В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:
Содержание 1. Введение……………………………………………………………………3 2. Сущность гуманистической концепции воспитания…………………….4 3. Характерные черты воспитания по гуманистической концепции……....5 4. Заключение…………………………………………………………………7 5. Список литературы………………………………………………………...8 Введение В основе современной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. В основе современной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи заложен принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Одними из деятелелей в педагогике, которые брали за основу именно гуманистический подход в воспитании учеников, являются члены РАО Зоей Алексеевной Мальковой, Людмилой Ивановной Новиковой и коллективом авторов.
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества. Несколько иной педагогический акцент просматривается в концепции, разработанной действительными членами РАО Зоей Алексеевной Мальковой, Людмилой Ивановной Новиковой и коллективом авторов. Целенаправленное воспитание ими понимается как педагогически целесообразное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности. В основе их гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: – личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; –природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся; – культуросообразность воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; – гуманизация межличностных отношений: авторитаризм, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность; – опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства; крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоциональную сферу молодого человека; – деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса: в школе, профессионально-техническом училище, вузе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами; – дихотомический подход к организации воспитательного процесса: в многомерной педагогической реальности существуют понятия-антиподы: «субъект-объект», «коллективность-индивидуальность», «традиции-новации», «общение-обособление», «поощрение-наказание» и т.д. Дихотомический подход позволяет избежать примитивной однозначности в толковании и реализации целей воспитания; – дифференциация воспитания предполагает отбор его содержания, форм и методов с учетом специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и педагогов) в воспитательном процессе: во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями; во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп; в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания; в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; – средовой подход в воспитании включает в себя различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями разнообразной направленности), которая очень противоречива. Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: · воспитание доверием, заботой и уважением; · воспитание ответственностью; · воспитание творчеством; · воспитание через здравомыслие, · воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений; · воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов. Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир. Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями – не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди.
Заключение Согласно гуманистическому подходу, образование направлено на формирование базовой культуры личности, которая является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения.
Список литературы 1. Тимофеева Анна Анатольевна - Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж. Г. Ньюмена Грани познания - 2013г. №7 2. Яковлева, Н.Ф. Программа воспитания нравственных деятельно-волевых черт характера несовершеннолетних осуждённых [Электронный ресурс] / Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук. — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 64 с. — 3. [Электронный ресурс] // Vuzlit.ru, 2019. URL: https://vuzlit.ru/427295/(дата обращения: 20.02.2019); 4. [Электронный ресурс] // StudFiles.ru, 2019. URL: https://studfiles.net/ (дата обращения: 20.02.2019);
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |