Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа



2019-07-03 699 Обсуждений (0)
Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Опорная схема лекции и краткий конспект

Тема 2.Методологические основы социальной педагогики

План лекции

1.Сущность методологии социальной педагогики и ее гносеологические основы.

2.Диалектический, оценочный и  исторический подходы в научном познании и преобразовании социально-педагогической практики.

3.Тенденции и закономерности как инварианты научных знаний в социальной педагогике. 4.Социальная политика как определяющий фактор социально-педагогической деятельности.

5.Взаимодействие социальной педагогики и других отраслей «человекознания»: философии, социологии, этнографии, права, дефектологии и педагогики.

6.Основные задачи изучения курса социальной педагогики.

         
 
 

 


Схема 1- Уровни методологического анализа социально-педагогического знания

     
 

 

 

 

 


Схема 2 – Диалектика уровней методологии

 

 


Схема 3 – Структура методологических основ социальной педагогики

 


Методологические подходы Инварианты знания и их последовательность Функции знания
Диалектический Факторы условия

 

Гносеологические знания социальной педагогики

Критический (оценочный) Противоречия
Исторический Тенденции Закономерности
Политический Приоритеты

Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа

       
Под инвариантами знания понимаются не просто какие-либо теоретические положения, а объективные логические элементы его конструкции, содержание которых изменяется в зависимости от исследуемого объекта, целей, задач его познания и преобразования.
 
Социальная политика (в узком значении) – деятельность государства по защите человека в наиболее трудные моменты его жизни (болезнь, инвалидность, стихийные бедствия)  
 
Социальная политика – деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями. Словарь социальной работы Р. Баркера  
 
Социальная политика (в широком  значении) – деятельность государства по развитию социальной сферы общества.


Под основами социальной педагогикипонимаются, во-первых, основные положения наук об обществе и человеке, определяющие методологические ориентиры и основные направления, содержания, организацию и методику познания и преобразования социально-педагогической практики в соответствии со спецификой объектно-предметной сферы (в широком смысле слова). Во-вторых, под основой понимаются те фундаментальные положения социальной педагогики, которые определяют специфику познавательной и преобразовательной деятельности.

Гносеология – (гр.gnosis, учение, знание, познание + …логия) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гносеологические основы социальной педагогикисоставляют знания, формируемые на гносеологическом уровне методологического анализа. Это знание, во-первых, реализует: познавательную функцию теории социальной педагогики, которая обеспечивает изучение проблем познания социальной действительности, воспитание человека в социуме и ее специфической части – социально-педагогической практики. Во-вторых, в основе знаний социальной педагогики лежат знания, которые раскрывают отношения научного социально-педагогического знания и социально-педагогической практики. В-третьих, гносеологической основой социальной педагогики являются знания о всеобщих предпосылках познания социальной действительности и условиях достоверности и истинности полученного знания о социально-педагогической практике (Липский И. А.).

Диалектика (гр.dialektikё) -1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых рассматривается в единстве и борьбе противоположностей, теория и метод познания и преобразования действительности; 2) процесс развития чего-либо во всей его противоречивости; 3) первоначально – искусство вести спор.

Диалектический подходв научном познании и преобразовании социально-педагогической практики выдвигает и обосновывает основные положения: о связях и зависимостях явлений и процессов практики, об их непрерывном развитии; об источниках, движущих силах и направлениях развития социально-педагогической теории и практики; о причинах возникновения, становления, развития и функционирования.

 Критический (оценочный) подходк познанию и преобразованию любого социально-педагогического объекта обусловливает необходимость рассматривать его с точки зрения противоречивости, выявлять все и прежде всего основные, ведущие противоречия в развитии объекта. Он позволяет реально оценивать степень соответствия исследуемого явления тем или иным нормам, взвешенно определять соотношение возможного и действительного в практике познания и преобразования объекта, предусматривать конструктивную позицию в устранении недостатков.

 Исторический подход к познанию социально-педагогических объектов предполагает их анализ с точки зрения, «как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» (И.А. Липский).

Закономерность - это «объективно существующая, по­вторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории».



2019-07-03 699 Обсуждений (0)
Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Схема -4 Структура научного знания социальной педагогики на гносеологическом уровне методологического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)