Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы управления персоналом в организации



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Методы управления персоналом в организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Методами управления являются способы осуществления управленческих воздействий на персонал организации для достижения целей управления производством.

В настоящее время можно выделить 3 группы методов управления персоналом в организации по способам воздействия на людей: административные, экономические, социально-психологические. Рассмотрим приведенные методы подробно.

Административные методы. Данные методы осуществляются через управленческое воздействие на персонал с помощью управленческих воздействий осуществляемых в виде взысканий, поощрений и дисциплине.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. д. Эти методы имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Основными способами административного воздействия являются:

1. Меры организационного воздействия: штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места; коллективный договор; правила трудового распорядка; организационная структура управления; устав учреждения. Все перечисленные документы могут быть оформлены в виде стандартов учреждения и введены в действие приказом директора. В то же время исполнение данных документов (инструкций, правил, положений) целиком и полностью зависит от способности персонала (желания) выполнять данные инструкции утвержденные руководством;

2. Меры распорядительного воздействия: приказы; распоряжения; указания; инструктирование; наставления; целевое планирование; нормирование труда; координация работ; контроль исполнения. Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, исполнение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления учреждения в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. Наиболее популярной и категоричной формой распорядительного воздействия является приказ, т.к. его неисполнение чревато соответствующей санкцией (наказание);

3. Меры материальной ответственности и взыскания: добровольное возмещение ущерба учреждению, удержания из заработной платы; депремирование; полная материальная ответственность; коллективная материальная ответственность; Данные меры имеют под собой материальную составляющую, что в той или иной мере оказывает существенно влияние на трудящихся;

4. Меры дисциплинарной ответственности и взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение. Вышеперечисленные меры направлены на поддержание дисциплины и порядка в организации;

5. Меры административной ответственности: предупреждение; штраф; возмещение ущерба. В последнее время возросла роль административной ответственности, все чаще стали налагаться штрафы за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение приказов и распоряжений и т. д.

Методы административного воздействия могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие.

В современном мире роль административных методов снижается. Происходящие процессы в обществе являются тем фактором, который препятствует использованию административных методов. Безработица, галопирующая инфляция, задержка заработной платы, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, все эти факторы негативное влияют на управление персоналом в целом.

Экономические методы. Управляющие воздействия на персонал осуществляются на основе использования экономических законов и категорий.

Экономические методы заключаются в использовании путей воздействия на экономические интересы персонала организации и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредитов, заработной платы, прибыли и других экономических рычагов в попытке создать эффективный механизм работы организации.

Главная цель экономических методов заключается в использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность администрации предприятия за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться выполнения установленных задач без специальных указаний.

Экономические методы по сфере воздействия:

— эластичность и адаптивность управляемых процессов

— возникновение более эффективного контроля;

— снижение функций административного контроля;

— сочетание экономических методов с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Экономические методы управления занимают центральное место в управлении персоналом. Отношения между органами управления и работниками определяются в первую очередь экономическими отношениями, что диктуется объективными потребностями и интересами.

Овладение экономическими методами управления становится принципиальным вопросом коллективной организации труда в фирме, применительно к управлению организацией методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Цель, поставленная руководством, достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Проблема обеспечения комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей персонала предприятия в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами, является наиболее важной в вопросах выбора методов управления

Проблема нормирования труда и заработной платы всегда была актуальной как в советские период управления, так и в современной рыночной экономике. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации, как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом.

Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

От организационно-административных методов, экономические методы руководства отличаются разработкой общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это, своего рода, экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка экономические методы руководства получают дальнейшее развитие. Развиваются новые принципы и методы планирования экономических показателей, расширяется сфера их действия, повышается действенность и результативность экономических стимулов, тем самым позволяя каждому работнику и каждой организационной структуре использовать те экономические условия, при которых изыскивается возможность наиболее полно сочетать личные интересы с интересами компании. Использование личной экономической заинтересованности работников, переходит в разряд достижения целей поставленных организацией, а денежное стимулирование в разряд наиболее ощутимых факторов мотивации к труду.

Социально-психологические методы воздействия на персонал базируются на использовании закономерностей психологии и социологии.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию работников с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:

— поощрение в виде похвалы;

— методы социального планирования;

— личное убеждение;

— внушение,

— личный пример,

— методы регулирования межличностных и межгрупповых отношений,

— воздействие на моральный климат в коллективе.

Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление действия.

Социально-психологические методы направлены на использование методов убеждения, побуждения, склонения объекта управления к желаемым для субъекта действиям, личного примера и т.д.

Метод склонения заключается в том, что субъект управления с помощью разного рода аргументов и фактов убеждает исполнителя в целесообразности выполнения задания и склоняет его действовать именно таким способом, который предлагается субъектом. Основная форма реализации – рекомендация, т. е. управляющее воздействие, которое опирается на сознание исполнителя, его моральную ответственность и исполнительскую дисциплину, опыт и профессиональную квалификацию».

Метод побуждения несет в себе даже больший, чем предыдущий метод, мотивационный заряд, так как предполагает побуждение исполнителя к каким-либо действиям не столько из интересов субъекта управления, сколько из собственных потребностей исполнителя.

Формы реализации данного метода – совет и просьба. Совет – это воздействие, при котором субъект управления подсказывает исполнителю, какой выбрать путь решения проблемы, используя накопленный опыт, прецеденты, побуждая исполнителя к самостоятельным действиям, к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Просьба – управляющее воздействие, основывающееся на побуждении исполнителя к действиям, исходя из характера сложившихся между ними отношений. Как правило, это вежливая форма распоряжения.

Исключительно важен личный пример руководителя, демонстрирующего образцы нужного поведения, либо указывающего на примерных работников. Конечно, сам руководитель, прежде всего, должен соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет своим подчиненным, демонстрируя единство слова и дела. Если поведение руководителя – эталон для подчиненных, то метод личного примера действует автоматически. При использовании данного метода важно учитывать, чтобы пример был доступен для освоения и использования, а сам руководитель не демонстрировал своего превосходства над подчиненными.

Метод информирования направлен на целенаправленное управляющее воздействие субъекта управления на объект управления для получения желаемого результата путем отбора, обработки и распространения информации, необходимой объекту для лучшей ориентации в ситуации и выбора оптимального варианта действий для достижения результата.

Особое значение в современных экономических условиях отводится личностному достоинству и уважению персонала, персонал нуждается не только в поощрении, но и в признании самоценности и значимости на конкретном предприятии.

Обеспечение четкой связи между результатами труда и его стимулированием отводится методам побуждения и поощрения

Социально-психологические методы, прежде всего, направлены на формирование правильного климата в организации, мотивации персонала к труду и достижении положительных результатов. Правильное руководство организацией с применением социально-психологических методов способно вывести предприятие на новый уровень управления, сформировать дружный и отзывчивый коллектив, что в конечном итоге положительным образом скажется на работе организации.

В то же время, психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

 

 

Выводы

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что в современной организации персонал выступает одним из ключевых ресурсов для достижения целей организации. Правильный подход к управлению этими ресурсами ведет к повышению прибыльности и рентабельности предприятия, формированию устойчивого социально-психологического климата и как следствие эффективного управления организацией. Использование административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях становится все более эффективным.

 



2019-07-03 213 Обсуждений (0)
Методы управления персоналом в организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы управления персоналом в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)