблемы, мотивации поведения участников и др.);

3) формирование навыка принятия решений.

Теоретические положения полезно отделять от иллюстрирующих примеров пространственно.

Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии

Понятие контроля и его функции

Контроль - это проверка качества усвоения учебного мате­риала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися.

Функции контроля:

а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения
знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя
их исправить и лучше понимать последующий учебный матери­
ал, а также формировать способность к самоконтролю;

б)  для преподавателя - контроль дает информацию о ходе и
качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и
интересе учащихся, что позволяет видеть свои дидактические
промахи и своевременно вносить коррективы в процесс препо­
давания.

Виды и формы контроля

В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:

1) контроль промежуточных результатов усвоения;

2) итоговый контроль.

Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить:

а) оперативный контроль (на лекции).

За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается

дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии;

б) блицконтроль.

По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, сту­дентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соот­ветствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;

в) контрольное задание с письменным отчетом.

Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические за­дачи... и др.).

Все предложенные формы контроля - групповые.

Итоговый контроль - это проверка конечного результата.

К такому виду контроля относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции.

Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и контрольная.

Виды зачета:

1)  традиционный вид - индивидуальная вопрос-ответная
форма:

по билетам или вопросам (полное выслушивание во­просов);

опрос-интервью (по тезаурусу или по вопросам, предпо­лагающим краткий ответ) в присутствии всей группы по очереди;

2)  мозговой штурм - групповая форма.

3)  игра - групповая форма.

 

Виды экзамена:

1)  традиционный - собеседование по вопросам билета.

2)письменный экзамен;

3) тестирование - тест учебных достижений.

К итоговому контролю относятся также разного вида кон­трольные, курсовые, дипломные работы и государственный эк­замен.

Условия эффективности контроля:

1. Объективность (наличие единого критерия).

2. Незыблемость выносимых оценок (не подлежат сомнению).

3. Гласность.

Основные принципы контроля:

1. Профессиональная направленность.

2. Надежность.

3. Валидность.

4.Системность.

5. Систематичность.



2019-07-03 2031 Обсуждений (0)
Классификация учебных задач 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация учебных задач

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2031)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)