Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ораторские периоды и фигуры.



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Ораторские периоды и фигуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ораторские периоды.

 

Главная мысль А.И. Галича, на которой строится его учение об ораторских периодах, - это признание зависимости использования ораторского периода от общего содержания, функционально-стилевого направления самого текста, устного или письменного.

Ораторские периоды создаются с помощью определенных языковых средств, которые служат украшению речи - фигур.

Выделяется три вида фигур: грамматические, ораторские и поэтические.

Различия между этими видами в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами.»

Употребление фигур зависит от содержания текста, от его функционально-стилистического своеобразия, «определяется разностью прозаических сочинений».

Деловой слог исключает все фигуры, занимающие воображение и остроумие, позволяя умеренное употребление только тех, которые действуют на память и возбуждают внимание.

По этому же правилу употребляются фигуры в деловых, вежливых, поучительных письмах; но в письмах в которых господствует чувство и фантазии, остроумие и юмор, могут присутствовать соответственные украшения, хотя не должны встречаться довольно часто.

В повествовательных сочинениях и вымышленных историях разрешается свободно пользуется всеми правилами поэта. В прагматических и философических - всеми возможностями ораторских речений, интересующих память, внимание, также и остроумие, но в умеренной форме.

 В учебном систематическом слоге возможно употребление иных фигур слов; моралист может позволить себе употребление других фигур, а ораторская речь позволяет себе пользоваться украшениями.

 

 

Ораторские и поэтические фигуры.

 

Ораторские фигуры, также как и поэтические, состоят в особенной форме или особенном обороте целой мысли, для изображения которой можно употреблять собственные и фигуральные речения. От перемены порядка слов они ничего не теряют.

Основные фигуры:

- сообщение - совещание (со слушателем, с судьей, с противниками), в котором мы предоставляем что-либо на решение их совести;

- сомнение - притворное неумение, в котором оратор борется сам с собой, показывает будто он без содействия слушателей не знает, чему следовать и на что решиться;

- поправление - нарочно прерывает речь, чтобы как будто случайно вырвавшуюся мысль ограничить, расширить, изменить и заменить другою, более лучшей;

- предупреждение, прехождение, вопрошение, уступление, напряжение, замедление, восхождение, отступление, остроумие, противоположение.


 

Письма.

 

Каждое письмо как жанр письменной речи представляет собой «разговор с отсутствующим лицом и заступает место изустной с ним беседы».

Основные требования к написанию письма - легкость, естественность, приличие, соразмерность частей, живость.

А.И. Галич в зависимости от содержания и цели обращения подразделяет письма на следующие виды: деловые, учтивые, чувствительные (сентиментальные), остроумные (игривые) и поучительные.

Свои рекомендации по написанию писем Галич строит исходя из их содержания и направленности.

- Деловые письма по своему содержанию близки к деловым бумагам и поэтому должны писаться просто, кратко и ясно.

- Учтивые письма, выражающие чувства уважения, благодарность и преданность определяются содержанием излагаемого и уровнем образования того лица, к которому обращено письмо.

- В чувствительных или сентиментальных письмах допускаются, все три вида слога, «смотря по образованию собеседника и по степени чувства.»

- Письма поучительные как бы наставляют адресата в научных мыслях, но при этом рекомендуется избегать «всякой ученой терминологии», излагать содержание ясно, в «выражениях общепонятных», опираясь на степень образования и потребности лица, к которому обращено письмо.


 

Деловые бумаги.

 

«Деловые бумаги составляют тот особенный род прозы, который мы употребляем в сочинениях, назначаемых непосредственно для отношений и дел гражданской жизни.»

А.И. Галич относит к области, подвластной риторике такие тексты, как министерские и посольские переговоры, государственные договоры, сделки, манифесты, указы, патенты, привилегии, грамоты, прошения, жалобы, донесения, рапорты, реляции, челобитные, судебные протоколы, свидетельства, завещания и т.п.

Основное свойство для деловых бумаг: чистота и грамотность; ясность и определенность; краткость; порядок и полнота.

- Чистота и грамотность разрешают использовать в деловых бумагах только традиционные, общепринятые языковые средства.

- Ясность и определенность требуют избегать всех лишних слов, составлять вразумительные предложения, избегать повторения.

Окрашенные, выразительные языковые средства не должны присутствовать в деловых бумагах, при этом в них можно свободно употреблять терминологическую лексику, которая позволяет избежать «многословных описаний».


 

Ораторское искусство.

 

Задачу и конечную цель любого ораторского выступления А.И. Галич видит в том, чтобы «1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих сих целей произвести тем сильное впечатление» на слушателей.

В своем произведении он продумал принципы построения ораторских речей и предлагает определенную схему их организации.

«Особенные правила» ораторского искусства:

- оратор должен переставлять себе, в полной ясности «цель и намерения повествования»;

-   должен быть определен строгий порядок и размещение отдельных положений речи;

- оратор не должен пропускать важные мысли повествования, т.к. дальше слушатели могут недопонимать оратора.

Одной из важнейшей части ораторского искусства А.И. Галич считает доказательство.

 Правила доказательства:

- не рекомендуется смешивать «доводы разного рода и свойства»;

- надо приводить сначала более слабые доказательства, а затем более сильные;

- не растягивать доказательства, т.к. такие доказательства плохо запоминаются;

- важен тон;

- «…оратор пусть не даст заметить, что он хочет вынудить одобрение хитростью.»

Оратор должен иметь со стороны умственной или теоретической:

- проницательный ум;

- богатую фантазию;

- обширные сведения в науках;

- образование со стороны искусств;

- знание языка, грамматическое и философское.

Оратор должен иметь со стороны нравственной или практической:

- «живое чувство священного сана человеческого»;

- «пламенную ревность к частному»;

- крепкую волю.

Оратор должен иметь со стороны физической:

- приличную наружность;

- звучный голос;

- крепкую грудь.


 

Витийство телесное.

 

Любой оратор должен владеть искусством исполнения и служить более убедительному раскрытию содержательного плана ораторского сочинения.

Телодвижения должны преимущественно соразмеряться содержанию предлагаемой речи. «В сем смысле к совершенству оных принадлежат истина и естественность, или они суть внешние, на поверхности нашего тела выражаемые, или производимые знаки внутренних состояний. Почему ложны и ошибочны все телодвижения, не соответствующие ни свойству и расположению говорящего, ни содержанию его речи.»

Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею».

Голова везде играет первую роль. Она должна держаться в прямом и естественном положении. Поникшая означает подлость, заброшенная назад - спесь, склоненная на сторону - лень, слишком неподвижная - строптивость.

Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.


 

Литература.

 

1. Русская риторика: Хрестоматия. Граудина Л.К. - Москва: Изд-во «Просвещение: учебная литература», 1996, 559с.

 

2. Культура и искусство речи. Современная риторика. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995, 576с.

 

3. Теория и практика русского красноречия. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. - Москва: Изд-во «Наука», 1989, 254с.



2019-07-03 180 Обсуждений (0)
Ораторские периоды и фигуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ораторские периоды и фигуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)