Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Общее представление о методологии науки



2019-07-03 166 Обсуждений (0)
Раздел 1. Общее представление о методологии науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Методологические основы психологии»: формирование у студентов системного профессионального мышления в области научных психологических знаний, способности профессионально осуществлять психологические исследования.

 

Задачи:

·  формирование методологических знаний в области психологии;

· углубление и обобщение психологических знаний, умений и навыков, приобретенных в других учебных дисциплинах;

· ориентирование студентов в самостоятельном овладении психологических знаний по различным направлениям;

· создание мотивационного настроя на овладение методологических основа психологической науки.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Методологические основы психологии» относится к вариативной части учебного плана.

Для изучения учебной дисциплины необходимы знания, умения и владения, формируемые следующими дисциплинами:

1. Общая психология.

 

 

 

Результаты освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

· ОПК-4 (готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов);

· ПК-26 (способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей);

· ПСК-1 (способность анализировать эффективность использования технологий образовательной деятельности при определении безопасности и комфортности образовательной среды).

 

В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:

Знать:

З1. основную специфику методологии психологического знания;

З2. структурные элементы теории, парадигмы психологической науки, основных отечественных и зарубежных научных теорий;

З3. логику и содержание основных объяснительных принципов психологии;

З4. методологические проблемы психологии;

З5. критерии анализа психологических категорий и понятий;

З6. требования к методологическому анализу психологических теорий и практики.

 

Уметь:

У1. видеть актуальные проблемы методологи психологической науки и находить пути их решения;

У2. актуализировать потенциал психологических знаний по всем отраслям психологической науки;

У3. применять приемы психологического анализа при написании самостоятельных научных исследований;

У4. анализировать опыт решения методологических проблем;

У5. проводить информационно-поисковую работу для решения исследовательских задач в области психологии.

 

Владеть:

В1. приемами методологического анализа психологических понятий, теорий, практики.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 час.), семестр изучения – 8, распределение по видам работ представлено в табл. № 1.

Таблица 2. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения
очная
Семестр изучения
8 сем.
Кол-во часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 108
Контактная работа, в том числе: 40
Лекции 16
Практические занятия 24
Самостоятельная работа студента 32
Промежуточная аттестация, в том числе:  
Экзамен 8 сем.

 

4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 1. Тематический план дисциплины

Наименование разделов и тем дисциплины (модуля)

Сем.

Всего, час.

Вид контактной работы, час.

СРС

Лекции Практ. занятия Лаб. работы
1. Общее представление о методологии науки 8 10 2 3 - 5
2. Специфика методологии психологии 8 12 3 4 - 5
3. Основные принципы психологии 8 9 2 3 - 4
4. Основные проблемы психологии 8 12 3 4 - 5
5. Методологический анализ психологических понятий 8 9 2 3 - 4
6. Методологический анализ научных подходов и теорий в психологии 8 11 2 4 - 5
7. Методологические основы организации психологического исследования 8 9 2 3 - 4

 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. Общее представление о методологии науки

Наука как способ познания. Научные и обыденные знания. Научное знание как установление объективных закономерностей изучаемой действительности. Особенности научного знания: всеобщность, необходимость, системность, проверяемость (истинность). Этапы развития научного знания: античный, средневековый, классический, неклассический, постнеклассический, наука современного периода. Роль философских идей в развитии науки. Общеметодологическая функция философии по отношению к научному познанию. Эмпиризм. Позитивистская традиция в философии науки. Критический рационализм К. Поппера. Научные революции (Т.Кун). Концепция научно исследовательских программ (НИП) И. Лакатоса. Концепция эпистемологического анархизма П. Фейерабенда. Философские основания науки: фундаментальные принципы и модели познавательной деятельности; категории и понятийный аппарат и их мировоззренческое, гносеологическое и методологическое значение; научная картина мира, стандарты и стиль научного мышления. Методология науки, как учение о методах и процедурах научной деятельности. Понятие «методология». Особенности методологического знания. Критерии ограничения научного знания. Взаимосвязь теоретического и эмпирического знания. Уровни знаний о человеке в обществоведческих науках. Уровни методологии. Функции методологии. Дискриптивная и нормативная функции методологии. Значение психологического знания для методологии науки. 



2019-07-03 166 Обсуждений (0)
Раздел 1. Общее представление о методологии науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Общее представление о методологии науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)