Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Государственное и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вхождение сельского хозяйства России в рыночную экономику требует с одной стороны разработки концепции аграрной и продовольственной политики и с другой, обоснование принципов государственного регулирования в отрасли. Они базируются на особенностях сельского хозяйства, его материально-производственных ресурсах и социальных условиях развития села.

Объемы производства в сельском хозяйстве невозможно быстро изменить, поскольку это связано как со специализацией и воспроизводством, так и с действием факторов интенсификации производства. Таким образом, требуется значительный период времени для приспособления сельского хозяйства к новому уровню цен. Деньги вкладываются в одном году, а отдача будет только через 2-5 лет. В этой связи необходимо учитывать данный принцип при инвестировании сельского хозяйства.

Столкновение на рынке двух малоэластичных субъектов - приводит к непропорционально большим колебаниям цен. Например, увеличение поставок на рынок продукции на 1% приводит к изменению цены на несколько процентов. Ценовой механизм не может полностью выполнить свою главную функцию - регулятора спроса и предложения. Таким образом, производство продовольствия не является саморегулирующим и требуется внешнее вмешательство в целях защиты интересов производителя (сельское хозяйство) и потребителя (покупателя). И здесь в качестве основного регулятора должно выступить государство.

В сельском хозяйстве наблюдается высокая потребность в постоянных вложениях при относительно низкой фондоотдаче. Причем такая тенденция усиливается при переходе на индустриальные методы и при развитии интенсификации отрасли. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства как большая рассредоточенность по территории, сезонный характер производства и использования техники и др. Требуются большие вложения в землю (мелиорация, осушение и др.) при сравнительно низкой их отдаче.

Без государственного вмешательства невозможно решить задачи по поддержанию сельскохозяйственного производства на должном уровне.

Повышение потребностей сельского хозяйства в инвестициях при переходе к индустриальным методам производства существенно ограничивает воспроизводство в отрасли и ведет к снижению уровня доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Если будут действовать только рыночные силы, то уровень доходов сельского населения будет существенно ниже, чем в городе. Для сглаживания этих диспропорций требуется вмешательство государственных сил. И здесь, как показывает практика многих стран, в том числе США, малоэффективной является поддержание паритета цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленных предприятий, поставляющих материальные ресурсы для сельского хозяйства. Наиболее приемлемым является принцип паритета доходов сельского и городского населения, через комплекс мер, таких как налогообложение, государственная поддержка пенсионной службы, поощрение развития в сельской местности промышленности и возможности занятости населения. Важным является также государственное финансирование на развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры.

Важнейшей проблемой в развитии рыночных отношений является вопрос о земле, землевладении, землепользовании. Государственное регулирование земельных отношений должно быть направлено на более эффективное использование и сохранность сельскохозяйственных угодий. Государство должно взять на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные работы, поскольку финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий явно недостаточно. Объектом государственного регулирования должна стать и экономическая сохранность земельных угодий.

Центральной проблемой взаимоотношений рынка и государства является экспорт и импорт продовольствия. Принцип свободной торговли и принцип аграрного протекционизма зависят от конкретных условий экономики и сельскохозяйственного производства страны, принцип аграрного протекционизма предполагает:

Сохранение продовольственной безопасности страны;

Поддержание внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта;

Сохранение и развитие отечественного сельского хозяйства как

одной из важных отраслей экономики в целом.

Широкое вмешательство государства в экономику, в весь производственный и социальный механизм сельского хозяйства требует значительных затрат. В Австрии уровень государственной поддержки сельскому хозяйству в процентах от стоимости продукции составляет 44%, в Канаде - 35%, Финляндии - 72%, Швеции - 47%, Японии - 72%, Швейцарии - 76%, в Европейском союзе - 38%, США - от 27 до 40%. Реально фермер в этих странах получает за счет рыночных платежей только часть цены, большая часть дохода идет за счет государственных источников.

Поддержание равновесия между спросом и предложением, защита отечественного производителя и проведение структурных и социальных преобразований на селе может носить как экономический, так и административный характер.

Ведущая роль в системе государственного регулирования сельского хозяйства отводится поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия (схема №1). Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику должна идти на подержание цен.

Ценовое регулирование или государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции должна осуществляться до определенного уровня насыщения рынка продуктами питания. При перенасыщении рынка, продовольствием, государство должно направлять ресурсы на поддержание относительного паритета доходов сельского населения по сравнению с городским.

Система регулирования цен ставит следующие цели:

Стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре;

Поддержанию цен производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих вести расширенное воспроизводство;

Регулирование объемов и структуры производства при помощи системы цен.

Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. При этом может происходить скупка или продажа нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть и др.). Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства, а также большие непроизводственные затраты государства на закупку, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции.

В этой связи государство может применять дополнительные нерыночные механизмы корректировки действия ценового механизма. Это может осуществляться путем введения прямого планирования объемов производства. В практике применяются два варианта:

Ограничение посевов данной культуры и вывода земли из севооборота с соответствующей компенсацией;



2019-07-03 246 Обсуждений (0)
Государственное и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)