Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III . Обращения в устном народном творчестве.



2019-07-03 770 Обсуждений (0)
III . Обращения в устном народном творчестве. 0.00 из 5.00 0 оценок




Уже 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они перешли к жившим об эту пору предкам вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. И бессилен был гнев христианских святителей и проповедников, стремившихся искоренить языческий обычай " сказки сказывать небылые" и " кощунанием " губить грешную душу.

     Действия былин происходят в Киеве, в просторных каменных палатах- гридницах, на киевских улицах…Сказители былин знали и о далёких землях: о земле Веденецкой, о богатом Индийском царстве, Царь граде, о разных городах Ближнего востока.

     С той точностью, которая возможна при художественных обобщениях, в былинах предстаёт время раннего древнерусского государства: не Москва, а Киев и Новгород оказываются главными городами. Множество достоверных черт древнего быта и жизни предаёт былинам документальную ценность. Былины рассказывают об устройстве городов, о быте горожан, крестьян и , конечно, о речи людей того времени.

     Речь и обращения ( ведь именно они нас интересуют) насыщенны различными характеристиками, помогающими лучше раскрыть сущность говорящего и адресата. Так в былине " Илья Муромец и соловей разбойник" говорил Илья жителям Чернигова :

" Ай же мужички да вы черниговские!

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да прямо в Киев град…"

 

На что они отвечали:

" Ты, удаленький дородный добрый молодец!

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела…" [44, 4]

Под Черниговом стоит чужая силушка. Но разбил Илья врагов, освободил Чернигов от засады. Благодарные черниговцы позвали его к себе воеводою, но он отказался. Его дело - служить всей Руси.

     Нужно отметить, что существовало обращение " воевода, которое было широко распространено в Древней Руси. Об этом свидетельствуют былины и сказки. Воеводой называли начальника войска. Но есть и другое значение этого слова. В хрестоматийных строках поэмы Н.А. Некрасова " Мороз Красный Нос" речь идёт, конечно, не о морозе- военачальнике, а скорее о морозе- владыке, хозяине снежных просторов, высшем властелине. В чём же тут дело? А дело в том, что у слова воевода в истории русского языка было и другое, более общее значение- " управитель". В России с 16 и до конца 18 века воеводой называли управляющего городом или округом. Говорили: посадить на воеводство.

     Н.М. Карамзин в " Истории государства Российского" пишет о слове воевода так: " Воеводами назывались прежде одни воинские начальники; но как они и в мирное время умели присвоить себе господство над согражданами, то сиё имя знаменовало уже вообще повелителя или властелина…"

     Наиболее часто употребим о в былине " Илья Муромец и Соловей разбойник" обращение "мужик":

" Говорил ему Владимир таковы слова:

 

 

Ай же мужичища- деревенщина,

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик да насмехаешься…" [47, 4]

У С И Ожегова "мужик- крестьянин; то же, что мужчина; в буржуазно дворянском жаргоне: о невоспитанном, необразованном человеке(именно это значение слова было широко применимым в обиходе знати по отношению к низшим слоям в 19 веке).

     В былине "Садко" интересны. На мой взгляд. Обращения. Указывающие на место жительства или происхождение того или иного человека.

" Сам говорил таковы слова:

Ай же ты, Садко ново городский!"

"…Как тут- то Садко стал похваляться:

-Ай же вы, купцы ново городские!"[105, 4]

А так же обращение братцы, имеющее теперь несколько другое значение, чем в " Повести временных лет" , но близкое по смыслу с " братьями" "Слова".

" Говорит Садко- купец, богатый гость:

Ой же братцы, дружина хоробрая!"[109, 4]

Конечно, в это обращение не был вложен тот глубокий, философский смысл, который прослеживается в " Слове", но всё же "братцы" здесь- это единомышленники, близкие товарищи. ( у С.И. Ожегова " брат- фамильярное или дружеское обращение к мужчине").

     Влияние слова на человека велико. Вспомним, как в 1941 году, выступая перед всей страной, ожидающей, томящейся в тяжёлом предчувствии, Сталин сказал:" Братья и сёстры…"Уже одного этого

 

 

было достаточно, чтобы в сердца людей вселилась твёрдая непоколебимая вера. " Братья и сестры тогда это было необходимостью, стратегическим шагом, а, может быть, порывом сердца. Возможно ли это сейчас? В какой-то степени, да. Обращение это располагает к доверительным отношениям, а доверия сейчас нам так не хватает.

     Поговорим о сказках. Сказки свободны в художественной выдумке, но, подобно былинам, тесно связаны с реальной жизнью. В сказках тоже воссоздаётся мир забот и интересов народной Руси. А как поразительна и многоцветна речь сказочников! Чаще других здесь встречаются добрые молодцы, красные девицы, братцы, сударыни- матушки…Добрые, мягкие, человечные обращения. Хотя есть здесь обращения и другого толка- мужик, старуха, дурак. За каждым словом- обращения к незнакомцу, благодаря которым складывается образ русского человека в те далёкие времена. В этих обращениях- мечта о красивых и добрых отношениях между людьми.

     Обращения девица, красна девица наиболее распространено в сказках: " Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу…Девица , прядёшь ли? "[99, 5] У с.И. Ожегова " девица - девушка", а " девушка - лицо женского пола, не вступившее в брак". А вот после замужества девицу будут величать сударыней- матушкой:" Сударыня- матушка! Когда б, по моему прошению…"[381, 6] " Не пора, сударыня, спать, пора вставать, в горницах мести, сор на улицу нести"[226, 6] А вот к пожилой женщине без учёта родственных связей широко применимо было обращение матушка:" Матушка, пусти переночевать…"[263, 6].Одним из удивительных обращений того времени было обращение добрый человек:" Добрый человек! Избавь ме-

 

 

ня от смерти…Эй, добрый человек, помоги мне на землю выйти…Спасибо добрый человек!"[364, 221, 379; 6]

как жаль, что это обращение вышло из нашего речевого оборота. хотя уже в 20 веке его попытался возродить М.А. Булгаков:" добрый человек! Поверь мне…"- обращается Иешуа Га- Ноцри к грозному прокуратору, ведь для него все люди добры и чисты. Но и это гуманное обращение далеко не всех устраивает:" Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…"[348, 7]

аналогичным нынешнему молодому человеку было обращение добрый молодец (у С.И. Ожегова- " молодой человек, сильный, крепкого сложения; удалец, храбрец"): " Нет, добрый молодец, не тот кусок хватаешь!..Скажи, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?" [52, 127; 5]

     вот такие вполне современные обращения встречаются на страницах сказок. И это ещё раз подтверждает то, что искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только узкому кругу специалистов, оно влилось в поток современных чувств и мыслей.

 

 

 

 



2019-07-03 770 Обсуждений (0)
III . Обращения в устном народном творчестве. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III . Обращения в устном народном творчестве.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)