Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитание как социальный институт



2019-07-03 511 Обсуждений (0)
Воспитание как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок




ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ

Тема 11 «Особенности современных мега и макрофакторов социализации»

Вопросы для изучения

1.Глобальные факторы социализации: космос, планета, мир; влияние планетарных процессов на социализацию человека; планетарное сознание.

2.Страна как фактор социализации. Характеристика Беларуси как фактора социализации.

3.Общество как фактор социализации, влияние современного общества на социализацию.

4.Государство как фактор социализации и особенности развития Республики Беларусь.

Мегафакторы

             
    Космос (от греч. kosmos - порядок, строй, мир) - термин др. греч. философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса.  
Первая треть XXв. Ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, А.Л. Чижевский, отмечали зависимость отношений в социальной среде от количества протекающей к нам мировой энергии.
 
Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите.
 
Ноосфера, т.е. сфера разума, - понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.  


В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические уста­новки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и пове­дение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

Ø осознавал себя гражданином Вселенной;

Ø понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

Ø осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человече­ских сообществ;

Ø имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

Ø формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

Ø осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, ра­зумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизво­дящего ее.

Макрофакторы

                             
 
Страна - феномен географически-культурный. Это террито­рия, выделяемая по географическому положению, природным услови­ям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т.е. быть колонией или подопечной территорией).
Этнос (или нация) - исторически сложившаяся устойчивая со­вокупность людей, обладающих общим менталитетом, националь­ными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осо­знанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).  
Особенности социализации этноса
 
Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицит­ную концепцию личности (И.С. Кон).  
Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль­ных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, воз­растные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.
Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотива­цию экономического и социального поведения.
Горизонтальная социальная мобильность - это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя. Вертикальная социальная мобильность - пере­ход членов общества из одного социального слоя в другой (как в более высокий, так и в более низкий).  


Воспитание как социальный институт

       Нарастание усложнение структуры и жизнедеятельности каждого общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- появляется коррекционное воспитание;

- складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

- растет значение воспитания, оно становиться особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

- совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

- набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про­фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муници­пального уровней, администрация воспитательных органи­заций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;

- воспитательные организации различных видов и типов;

- системы воспитания и органы управления ими на государ­ственном, региональном, муниципальном уровнях;

- набор позитивных и негативных санкций, как регламенти­рованных документами, так и неформальных;

- ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ­ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, матери­альные (инфраструктура, оборудование, учебно-методиче­ская литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функ­ции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво­го развития общества «человеческого капитала», способного и гото­вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через транс­ляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно­шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут­ренней сплоченности общества);

- социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

- адаптация членов общества к меняющейся социальной си­туации.

Государство - понятие политолого-юридическое. Государство - звено политической системы общества, которое обладает власт­ными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществ­ляющих управление обществом.  


Государственная система воспитания. Государственная система воспитания вклю­чает в себя несколько элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входя­щих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций (по Кодексу об образовании в Республике Беларусь):

- учебно-воспитательные учреждения различного типа (дет­сады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

- учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

- учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интере­сы, ярко выраженные способности;

- организации, занимающиеся социально-культурным и дру­гими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

- учреждения для детей, подростков, юношей с психосома­тическими и (или) социальными отклонениями и (или) де­фектами;

- организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилита­цией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитатель­ных организаций в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и значе­ние в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые госу­дарством для успешного функционирования системы воспита­ния. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструк­тура, оборудование, учебные пособия и т.п.), финансовые (бюд­жетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на республиканском, региональном, и локальном (в рамках конкрет­ной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профес­сионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (доброволь­цы, общественники); воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, нака­зывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-поли­тической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, регио­нальном и муниципальном уровнях, благодаря которым государ­ственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате че­го воспитание становится системным образованием. Они разра­батывают стратегию воспитания в пределах своей компетенции (на республиканском, областном или городском, районном) и создают необходимую для ее реализации инфраструктуру (сово­купность организаций, обеспечивающих организационно, мате­риально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания). Другой функцией органов управ­ления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; при­влечение, отбор и работа с кадрами). Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компе­тенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Эффективность государственной системы воспитания во мно­гом зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.



2019-07-03 511 Обсуждений (0)
Воспитание как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитание как социальный институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)