Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть III : Механическое направление



2019-07-03 196 Обсуждений (0)
Часть III : Механическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Стронин Александр Иванович

Биография. Стронин Александр Иванович, (1827 - 1889) - социолог; сын крепостного князей Юсуповых; получил образование на историко-филологическом факультете Киевского университета, был учителем гимназии в Нежине и Полтаве, принимал деятельное участие в устройстве полтавской женской гимназии, которая вначале была основана на исключительно даровом труде преподавателей. Высланный в начале 60-х гг. в Шенкурск, Стронин написал там первое свое сочинение "История и метод", а по возвращении в Петербург издал второе "Политика как наука" (Санкт-Петербург, 1872). Был последовательно присяжным поверенным в Санкт-Петербурге, мировым судьей в Витебской губернии, председателем съезда мировых судей в Царстве Польском, юрисконсультом министерства путей сообщения и, наконец, членом совета министров. Кроме вышеуказанных сочинений Стронин написал "Историю общественности" (1886) и для народного чтения, под псевдонимом "Иванов", "Природа и люди. Рассказы о земле и о небе" (6 изд., Санкт-Петербург, 1896).

Общество как механизм. Стронин придерживается механической теории общества. По его взгляду, строение общества есть чисто пирамидальное: для удобнейшего рассечения пробегаемой среды по закону механики требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения наименьшей своей поверхностью, а для сообщения телу наименьшей или наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иной фигуры, кроме пирамидальной. С другой стороны, без широкого и неподвижного основания внизу нет, по законам физики, устойчивости предмета. Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое; он даже чертит схему этого всеобщего механизма, к которой, кроме геометрического соображения, ведет и физическое, так как перемещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. Географический механизм совершенно гармонирует с историческим. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).

 

Часть IV : Географическое направление

 

Мечников Лев Ильич

 

Биография. Географ и публицист (1838 - 1888). Изучал медицину в Харькове и Петербурге; состоял при дипломатической миссии Мансурова на Востоке. Уволенный за дуэль и неповиновение начальству, Мечников в 1860 г. зачислился волонтером в знаменитую "тысячу" Гарибальди и был тяжело ранен в сражении. В 1873 г. отправился в Иеддо, где устроил русскую школу и читал лекции. По возвращении в Европу, сотрудничал в издании Э. Реклю: "Geographie Universelle". В 1884 г. получил кафедру сравнительной статистики и географии в Невшательской академии. При жизни Мечникова его статьи появлялись в "Современнике", "Деле", "Русском Богатстве"; после его смерти напечатан отдельно его труд: "La civilisation et les grand fleuves historiques" (П., 1889), в котором он развивает теорию зарождения первоначальных цивилизаций в области великих рек (см. ст. Мечникова: "Географическая теория развития исторических народов", в "Вестнике Европы", 1889, 3). Особенно интересовали Мечникова явления кооперации. Свобода, по мнению Мечникова, является единственным существенным признаком цивилизации. Началом новой и высшей фазы развития Мечников признает декларацию прав человека.

 

Географическая теория развития и три этапа в развитии цивилизации. Главным трудом Мечникова стала книга «Географическая теория развития современных обществ», в которой Мечников проводил свою идею о том, что на всём протяжении истории цивилизации развивались в течение трёх периодов, для каждого из которых характерен свой тип развития, общественные отношения, государственный строй, культура и т.д. Эти периоды он назвал речной, морской и океанической цивилизациями. Тем самым Мечников проводит мысль о том, что путь исторического развития неразрывно связан с водой и водными ресурсами. И действительно вода для человека даже в наше время – это уникальная субстанция. Благодаря воде человек живёт, живёт вся живая среда человека, вода помогает человеку легко перемещаться, вода источник энергии и т.д. В конце концов человек сам на 90% состоит из воды. Многие особенности воды, которые я выше перечислили, легли в основу его теории.

«До сих пор достоверно не известно, в какой географической среде, т.е. в каких физико-географических условиях возникла первичная цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории человеческого рода… Было бы крайне интересно разрешить вопрос о том, зажглись ли светочи цивилизации в одном общем очаге или же различные культуры зародились независимо друг от друга?». Действительно был ли один источник или их было много. Сейчас считается, что прародиной человечества является территория между Тигром и Ефратом, там где возникла древнейшая Шумерская цивилизация. Мечников же говорит, что связей между древнейшими цивилизациями Запада (Египетская и Ассиро-Вавилонская) и цивилизациями Востока (Индия и Китай) не было: «между ними мы видим как бы пропасть в 10 – 15 столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой об общем происхождении культуры на земном шаре».

«Если теперь, оставив в стороне неразрешимый вопрос о происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю историю человечества, то мы легко можем наметить в ней три последовательных периода, или три фазиса развития цивилизации, которые протекали каждый в своей собственной географической среде. Четыре древнейших великих культуры зародились на берегах больших рек. Хуан-Хе и Янцзы – Китай, Нил – Египет, Тигр и Ефрат – Вавилон, Инд и Ганг – Индия.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха – морская, главным образом эпоха средиземноморских стран… Начиная от Афин, Сиракуз, Карфагена, Александрии и до Венеции, Константинополя длилась эпоха морских цивилизаций С открытием Америки Христофором Колумбом началось быстрое падение средиземноморских наций и государств и соответственный быстрый рост стран расположенных на побережье Атлантического океана т.е. Португалии, Испании, Франции, Англии.» 

По Мечникову историю человечества можно разделить на следующие периоды

1.) Древние века, Речной период.Египет, Месопотамия, Индия и Китай. История этих цивилизаций не синхронична. Индия и Китай с самого начала своего возникновения несколько запаздывают в развитии по сравнению с западными – Ассиро-Вавилонией и Египтом.

В эпохе древних речных цивилизаций можно различить две эпохи:

I.) Эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII веку до начала нашей эры.

II.) Эпоха первоначальных международных сношений и сближений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций – 800 г до н.э. 

2.) Средние века, средиземноморский период.Этот период охватывает 25 веков, с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется в свою очередь, на две следующих эпохи:

I.) Эпоха Средиземного моря, во время которой главные очаги культуры, одновременно или поочерёдно представлены крупными олигархическими государствами Финикии, Карфагена, Греции и, наконец, Рима при цезарях, вплоть до Константина Великого.

II.) Эпоха Морская, начинающаяся со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягивается Чёрное море, а затем Балтийское. Эта эпоха охватывает собою весь период Средних веков.

3.) Новое время или период океанический, характеризующийся заметным перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики.

I.) Атлантическая эпоха, от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии

II.) Всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни.

 

Это разделение человеческой истории, представляющей в действительности единый процесс, вполне соответствует также и трём последовательным фазисам социальной эволюции и трём восходящим ступеням органической эволюции в природе.

 

Часть V : Заключение. Моя позиция

То, что я взял именно тему русского органицизма не случайно. Мои личные взгляды я тоже отношу к органическим. Становление моих взглядов как это ни странно началось с Чикагской школы и Роберта Парка. Теория города как организма сразу меня захватила и дальше пытался перенести идею органической природы на всё общество в целом, а не только на город. В этом смысле идеи Спенсера и в данном случае Лилиенфельда очень близки мне.

В моём понимании общество это самый сложный природный организм. Ему свойственна не только единая разумно-свободная воля, но комбинация из многих разумов, которая ещё более усложняет процесс понимания общества. Я как и Новиков против социального дарвинизма, когда человеческая самость унасикомливается до уровня животного мира. В то же время я и не согласен со Строниным, которые вставляет общество в слишком тесные рамки механики и физики. Я всегда считал, что точные науки никогда не смогут объяснить общество, они лишь помогают систематизировать знания об общество. Точные науки – средство, но не метод.

 



2019-07-03 196 Обсуждений (0)
Часть III : Механическое направление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть III : Механическое направление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)