Коррекция бокового сигматизма (по Э.Я. Сизовой, 1992) при дизартрии
Массаж лицевых мышц и губ Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны: - похлопывание сглаженной носогубной складки; - круговые движения в месте соединения жевательных мышц; - поглаживание губ; - легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне); - круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки); - легкое пощипывание опущенного угла рта; - пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне). Массаж языка - легкое поглаживание языка; - постукивание шпателем или пальцами по языку; - очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ и лицевых мышц Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового – один. Упражнения для языка 1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение. 2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение. 3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку. 4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку. 5. Покусывание боковых краев языка. Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза. 3. Носовой Появление носового оттенка у последующей гласной после «С, З, Ц». Задняя часть (корень) языка соприкасается с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Звуки заменяются храпом. Коррекция · Важно: дифференциация воздушной струи. Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Приучать направлять струю воздуха в рот (дуть сквозь сближенные губы) – длительно произносить «Ф». · + широко просунутым между зубами языком – должен быть желобок («Ф») · межзубное произнесение · переход к нормальному произнесению Постановка свистящих: 1) от «Ф» с положением языка между нижней губой и верхними резцами; 2) произнести «С» при зажатых крыльях носа; 3) через межзубное положение. Постановка шипящих: 1) произнести «Ш» при зажатых крыльях носа; 2) через межзубное положение. 4. Губно-зубной. В учебниках О.В. Правдиной, Л.С. Волковой – данный дефект рассматривается как сигматизм, в пособиях М.Ф. Фомичевой, Е.Н. Российской и Л.А. Гараниной – как парасигматизм. Свистящие и шипящие произносятся в той или иной степени подобно звукам «Ф, В»: язык в произношении не участвует, звуки произносятся как двугубные щелевые (при нормальном произношении – свистящие и шипящие – ______________________________________________________________________). Нижняя губа сближается с верхними резцами, как при образовании звуков «Ф, В», поэтому: «С, Ц, Ш, Ч» с оттенком «Ф», а «З, Ж» – с оттенком «В». Предрасполагает: прогнатия (верхние резцы резко выступают вперед). Коррекция · Уже есть воздушная струя, нужно затормозить участие нижней губы (механически – придерживать нижнюю губу пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой или шпателем отвести нижнюю губу от зубов). · Показать ребенку, что в момент произнесения фонемы «С» нижняя губа не должна соприкасаться и сближаться с верхними зубами. · Артикуляционная гимнастика – чередование движений губ (смыкание – размыкание: трубочка - оскал) с обязательным оскаливанием (обнажением) нижних резцов · Улыбнуться, оттянуть углы рта так, чтобы были видны зубы и подуть на кончик языка – должен быть свистящий звук («С»). Постановка свистящих: выполнять упражнение «Заборчик» и произнести звук «С», придерживая нижнюю губу. Постановка шипящих: произнести звук «Ш», вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу. Особенности автоматизации: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем). При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации (на 2 этапе) – ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука. Нельзя проводить автоматизацию в словах, в которых есть другие неправильно произносимые звуки. Основные виды парасигматизма и их коррекция :
Вместо щелевой артикуляции – передняя смычка («С, Ш, Ц, Ч, Щ» – «Т», «З, Ж» - «Д»). Разница – в ______________________________________________, причем движения языка при свистящих и шипящих гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных «Т, Д».
Предрасположенность: · Глубокий или закрытый прикус (резцы нижней челюсти полностью перекрываются резцами нижней челюсти) · Снижение слуха Коррекция · Показ правильной артикуляции с последующим протяжным произнесением «С» · + тактильное ощущение длительной холодной струи при правильном протяжном произнесении звука С. Артикуляционные упражнения · Просовывание распластанного языка между зубами. · Высовывание языка «желобком» при открытом рте. · Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов. Постановка: 1) через межзубное положение; 2) с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы (опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки).
Шипящий оттенок при произнесении «С, З, Ц», смягчено – «Шь». Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих. Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.
Коррекция Различение правильного и неправильного произнесения, звучания фонем: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. · Если нет: от межзубного произнесения – к нормальному произнесению. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма. Постановка свистящих: 1) с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы; 2) через межзубное произношение звука «Ф». Постановка шипящих: с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы.
Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими.
Коррекция Постановка шипящих: с механической помощью – задвинуть кончик языка за нижние резцы. «Ш» вызывать от «С»: на щеки нажимать и губы вперед. При парасигматизме обязательна дифференциация искомого звука со звуком заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |