Системы участия работников в прибылях (доходах) предприятия
Участие в прибылях (доходах) состоит в распределении определенной их части между работниками предприятия, которое может быть срочным (например, ежемесячные выплаты) или выступать в форме распространения между работниками акций предприятия. Дополнительные выплаты с прибылей зависят от уровня затрат на производство и цен, конкурентоспособности продукции и финансового состояния предприятия. Их размеры определяются специальным документом (соглашением), прилагаемым к коллективному договору. Можно выделить следующие системы участия работников в прибылях (на основе оценки заслуг): 1) по результатам общей деятельности предприятия: а) системы стимулирования конкретных объемов работ, объемов продаж и др.; б) системы участия в прибылях в зависимости от продуктивности; в) системы премиальных выплат (бонусов); 2) на основе отношений собственности: а) системы предоставления своим работникам акций предприятия; б) системы совладения активами предприятия под посредничеством инвестиционных фондов; в) системы распространения опционов акций9.
____________________________________________ 9 Авчиренко Л.К. Управление персоналом организации – М.:ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.
Мотивация труда – это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста. Главные рычаги мотивации – стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека). Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами. Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать: · занятость всех работников трудом; · предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста; · согласованность уровня оплаты с результатами труда; · создание условий безопасности труда; · поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др. Методы мотивации можно классифицировать на: 1) экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.; 2) экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии; 3) не денежные – повышение привлекательности труда, продвижение по
службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются: 1. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия. 2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости ли со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д. 3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника. 4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе. 5. Моральное поощрение работников. 6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе. Список использованной литературы 1. Авчиренко Л.К. Управление персоналом организации – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. 2. Балабанов И.Т. Основы организации и мотивации - М.: Финансы и статистика, 1999. 3. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник – М.: Высшая школа, 1994. 4. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 2000. 5. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 1998. 6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Издательство «Питер», 2000. 7. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – И.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 8. Основы предпринимательской деятельности / под ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 1995. 9. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М.: Аспект Пресс, 1999. 10. Розанова В.А. Психология организации труда на современном предприятии – М.: ЗАО «Бизнес-щкола «Интел-Синтез», 2000. 11. Румянцева З.П. и др. Менеджмент организаций. – М.: ИНФРА-М, 1996. 12. Руденко А.И. Стратегическое планирование на предприятии. КФ КИЭУ. Симферополь, 1997. 13. Удальцова М.В., Авчиренко Л.К. Социология и психология управления – ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. 14. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
15. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. С.Ф. Покропыного – К.: Из-во «Хвиля-Прес», 1995. 16. Экономика предприятия: Учебник / под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко – Минск, 2001. 17. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. О.И. Волкова – М.: ИНФРА-М, 1997. 18. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия. Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов – М., 2000. 19. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Куприянова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |