Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника
В период преддипломной практики мною было проведено исследование по теме: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника». Объектом исследования мы выбрали семью ученицы 2 класса Нурдиновой Ирины Подболотной школы. Применялись методы анкетирования, беседы, наблюдения, диагностики и опроса. Данная семья является немногодетной, т.к. в ней живет только мать, двое детей, отца нет. Возраст матери на момент исследования: 31 год. Мать имеет неполное среднее образование, не работающая, есть сын, Саша ходит в 1 класс. 1. Анализируя паспорт семьи, мы сделали следующий вывод: семья Иры Н. относится к благополучным семьям, хотя семейное положение не всегда положительно. Мать нигде не работает. Отца у них нет. Мать занимается воспитанием дочери. 2. Тест: «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?». Вывод: родители должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию. Пытаются воспитать в ребенке отзывчивость и доброжелательность. 3. Тест: «Понимаете ли Вы своего ребенка?». Вывод: родители не всегда понимают свою дочь. Девочка не всегда воспринимает их методы воспитания. 4. Анализируя опросы «АСВ», мы пришли к выводу, что мать уделяет Ире достаточно внимания. Центральным делом жизни мать считает воспитание ребенка. Причины нарушений в семейном воспитании: мать стремится отдать свою любовь дочери, но боится ее самостоятельности, т.к. не хочет, чтобы ее дочь быстро взрослела. Также отмечается недостаточная развитость чувств, т.е. у матери отсутствует чувство долга перед ребенком. 5. Тест: «Рисунок семьи». На момент рисования в душе девочки субъективную значимость занимает младший братик, т.к. он изображен больше по линейным размерам. Рядом с собой Ира нарисовала маму, потому что этот человек в психологическом отношении ближе всех. Ира не отобразила на своем рисунке бабушку и дедушка, т.к. они живут в другом доме. Девочка в окружении своей семьи чувствует себя комфортно. 6. Беседа с объектом исследования. Мать Иры не достаточно знает о воспитательном потенциале семьи, но преобладает много информации о индивидуальных особенностях своего ребенка. В ходе беседы дали рекомендации объекту исследования. 7. Анкета для родителей. Вывод: по результатам анкеты выявилось, что у матери есть педагогические навыки, но их не достаточно для формирования потребности в самоутверждении. Присутствует желание воспитывать ребенка. Для большей информации о воспитании и их самоутверждении было проведено родительское собрание. 8. Анкета для родителей «Общение в семье». Была направлена на изучение условий воспитания в семье. По результатам диагностики выявилось, что мать в воспитательной работе чаще всего из методов использует требование. Но единство требований соблюдается не всегда. Из видов поощрения чаще всего использует похвалу и одобрение. Мать иногда наказывает ребенка физически. Дети иногда делятся секретами с родителями, что говорит о низкой степени взаимопонимания между ними. Родители не всегда контролируют свое собственное поведение ради воспитания детей, но уважают ребенка как личность. Таким образом, в семье созданы практически все условия для воспитания детей. 9. Родительское собрание « Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы». В ходе собрания родители обсуждали ситуации, отвечали на вопросы анкеты, обменивались мнениями, отвечали на поставленные вопросы. Пытались найти пути выхода из предложенных ситуаций, высказывали свое мнение. Родители обменивались опытом воспитания детей. И в конце встречи отметили актуальность обсуждаемых ситуаций. Родители выявили желание посещать данные мероприятия, т.к. они помогают воспитывать детей. В ходе семинара было предложено ряд занятий, в которых чередовался вид деятельности. Родителям была предложена полезная информация по воспитанию ребенка в семье. 10. Основным видом работы с родителями является консультирование, которое мы также включили в исследование. Оно было направлено на формирование у родителей знаний эффективного воспитания детей. В ходе консультирования мы познакомили родителей с результатами проведенных диагностик, с успеваемостью Иры Н. в школе. Они активно отвечали на поставленные вопросы, спрашивали совета. На вопрос: «Какие методы воспитания вы используете?». Они выделили следующие методы: - требование; - поощрение; - наказание (в редких случаях). А на вопрос: «Не хотите ли Вы поменять свои методы и почему?», родители ответили положительно. Они считают, что в определенных случаях нужно использовать не наказание, а другие, более эффективные методы. В ходе консультирования были даны советы по проблемам воспитания ребенка в семье. 11. В конце исследования мы провели повторную диагностику, чтобы выявить достоверность поставленной гипотезы. С родителями было повторное проведение методик. В диагностиках родители выделяют, что они стали применять методы убеждения, из видов поощрений – одобрение. Они стали больше времени уделять детям, т.к. поняли, что это необходимо для полноценного развития и становления личности в обществе и для формирования потребности самоутвердиться. Таким образом, проведенные мероприятия положительно повлияли на родителей, и они частично изменили свое отношение к воспитанию детей. Результаты позволили выделить следующие рекомендации для родителей, которые направлены на формирование и выбор самых эффективных методов воспитания в семье. 1. Проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов: - роль родителей в формировании потребности в самоутверждении; адекватного поведения в отношении к сверстникам; - значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, отношений между ними; - взаимоотношения в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми; - воспитание детей с учетом пола и возраста; - наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей. 2.Проведение индивидуальных тематических консультаций, психологических занятий с родителями. 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательном процессе: - совместные творческие дела; - помощь в укреплении материально-технической базы. 4. Расположение к общению: использование общепринятых фраз, сдержанное и доброжелательное общение, ровное отношение к каждому члену семьи, отсутствие отрицательных эмоциональных реакций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема участия семьи в воспитании своего ребенка на сегодняшний день стоит очень остро. В силу сложной экономической ситуации, главы семейства, зачастую, вынуждены направлять все свои силы на процесс обеспечения материального благополучия семьи, в то время как процесс воспитания ребенка, хорошо если предоставляется матери (при наличии у неё такой возможности). Часто дети, уже начиная с младшего школьного возраста предоставлены сами себе, улице. Данный факт, конечно же отражается в общем уровне воспитания современных школьников. Очень актуальна проблема «занятого папы». Задача отца, не только обеспечить материальное благополучие семьи, но и наравне с матерью участвовать в воспитании и развитии ребенка, начиная с самого раннего возраста. Только в этом случае, можно будет добиться реализации требуемых обществом от своих будущих полноправных членов потребности в самоутверждении. Ребенок, особенно в период с 7 до 10 лет испытывает необходимость в общении именно с родителями, т.к. на это время приходится пик активности по формированию тех или иных особенностей личности, и поэтому именно в это время необходимо проследить за формированием желания и возможности ребенка самоутвердиться. И если данная потребность не удовлетворяется, постепенно влияние авторитета семьи на ребенка снижается, и последний, зачастую, выходит из-под контроля семьи, подпадая под власть других авторитетных для него личностей. В том случае, если семья принимает участие в воспитании, важно еще педагогически правильно координировать её деятельность. Она должен обеспечивать поддержку своего авторитета, при этом совершенно не пользуясь силовыми методами, заинтересовывать ребенка Процесс формирования потребности к самоутверждению как уже говорилось сложный психологический процесс, и, поэтому родителям особое внимание следует обращать на уровень самооценки ребенка, и всячески его завышать в рамках разумного, иначе, в противном случае развитие ребенка может пойти не по прогрессивному, а по регрессивному пути. Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Именно в семье формируются те качества личности, которые представляют ценность для общества, в том числе и потребность в самоутверждении. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: что семья является главным социальным институтом, т.к. именно в ней осуществляется воспитание детей, и именно она является фактором социализации ребенка в обществе. В ходе практической деятельности была выбрана семья, с которой проведен ряд диагностических методов. По их результатам выявилось, что семья в целом благополучная, но недостаточно уделяет времени воспитанию детей. После применения данных методов мы провели повторную диагностику, которая показала, что выбранные методы эффективны в работе с семьями и в большей степени воспитание стало рассматриваться как благоприятный фактор потребности в самоутверждении. Таким образом, мы считаем, что поставленная гипотеза подтвердилась в ходе проведения исследования. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность всебе, в своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Антонов А.И. Семья, - какая она и куда движется // Семья в России.- 1999г. 2. Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М.: "Просвещение", 1987 г. 3. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: "Просвещение", 1991 г. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностке. Киев: "Наукова думка", 1989г. 5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др.М.: 1984 6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудныеродители? М.:”Профиздат",1992 г. 7. Гаврилова Т.Г. Учитель и семья школьника.М.:1988г. 8. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни.М.:1991г. 9. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни.М.: "Просвещение", 1990 г. 10. Ивашенко. Как работать с проблемной семьей. // Социальная педагогика.2004г. 11. Клеманович И.А. Современнаясемья: структура, специфика, воспитательные возможности.// Воспитание школьников – 1998г. 12. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: "Просвещение", 1988 г. 13. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Минск.: 1980 г. 14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.М.: «Академия»,1999г. 15. И.С.Кон . Дружба. М.: "Просвещение", 1980 г. 16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: "Педагогика", 1991 г. 17. Макаренко А.С. Книга для родителей Л.: "Лениздат", 1981 г. 18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед.сочинения 8т. – М.; 1983г. 19. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000 г. 20. Обухов Я.Л. Образ-рисунок-символ// Журнал практического психолога, N 2, 1996 г. 21. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г. 22. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М.: "Просвещение", 1991 г. 23. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г. 24. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии N5 1992 г. 25. Психология (словарь) под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского М.: Изд. политической литературы, 1990 г. 26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1996 г. 27. Рогов Е.И. Психологические тесты.М.: 28.Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: 2004 г.
Приложение 1 ПАСПОРТ СЕМЬИ Ученица 2 класса МОУ «Подболотная СОШ» Вологодской области, Бабушкинского района.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |