Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иерархическая модель развития индивидуальности



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Иерархическая модель развития индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальные различия многообразны. Они затрагивают разные сферы и проявляются на разных уровнях. Эти инд.различия не рядоположены. Они имеют разный "вес" в индивидуальном и неповторимом облике человека. Линия индивидуальности упорядочена в иерархическую линию. В иерархической модели выделяют 4 уровня:

4. Индивидуальность

3. Личность

2. Индивид

1. Организм

Научное общепринятое мнение, что уровень организма представляет низший уровень.

Организм – телесный фактор индивидуальности. Включает в себя: анатомо-морфологические особенности, физиологические процессы, работу органов чувств, морфофункциональная асимметрия мозга. Особенности организма откладывают отпечаток на психические особенности (дефекты конституции, органов чувств).

Кречмер выделил 4 типа конституции: атлеты, пикники, диспластики, астеники. Шелдон нашел психологические особенности в зависимости от конституции.

· Первый тип телосложения – астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

· Второй – пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

· Третий – атлетик – средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

· Четвертый – дипластик – человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.

Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: "тонко чувствующие люди", идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. У шизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства ("обидит другого и при этом обидится сам"). Их можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков, можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения).

Шелдон пришел к выводу о существовании трех "соматотипов". Классификация производилась только на здоровых людях, в основу было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы, эктодермы.

Эндоморфный тип – (преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, отложениями жиров.

Мезоморфный – (преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из кот. формируются скелет, мускулы) – широкие плечи, грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество жира, мощная голова.

Эктоморфный (развитие внешнего зародышевого слоя, из кот. формируется нервная система и мозг) – худой, вытянутое лицо, тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура, хорошо развита нервная система.

Ананьев называл конституциональный фактор индивидуальности первичным и определяющим особенности всех последующих уровней.

Уровень индивида: половые особенности, возрастные, нейродинамические особенности (темперамент), природные особенности организации психических процессов (ощущение, восприятие, память и т.д.). Все индивидуальные харатеристики имеют биологическую природу, к ним не применяются содержательно-оценочные критерии (хорошо-плохо).

Не все ученые соглашаются с необходимостью выделений индивидуальных свойств в особый класс. Отечественная психология выделяет этот класс, зарубежные психологи индивидные свойства рассматривают в совокупности с личностными. (темпераментные относят к личностным).

Уровень личности Большинство авторов под личностью понимают психосоциальную сущность человека. В понятии "личность" фиксируется факт принадлежности человека в социуме. Личность – лицо человека в обществе. Особенности: характер, способности, направленность. Высшими уровнями направленности являются ценности и идеалы (=мировоззрение).

Уровень индивидуальности – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

2 мнения: 1) инд-ть является качественно новой характеристикой, описывающей интегральный способ проявления человеком себя в окружающем мире. 2) рассматривают инд-ть как то, что суммирует все нижележащие уровни.

Выделяют 2 класса характеристик интегральной инд-ти:

1. Содержательные характеристики:

- адаптивность – способность субъекта перестраиваться в соответствии с требованиями изменяющейся среды. (школьник стал студентом, девушка вышла замуж)

- компенсаторность – способность субъекта сохранять сбалансированное функционирование (не выходить из равновесия) не смотря на наличие непривычных условий деструктивных факторов).

- оптимальность – возможность достижения субъектом максимальных результатов при минимальных энергетических затратах.

- результативность – способность субъекта достигать поставленных задач.

2. Формально-динамические характеристики – отражают особенности взаимодействия субъекта с окружающей средой.

- интенсивность взаимодействия – готовность человека к энергозатратам.

- устойчивость взаимодействия – показывает временные параметры взаимодействия человека со средой (в старости у людей друзья с детства)

- широта – масштаб взаимодействия человека со средой (человек одновременно работает в 5 местах, масса знакомых)

- включенность во взаимодействие – мера эмоциональной вовлеченности.

Принципы диф-психол. анализа

1. Принципы формального подхода: анализ требует проведения тонкого различия между такими индивидуальными характеристиками, которые являются типичными, стабильными и воспроизводимыми и теми характеристиками, которые являются случайными, изменчивыми, хотя и определяют индивидуальное своеобразие. Изучения яркой инд-ти не проводится. К формальным характеристикам инд-ти относятся: энергетические (активность, интенсивность, скорость, псластичность) и регулятивные (эмоц. чувствит-ть, фон настроения, тип реагирования в слож. сит.) Характер, кроме формальных характеристик, включает в себя и содержания. Содержат. х-ки мы оцениваем, формальные – нет.

2. Интегральный анализ. Изучение любой формальной характеристики должно проводиться через все уровни иерархической модели инд-ти.

3. Принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей. Интра – внутренние закономерности, интер – между инд. Интра – результат интериндивидуальных взвамодействий.

4. Принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов.

3 типа зависимости (Пломин):

Он изучал особенности развития детей в разных семьях.

1) Пассивный характер связи. Члены одной семьи имеют одинак. наследственность и общую среду (близнецы)

2) Реактивный. Генотип определяет особенности среды. Врожденные особенности ребенка предопределяют отношение к нему родителей, широкого окружения и, следовательно, формируют определенные черты инд-ти.

3) Активный. Взрослые сознательно и целенаправленно создают среду, которая наилучшим образом соответствует генотипу.

5. Принцип статистической оценки изучаемых явлений.



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Иерархическая модель развития индивидуальности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иерархическая модель развития индивидуальности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)