Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Слово в контексте изображения



2019-07-03 272 Обсуждений (0)
Слово в контексте изображения 0.00 из 5.00 0 оценок




Экранный контекст, как указывает В. Ф. Минаев, возникает при сцеплении словесного ряда со зрительным[51]. В случае, когда слово действует в единстве с изображением, поясняя происходящее на экране и не изменяя содержание зрительного ряда, принято говорить о смысловом единстве слова и изображения. Как правило, «закадровое слово должно по смыслу соответствовать тому, что мы видим на экране в каждую данную секунду, и в то же время нести какую-то дополнительную информацию, обогащать наше восприятие»[52].

Однако и здесь возможны крайности: одна из самых распространенных ошибок, встречающихся в телепублицистике, - слишком откровенная привязанность слова к изображению. В этом случае дикторский комментарий вторит изображению, и один из каналов информации - зрительный или звуковой - становится лишним. Для создания единого целостного экранного образа необходимо непреложное следование правилу: «...не повторять словами того, что обозначено на экране, так как любая тавтология нарушает целостность сообщения»[53].

Разумеется, нельзя впадать и в другую крайность, когда звук начинает существовать отвлеченно от изображения, теряет с ним всяческие смысловые связи. Слово и изображение должны быть объединены контекстом, тогда у автора появляется возможность выйти за рамки простой информации, подняться до создания полноценного документального образа.

Смысловое единство звукового и зрительного рядов может использоваться для преднамеренной концентрации внимания зрителя на какой-либо отдельной стороне сообщения, способствовать более полному раскрытию содержания информации.

Контрапунктная связь слова и изображения

На телевидении особый эффект создает разнонаправленное движение слова и изображения. «Слово в переносном значении или фразеологическом употреблении, возникающее порой ассоциативно под влиянием прямого значения, данного в изображении, создает дополнительную к видеоинформации речевую информацию»[54].

Этот прием широко используется в современной публицистике: рассказ политика о том, как он намерен обустроить Россию, сопровождается показом его похождений за границей, нелепые резиновые фигуры разговаривают голосами самых высокопоставленных чиновников... Такой прием позволяет авторам намного точнее и тоньше выразить свое отношение к субъекту или объекту разговора.

Экранная метафора

Относительная самостоятельность звукового и зрительного каналов и возможность противопоставления информации в них позволяют публицистам широко использовать своеобразный прием экранной метафоры.

Используя метафору в фильме или передаче, всегда можно найти интересный зрительный эквивалент любому событию. При подготовке репортажа с первого заседания коллегии городского Совета при вновь избранном мэре города на словах мэра о том, что он намерен провести реорганизацию городской администрации, автор перевел камеру на окно, за которым дворник усердно убирал снег огромной лопатой. В репортаже с места проведения траурного митинга, посвященного празднику Победы 9 мая, автор показал возложение венков представителями властных структур, после чего они ушли, а в суете расходящейся толпы один ветеран пробился к подножию памятника, положил цветы и долго-долго стоял, глядя на монумент. Звук в это время был синхронным, и комментарии оказались излишними.

Цифры в телепублицистике

Дикторские тексты на телевидении сплошь и рядом перегружены цифрами. Как показывает практика, числовая информация на слух воспринимается очень плохо, ей требуется подкрепление в зрительном ряде.

Можно написать цифры на экране или попытаться найти к ним зрительный эквивалент. Например, при рассказе о весе слона цифру можно подкрепить крупным планом ступни этого животного, раздавливающей толстое дерево...

Наглядность цифрам можно придать путем характерных сопоставлений, неожиданных ассоциаций, как это было сделано М. Роммом в фильме «Обыкновенный фашизм», где рост национал-социализма измерен числом сосисок, съеденных на партийных слетах: «Уже в эти годы был съеден миллион или миллион двести тысяч сосисок, а к 1934 году это количество дошло уже до двух с половиной миллионов за один слет»[55].

Сделаем вывод: то, что мы видим на экране телевизора, называется комплексным аудиолингвовизуальным сообщением, составными частями которого являются закадровый комментарий и изображение. Смысл сообщения выражается не через какой-то один из них, а через оба компонента, что значительно облегчает восприятие информации в максимально полном объеме.

Творческая часть

Глава 4.

Из микрофонной папки автора

Анкета редакции

Редакция информации орловской государственной телевизионной и радиовещательной компании сформирована в 1992 году. В ней работает четыре журналиста и два оператора, которых обслуживает специально выделенная легковая автомашина.

Необходимость ее создания была продиктована возросшей потребностью жителей орловской области в местной информации, а также конкурентной борьбой между четырьмя другими средствами массовой информации, работающими в областном центре.

Исследования, проводящиеся систематически социологической группой Орловской государственной телерадиокомпании, свидетельствуют о неизменной популярности информационных программ, рассказывающих как о событиях текущего дня, так и о заботах, лежащих вне временных отметок, либо имеющих сезонный характер, таких, например, как посевная и уборочная кампании...

Журналисты редакции информации трижды в неделю выпускают программу «Новости» продолжительностью 20 минут и раз в неделю - информационно-аналитическую передачу «День за днем» продолжительностью 30 минут. Таким образом, еженедельный объем вещания в пересчете на одного пишущего сотрудника редакции составляет 22 минуты.

В структуре программы «Новости» - в основном репортажи. Изредка встречаются интервью, заметки, зарисовки. В информационно-аналитической передаче «День за днем» преобладают комментарии и репортажи.

Технология прохождения материалов такова: снятый репортаж «отписывается», сдается на печать в машинописное бюро либо набирается на компьютере. Часто случается так, что во время печати сценарного плана журналист успевает съездить на очередную съемку, число которых доходит до трех-четырех в день. После правки напечатанного текста сценарный план сюжета включается в общий сценарий, который готовит выпускающий редактор. В 13 часов выпуск просматривается и подписывается главным редактором, после чего начинается монтаж. Оперативно снятые сюжеты включаются в сценарий по мере их поступления.

Сюжеты монтируются на отдельную кассету как правило самим автором в присутствии режиссера. Очередность монтажа определяется загруженностью журналиста: тот, кого «поджимают» съемки, монтирует свой сюжет первым.

Ближе к окончанию монтажа сюжеты в соответствии со сценарием «сгоняются» на эфирную кассету, откуда будут выдаваться в эфир.

Становление редакции проходило на глазах автора дипломной работы. В 1992 году, когда выходили первые выпуски «Новостей», не было ни компьютерной заставки программы, ни соответствующей выгородки в студии. Передачи выходили в записи, и включение в выпуск только что снятых сюжетов исключалось.

Уже с 1996 года «Новости» выходят только в прямом эфире. Компьютерная заставка, выгородка и дикторский стиль и время выхода в эфир давно уже знакомы зрителям.

Далее прилагаются тексты репортажей, подготовленных автором в последние годы работы в редакции информации. Сценарные планы представлены в форме, принятой к производству в Орловской телерадиокомпании.




2019-07-03 272 Обсуждений (0)
Слово в контексте изображения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Слово в контексте изображения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)