Раздел 1. Общее представление о методологии науки
Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «Методологические основы психологии»: формирование у студентов системного профессионального мышления в области научных психологических знаний, способности профессионально осуществлять психологические исследования.
Задачи: · формирование методологических знаний в области психологии; · углубление и обобщение психологических знаний, умений и навыков, приобретенных в других учебных дисциплинах; · ориентирование студентов в самостоятельном овладении психологических знаний по различным направлениям; · создание мотивационного настроя на овладение методологических основа психологической науки. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Методологические основы психологии» относится к вариативной части учебного плана. Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами: 1. Общая психология.
Результаты освоения дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: · ОПК-4 (готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов); · ПК-26 (способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей); · ПСК-1 (способность анализировать эффективность использования технологий образовательной деятельности при определении безопасности и комфортности образовательной среды).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен: Знать: З1. основную специфику методологии психологического знания; З2. структурные элементы теории, парадигмы психологической науки, основных отечественных и зарубежных научных теорий; З3. логику и содержание основных объяснительных принципов психологии; З4. методологические проблемы психологии; З5. критерии анализа психологических категорий и понятий; З6. требования к методологическому анализу психологических теорий и практики.
Уметь: У1. видеть актуальные проблемы методологи психологической науки и находить пути их решения; У2. актуализировать потенциал психологических знаний по всем отраслям психологической науки; У3. применять приемы психологического анализа при написании самостоятельных научных исследований; У4. анализировать опыт решения методологических проблем; У5. проводить информационно-поисковую работу для решения исследовательских задач в области психологии.
Владеть: В1. приемами методологического анализа психологических понятий, теорий, практики.
4. Структура и содержание дисциплины Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 8, распределение по видам работ представлено в табл. № 1. Таблица 2. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 1. Тематический план дисциплины
Содержание разделов (тем) дисциплин Раздел 1. Общее представление о методологии науки Наука как способ познания. Научные и обыденные знания. Научное знание как установление объективных закономерностей изучаемой действительности. Особенности научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость (истинность). Этапы развития научного знания: античный, средневековый, классический, неклассический, постнеклассический, наука современного периода. Роль философских идей в развитии науки. Общеметодологическая функция философии по отношению к научному познанию. Эмпиризм. Позитивистская традиция в философии науки. Критический рационализм К. Поппера. Научные революции (Т.Кун). Концепция научно исследовательских программ (НИП) И. Лакатоса. Концепция эпистемологического анархизма П. Фейерабенда. Философские основания науки: фундаментальные принципы и модели познавательной деятельности; категории и понятийный аппарат и их мировоззренческое, гносеологическое и методологическое значение; научная картина мира, стандарты и стиль научного мышления. Методология науки, как учение о методах и процедурах научной деятельности. Понятие «методология». Особенности методологического знания. Критерии ограничения научного знания. Взаимосвязь теоретического и эмпирического знания. Уровни знаний о человеке в обществоведческих науках. Уровни методологии. Функции методологии. Дискриптивная и нормативная функции методологии. Значение психологического знания для методологии науки.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |