Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа
Опорная схема лекции и краткий конспект Тема 2.Методологические основы социальной педагогики План лекции 1.Сущность методологии социальной педагогики и ее гносеологические основы. 2.Диалектический, оценочный и исторический подходы в научном познании и преобразовании социально-педагогической практики. 3.Тенденции и закономерности как инварианты научных знаний в социальной педагогике. 4.Социальная политика как определяющий фактор социально-педагогической деятельности. 5.Взаимодействие социальной педагогики и других отраслей «человекознания»: философии, социологии, этнографии, права, дефектологии и педагогики. 6.Основные задачи изучения курса социальной педагогики.
Схема 1- Уровни методологического анализа социально-педагогического знания
Схема 2 – Диалектика уровней методологии
Схема 3 – Структура методологических основ социальной педагогики
Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа
Под основами социальной педагогикипонимаются, во-первых, основные положения наук об обществе и человеке, определяющие методологические ориентиры и основные направления, содержания, организацию и методику познания и преобразования социально-педагогической практики в соответствии со спецификой объектно-предметной сферы (в широком смысле слова). Во-вторых, под основой понимаются те фундаментальные положения социальной педагогики, которые определяют специфику познавательной и преобразовательной деятельности. Гносеология – (гр.gnosis, учение, знание, познание + …логия) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность. Гносеологические основы социальной педагогикисоставляют знания, формируемые на гносеологическом уровне методологического анализа. Это знание, во-первых, реализует: познавательную функцию теории социальной педагогики, которая обеспечивает изучение проблем познания социальной действительности, воспитание человека в социуме и ее специфической части – социально-педагогической практики. Во-вторых, в основе знаний социальной педагогики лежат знания, которые раскрывают отношения научного социально-педагогического знания и социально-педагогической практики. В-третьих, гносеологической основой социальной педагогики являются знания о всеобщих предпосылках познания социальной действительности и условиях достоверности и истинности полученного знания о социально-педагогической практике (Липский И. А.). Диалектика (гр.dialektikё) -1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых рассматривается в единстве и борьбе противоположностей, теория и метод познания и преобразования действительности; 2) процесс развития чего-либо во всей его противоречивости; 3) первоначально – искусство вести спор. Диалектический подходв научном познании и преобразовании социально-педагогической практики выдвигает и обосновывает основные положения: о связях и зависимостях явлений и процессов практики, об их непрерывном развитии; об источниках, движущих силах и направлениях развития социально-педагогической теории и практики; о причинах возникновения, становления, развития и функционирования. Критический (оценочный) подходк познанию и преобразованию любого социально-педагогического объекта обусловливает необходимость рассматривать его с точки зрения противоречивости, выявлять все и прежде всего основные, ведущие противоречия в развитии объекта. Он позволяет реально оценивать степень соответствия исследуемого явления тем или иным нормам, взвешенно определять соотношение возможного и действительного в практике познания и преобразования объекта, предусматривать конструктивную позицию в устранении недостатков. Исторический подход к познанию социально-педагогических объектов предполагает их анализ с точки зрения, «как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (И.А. Липский). Закономерность - это «объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории».
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |